Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.
Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:
изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий;
выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»;
дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства
Сущность, цели создания и виды территорий
с особым статусом в РФ…………………………………………………….6
Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11
Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16
Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область)
Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20
Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25
Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29
Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ
на территории России……………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
с особым статусом в РФ…………………………………………………….6
на территории России……………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ПЕРВОИСТОЧНИКОВ………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного курсового проекта - «Организация управления территориями с особым статусом в ходе антикризисного управления (на примере особых экономических зон (ОЭЗ))». Актуальность темы объясняется недавним появлением особых зон нового типа в России. Опыт создания свободных экономических зон (аналога современных ОЭЗ) в 90-е годы весьма неудачен; выявлены конкретные ошибки и просчеты. Поэтому велика вероятность «просчитаться» и сейчас. Следовательно, чтобы не ошибиться в выборе территории для создания ОЭЗ, типа ОЭЗ, ее предназначения, создании нормативно-правовой базы, необходимо понять механизм функционирования особой экономической зоны, найти рычаги управления, выявить и укрепить слабые места и сделать ставку на сильные места.
Итак, объект нашего исследования – особые экономические зоны как инструмент антикризисного управления, а предмет – механизмы управления ОЭЗ в ходе применения антикризисной политики государства.
Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.
Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:
Учебной литературы по выбранной теме не так уж и много. Среди использованных в данной работе авторов - Валдайцев С.В. («Антикризисное управление на основе инноваций») – ученый, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики исследований и разработок экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, специалист по менеджменту инноваций и экономике; Кузнецова О.В. («Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования») - начальник отдела региональной экономической политики Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ.
Кроме того, при написании работы были использованы десятки аналитических статей и выжимки из научных докладов, а также информация, полученная от первых лиц органов управления особых экономических зон в ходе интервью. Самое большое количество материалов было взято с официальных сайтов различных ОЭЗ, а также Правительства РФ, Министерства экономического развития и других органов управления ОЭЗ.
Также нами было изучено законодательство, регламентирующее функционирование особых экономических зон. Следует отметить, что понятие «территории с особым статусом» отсутствует в российском законодательстве. Но для каждого типа таких территорий (ОЭЗ, наукоград, ЗАТО, технопарк) существует своя собственная нормативно-правовая база.
Вообще, степень изученности проблемы, поднятой в данном курсовом проекте, чрезвычайна низка. Это объясняется возрастом института особых зон в РФ – 7 лет. Особые зоны, созданные в 90е годы, не имели под собой российской методологической базы, поэтому и потерпели неудачу. В основном, образцами служили зарубежные особые зоны и методология. До сих пор не опубликовано ни одной масштабной научной или практической работы, посвященной проблеме управления ОЭЗ в рамках антикризисной политики государства. В своем исследовании мы попытаемся построить базу для написания подобной работы.
Изложим
краткий план нашего исследования.
Первое, что необходимо, это разобраться
в понятии территорий с особым статусом,
определить цели их создания, выполняемые
ими функции, разобрать их антикризисную
направленность. Также мы рассмотрим зарубежный
опыт создания таких территорий – он,
несомненно, богаче, чем российский. Отметим,
что на протяжении всей работы основной
упор мы будем делать на особые экономические
зоны технико-внедренческого типа. Примером
такой зоны послужит ОЭЗ «Дубна» (Московская
область). Ее мы и рассмотрим во второй
части нашего исследования. Описание самой
системы управления ОЭЗ и попытка оценки
деятельности ОЭЗ станут предпосылкой
для постановки основных проблем управления
и функционирования особых зон в России.
Последний наш шаг – это разработка собственных
рекомендаций и предложений по оптимизации
управления ОЭЗ в ходе антикризисного
регулирования социально-экономической
деятельности регионов.
Фактически в настоящее время общее число наукоградов России включает около 70 городских и сельских поселений, расположенных преимущественно в основной полосе расселения страны. Однако законодательно закрепленный статус наукограда имеют менее десяти муниципальных образований. Самый известный из них – «Сколково». Да и то, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ «Сколково» как муниципальное образование отделено от понятия «наукоград».
В отличие от наукоградов, где существует только один «производственный объект, при котором он строится», технопарк – это территория инновационной активности, на которой происходит ускоренное взаимодействие многих компаний сектора высоких технологий за счёт наличия развитой инфраструктуры. Т.е. на территории технопарка находится «множество предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание.» [7]
По состоянию на начало 2011 года в России насчитывалось более тридцати технопарков, и их количество непрерывно растет, следовательно, возрастают и федеральные расходы на их финансирование. Поэтому Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий приняла решение провести аттестацию технопарков и проверку на предмет соответствия законодательству о деятельности технопарков в РФ.
Многие специалисты, в том числе Кузнецова О.В., автор учебника «Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования», не выделяют технопарки в отдельную категорию территорий с особым статусом, а рассматривают их как разновидность технико-внедренческих особых экономических зон, о которых мы поговорим позже.[6]