Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.
Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:
изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий;
выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»;
дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства
Сущность, цели создания и виды территорий
с особым статусом в РФ…………………………………………………….6
Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11
Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16
Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область)
Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20
Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25
Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29
Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ
на территории России……………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

ау курс.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

      Инвесторы российских особых экономических зон  освобождаются от налога на землю, имущество  и транспорт сроком на 5 и более  лет. Есть опция по снижению налога на прибыль. Для резидентов инновационных экономических зон предусмотрено сокращение ставки социальных платежей. Все инвесторы имеют правовые гарантии, которые защищают их от возможных неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве. [17]

      Российское законодательство выделяет четыре типа особых экономических зон:

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ [1]

      Промышленные ОЭЗ, в основном, создаются с целью увеличения экономического потенциала, инвестиционной и социальной привлекательности региона, повышения уровня и качества жизни населения региона. Следовательно, целесообразно создавать промышленные особые зоны в депрессивных регионах. Обязательное условие создания таких ОЭЗ – наличие на территории предприятий автомобилестроения и автокомпонентов, производства строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования. В настоящее время в РФ действуют четыре промышленные ОЭЗ – «Алабуга» (Республика Татарстан), «Липецк» (Липецкая обл.), Тольятти (Самарская обл.) и «Титановая долина» (Самарская обл.).

     Понятие технико-внедренческих зон (инновационных ОЭЗ) имеют размытые границы с понятием наукоградов. Однако разница в том, что наукограды могут создаваться искусственно (т.е. на территории, где никогда не было ничего подобного, в отдаленных и труднодоступных районах), а инновационные ОЭЗ, как правило, располагаются в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы. Цель создания инновационных ОЭЗ – вывод отечественной продукции на российские и международные рынки. Целесообразность открытия таких зон в крупных научных центрах объясняется высоким уровнем образованности населения, ближайшим расположением высших учебных заведений инновационного характера.

     В РФ законодательно выделяется четыре инновационных ОЭЗ: на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы («Зеленоград») и Дубны. В данном курсовом проекте более подробно мы рассмотрим ОЭЗ «Дубна».

     В отличие от предыдущих типов ОЭЗ, портовые закрепились законодательно совсем недавно, поэтому в настоящие  момент их существует всего три: «Ульяновск» (Ульяновская обл.), «Советская гавань» (Хабаровский край), Мурманск (Мурманская обл.). Особенность портовых ОЭЗ заключается в том, что находятся они в непосредственной близости от основных глобальных транспортных коридоров – «Север-Юг» и «Восток-Запад» (Рис.1). Это позволяет получить доступ к рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создание их и обуславливается целью выхода на большие рынки.

     Самый распространенный тип ОЭЗ в России – это туристско-рекреационные  зоны (туристические ОЭЗ). По состоянию на конец 2011 года их насчитывалось четырнадцать. Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Остальные семь входят в туристический кластер на Северном Кавказе.

     Предназначение  туристических ОЭЗ – развитие туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса, повышение  туристической привлекательности  регионов, а, следовательно, экономическое и социальное развитие данных регионов. Обязательное условие создания туристско-рекреационных зон – наличие развитой транспортной системы между центром и данным регионом.

 

      1.2. Создание особых экономических зон как антикризисная мера

     В параграфе 1.1. мы вскользь рассмотрели  федеральное значение территорий с  особым статусом. Теперь коснемся их регионального  значения.

     Территории  с особым статусом являются эффективным  инструментом социально-экономического развития регионов, привлечения инвестиций и инновационного развития. На сегодняшний день основными задачами ОЭЗ являются создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны и поддержание эффективности в нестабильных экономических условиях за счёт активного привлечения инвесторов и поиска альтернативных механизмов финансирования деятельности таких территорий. Для субъектов РФ создание территорий с особым статусом является одной из потенциальных возможностей значительного увеличения притока инвестиций и решения задач улучшения социально-экономической ситуации региона.

     Поскольку объектом нашего исследования являются особые экономические зоны, то будет  целесообразнее подробно остановиться именно на них. Далее рассмотрим, каким образом государство управляет особыми экономическими зонами в ходе антикризисной политики.

     Тот факт, что создание особой экономической  зоны – антикризисная мера, свидетельствует  уже тот факт, что срок действия любой ОЭЗ – 20 лет (для технико-внедренческих -15 лет), и продлению не подлежит. Т.е. ставится задача: за двадцать лет «поднять» экономику региона и страны. Логичнее всего предположить, что само создание таких зон является антикризисным инструментом. Т.е., как только экономика страны идет на спад, необходимо открыть новую особую зону, привлечь капитал, удвоить производство, насытить рынок и, таким образом, обойти кризис. На деле все совсем не так.

     Необходимо  учитывать, что ОЭЗ начинает приносить доход далеко не сразу, а через некоторое время. А на начальном этапе приносит даже убыток – налоговые льготы уменьшают доходы бюджета. Практически единственное, на что создание ОЭЗ влияет положительно сразу – уровень занятости населения. Создание новых предприятий предполагает появление новых рабочих мест.

     Т.е. «особенность» зоны притягивает не только инвесторов, но и простых граждан, ищущих работу. За счет этого поднимается рейтинг региона, а, следовательно, и уровень жизни в данном регионе. Например, создание ОЭЗ в малозаселенном регионе, может послужить не только стимулом развития территории, но и, возможно, обеспечит отток людей из перенаселенных регионов, таких как Москва и Московская область.

     Из  всего вышесказанного следует, что  управление особыми экономическими зонами – это, прежде всего, стратегическое антикризисное управление. Однако, есть и некоторые ОЭЗ, чье влияние на регион становится заметно сразу. Такие зоны мы будем называть инструментами оперативного антикризисного управления. Далее мы рассмотрим их подробнее. К тому же «антикризисность» ОЭЗ также может быть различной: ОЭЗ может быть федеральной антикризисной мерой, а может быть региональной антикризисной мерой. Ниже будут рассмотрены оба вида ОЭЗ. А пока коснемся организации и механизма управления особыми экономическими зонами в РФ.

     Итак, в настоящее время существует двадцать пять особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации»». Эти ФЗ и регламентируют предпринимательскую деятельность на территории особой зоны. Кроме того, при создании любой ОЭЗ обязательно издается Постановление Правительства РФ и заключается Соглашение (например, о создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа).

     До 2009 года существовало Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. После его расформирования полномочия по нормативно-правовому регулированию, созданию и управлению особыми экономическими зонами на территории Российской Федерации переданы Министерству экономического развития Российской Федерации, в структуре которого создан Департамент особых экономических зон и проектного финансирования. Также на Департамент «возлагается разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». [1]

     В настоящее время в РФ функционирует управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны», единственным акционером которой является государство. Юридически компания действует как заказчик строительства инфраструктуры. Фактически же она привлекает иностранных инвесторов. С 2006 года по 2012 год в особые экономические зоны России вложили капитал более 300 инвесторов из 20 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие «транснациональные гиганты» как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic, NSN, Arkray и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 360 миллиардов рублей. [18]

     Для правильности понимания механизма управления особыми экономическими зонами рассмотрим российский опыт создания таких зон. После опубликования Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было подано 73 заявки из 43 регионов России на создание особых экономических зон. Первый регион, чья заявка была рассмотрена и одобрена, это Липецкая область. Позже на основании Постановления Правительства была создана промышленно-производственная ОЭЗ «Липецк», специализирующаяся на машиностроении, химической промышленности, строительных материалах, бытовой технике и торговом оборудовании. Необходимость создания особой зоны именно в Липецкой области может быть аргументирована так:

  •   область является донором федерального бюджета;
  •   по экспертным оценкам отнесена к регионам с уровнем развития выше среднего;
  •   первой в РФ получила национальный рейтинг международного агентства Fitch «А +», что означает хорошие бюджетные показатели, отсутствие долгов, высокую кредитоспособность, а также прозрачность экономики и финансовой отчетности;
  •   в области уже имеется успешный опыт привлечения иностранных инвестиций, причем их количество давно уже превысило объем ее консолидированного бюджета. По этому соотношению Липецк опережает даже столицу, известную размахом своего бизнеса. Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал здесь составляет 20 процентов.
  • Из  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что регион, в котором  планируется создание особой экономической  зоны, уже должен обладать достаточно сильной экономической базой и высоким рейтингом. В этом случае можно надеяться на незамедлительную реакцию со стороны инвесторов, как российских, так и иностранных. [19]

     Рассмотрим  противоположный случай - когда особая экономическая зона создается в депрессивном регионе. Например, в настоящее время формируется ОЭЗ промышленно-производственного типа в Рязанской области. «Согласно проекту постановления правительства «О создании на территории Рязанской области особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа», затраты на ее строительство (внутренняя и внешняя инфраструктура) из средств регионального бюджета и внебюджетных источников оцениваются в 6,2 млрд рублей. При этом объем инвестиций резидентов ОЭЗ составит более 70 млрд рублей, что обеспечит к 2014 году увеличение объемов производства промышленной продукции в области на 40 млрд рублей и создание порядка 3 тыс. конкурентоспособных рабочих мест». [14] Кроме того, регион избавится от дотационной зависимости и перейдет на самофинансирование.

     Итак, мы рассмотрели два варианта целей создания ОЭЗ – в благополучном регионе и в депрессивном. В первом случае наиболее высока федеральная значимость такого проекта, а во втором – региональная. Можно сделать вывод, что создание особой экономической зоны может быть инструментом государственной антикризисной политики (как в первом случае), а может быть антикризисным инструментом региональной политики, когда выигрывает, в основном, депрессивный регион. Хотя даже в этом случае выгода государства в целом очевидна: получая свой собственный доход, регион не нуждается в дотациях из федерального бюджета, следовательно, расходы федерального бюджета сокращаются на величину ранее выделяемых из него дотаций региону.

 

      1.3. Мировой опыт создания особых экономических зон

     В отличие от России, где первый опыт создания ОЭЗ относится к 90-м, мировая практика особых территорий современного типа уходит корнями в 50-е годы XX века. Хотя уже в Средневековье существовали города-порты, где действовал режим свободной торговли. В настоящее время особые зоны функционируют более чем в 120 государствах мира. Самое большое количество особых экономических зон (более 240) функционирует в Соединенных Штатах Америки. Их можно разделить на три категории: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны, технологические парки – аналоги наших портовых, промышленных и инновационных, соответственно.

Информация о работе Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления