Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.
Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:
изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий;
выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»;
дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства
Сущность, цели создания и виды территорий
с особым статусом в РФ…………………………………………………….6
Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11
Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16
Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область)
Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20
Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25
Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29
Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ
на территории России……………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

ау курс.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

  1. Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства
    1. Сущность, цели создания и виды территорий

              с особым статусом в РФ…………………………………………………….6

    1. Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11
    2. Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16
  1. Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область)
    1. Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20
    2. Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25
  2. Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
    1. Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29
    2. Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ

             на территории России……………………………………………………...33

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36

    СПИСОК  ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………………………………………...39

    ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………….41

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  данного курсового проекта - «Организация управления территориями с особым статусом в ходе антикризисного управления (на примере особых экономических зон (ОЭЗ))». Актуальность темы объясняется недавним появлением особых зон нового типа в России. Опыт создания свободных экономических зон (аналога современных ОЭЗ) в 90-е годы весьма неудачен; выявлены конкретные ошибки и просчеты. Поэтому велика вероятность «просчитаться» и сейчас. Следовательно, чтобы не ошибиться в выборе территории для создания ОЭЗ, типа ОЭЗ, ее предназначения, создании нормативно-правовой базы, необходимо понять механизм функционирования особой экономической зоны, найти рычаги управления, выявить и укрепить слабые места и сделать ставку на сильные места.

     Итак, объект нашего исследования – особые экономические зоны как инструмент антикризисного управления, а предмет – механизмы управления ОЭЗ в ходе применения антикризисной политики государства.

     Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.

     Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:

    • изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий;
    • выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»;
    • дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.
 

     Учебной литературы по выбранной теме не так  уж и много. Среди использованных в данной работе авторов - Валдайцев С.В. («Антикризисное управление на основе инноваций») – ученый, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики исследований и разработок экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, специалист по менеджменту инноваций и экономике; Кузнецова О.В. («Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования») - начальник отдела региональной экономической политики Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ.

     Кроме того, при написании работы были использованы десятки аналитических статей и выжимки из научных докладов, а также информация, полученная от первых лиц органов управления особых экономических зон в ходе интервью. Самое большое количество материалов было взято с официальных сайтов различных ОЭЗ, а также Правительства РФ, Министерства экономического развития и других органов управления ОЭЗ.

     Также нами было изучено законодательство, регламентирующее функционирование особых экономических зон. Следует отметить, что понятие «территории с особым статусом» отсутствует в российском законодательстве. Но для каждого типа таких территорий (ОЭЗ, наукоград, ЗАТО, технопарк) существует своя собственная нормативно-правовая база.

     Вообще, степень изученности проблемы, поднятой в данном курсовом проекте, чрезвычайна  низка. Это объясняется возрастом института особых зон в РФ – 7 лет. Особые зоны, созданные в 90е годы, не имели под собой российской методологической базы, поэтому и потерпели неудачу. В основном, образцами служили зарубежные особые зоны и методология. До сих пор не опубликовано ни одной масштабной научной или практической работы, посвященной проблеме управления ОЭЗ в рамках антикризисной политики государства. В своем исследовании мы попытаемся построить базу для написания подобной работы.

     Изложим краткий план нашего исследования.  Первое, что необходимо, это разобраться в понятии территорий с особым статусом, определить цели их создания, выполняемые ими функции, разобрать их антикризисную направленность. Также мы рассмотрим зарубежный опыт создания таких территорий – он, несомненно, богаче, чем российский. Отметим, что на протяжении всей работы основной упор мы будем делать на особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Примером такой зоны послужит ОЭЗ «Дубна» (Московская область). Ее мы и рассмотрим во второй части нашего исследования. Описание самой системы управления ОЭЗ и попытка оценки деятельности ОЭЗ станут предпосылкой для постановки основных проблем управления и функционирования особых зон в России. Последний наш шаг – это разработка собственных рекомендаций и предложений по оптимизации управления ОЭЗ в ходе антикризисного регулирования социально-экономической деятельности регионов.  

 

  1. ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
 
    1. Сущность, цели создания и виды территорий с особым статусом в РФ

      В российском законодательстве никак  не закреплено понятие территорий с  особым экономическим статусом. Но на практике под ними понимаются такие территории, на которых для предпринимателей и инвесторов существуют различного рода льготы (налоговые, таможенные, кредитные), предоставляются государственные субсидии, возможен упрощенный порядок регистрации предприятий и т.д. К территориям с особым статусом принято относить особые экономические зоны, наукограды, технопарки и закрытые административно-территориальные единицы (ЗАТО).

      Прежде  всего, следует отметить, что территории с особым статусом – это муниципальные  образования, чаще всего городские округа, которым Правительство РФ дало статус особых экономических зон, наукоградов, технопарков, ЗАТО. Именно Правительство РФ принимает решение о создании таких территорий для государственных нужд. Подробнее о законодательной базе территорий с особым статусом будет рассказано в параграфе 2.1.

      Основополагающая  цель создания таких территорий –  это развитие экономики и обеспечение безопасности государства, а именно, решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, военно-технических, региональных и научно-технических задач за счет привлечения предпринимателей и инвесторов на особых льготных условиях.

      Рассмотрим  подробнее виды территорий с особым статусом.

      Согласно  ст.1 Федерального закона РФ от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоград – это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

      По  словам бывшего сопредседателя Национального  комитета "Интеллектуальные ресурсы  России" С. М. Миронова, наукограды –  это директивно созданные (исходя из совершенно конкретных государственных потребностей) населенные пункты, моноориентированные на производственный объект (организацию), при котором он строится.» [8]

      Наукограды, отличаются высокой концентрацией интеллекта по всему циклу - от получения научного знания до конструкторской проработки, а потом промышленной реализации.

      Фактически  в настоящее время общее число наукоградов России включает около 70 городских и сельских поселений, расположенных преимущественно в основной полосе расселения страны. Однако законодательно закрепленный статус наукограда имеют менее десяти муниципальных образований. Самый известный из них – «Сколково». Да и то, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ «Сколково» как муниципальное образование отделено от понятия «наукоград».

      В отличие от наукоградов, где существует только один «производственный объект, при котором он строится», технопарк – это территория инновационной активности, на которой происходит ускоренное взаимодействие многих компаний сектора высоких технологий за счёт наличия развитой инфраструктуры. Т.е. на территории технопарка находится «множество предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.» [7]

      По  состоянию на начало 2011 года в России насчитывалось более тридцати технопарков, и их количество непрерывно растет, следовательно, возрастают и федеральные расходы на их финансирование. Поэтому Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий приняла решение провести аттестацию технопарков и проверку на предмет соответствия законодательству о деятельности технопарков в РФ.

      Многие специалисты, в том числе Кузнецова О.В., автор учебника «Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования», не выделяют технопарки в отдельную категорию территорий с особым статусом, а рассматривают их как разновидность технико-внедренческих особых экономических зон, о которых мы поговорим позже.[6]

      Еще один вид территорий с особым статусом – закрытые административно-территориальные  единицы (ЗАТО). ЗАТО - городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Такие муниципальные образования закрыты для посещения иностранным гражданам, а также имеют пропускной режим для граждан РФ в целях сохранения безопасности. [16]

      Цель  создание ЗАТО - обеспечение государственной  безопасности посредством разработки и создания оружия массового поражения, сохранение сведений о производстве оружия массового поражения и создании новых технологий в тайне.

      Более подробно остановимся на понятии «особая экономическая зона» (ОЭЗ), т.к. именно на примере ОЭЗ «Дубна» в данном курсовом проекте мы будем рассматривать механизм управления территориями с особым статусом в ходе антикризисного управления.

      Итак, согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Иными словами, ОЭЗ - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Статус ОЭЗ присваивается по результатам федерального конкурса, на котором рассматриваются заявки регионов.

Информация о работе Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления