Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.
Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:
изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий;
выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»;
дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства
Сущность, цели создания и виды территорий
с особым статусом в РФ…………………………………………………….6
Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11
Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16
Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область)
Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20
Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25
Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29
Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ
на территории России……………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………
Также
реальной проблемой является невозможность
ОЭЗ самостоятельно принимать и
реализовывать программы
Еще
один «пробел в законодательстве»
заключается в невозможности открытия
серийного производства по изобретенным
технологиям на территории технико-внедренческой
особой зоны. Возможно, это связано с размером
самой ОЭЗ и низким уровнем спроса на инновационную
продукцию в регионе. Но в любом случае,
переход к инновационной модели развития
экономики России сдерживается не только
низким уровнем спроса на инновационную
продукцию на внутреннем рынке, но еще
и слабым уровнем развития инфраструктуры
для расширения экспорта инновационной
продукции. Т.е. инновационная политика
государства заканчивается на этапе создания
новых технологий и, как максимум, их испытаний
и поштучной продажи. Внедрение их в производство
обычно или слишком дорого, или вызывает
сомнения в целесообразности, т.к. величина
прогнозируемого спроса на инновационную
продукцию ничтожно мала ввиду большего
доверия западным исследователям и производителям
Проблемы функционирования особых экономических зон, в том числе ОЭЗ «Дубна» заключаются не только, как было сказано в предыдущем параграфе, в недостаточном правовом обеспечении деятельности, но и в методике оценки деятельности.
Если учесть, что основная цель создания ОЭЗ – это использование их как точек роста региона, то можно сделать вывод о том, что главный критерий оценки функционирования ОЭЗ – соотношение «вложено-получено» или «расход-доход». С другой стороны, ОЭЗ является инструментом стратегического антикризисного управления, следовательно, сравнивать доходы с расходами надо по истечению срока действия особой зоны. (Напомним, что срок действия технико-внедренческой ОЭЗ – 15 лет). Но ведь с момента создания, например, ОЭЗ «Дубна» прошло уже семь, т.е. треть назначенного срока и пора бы уже делать выводы об успешности ее деятельности. Однако нужно сделать скидку на то, что полноценное функционирование ОЭЗ началось только в 2011 году, а до этого шли строительство инфраструктуры, офисно-лабораторных зданий, инженерных сетей, технического оснащения и т.д.
Тем не менее, необходимо хотя бы разработать методику оценки деятельности и управления ОЭЗ. В настоящее время это сделать довольно трудно, и это связано с особенностями типов особых зон. На наш взгляд именно точками роста регионов (инструментами оперативного антикризисного управления) можно считать только туристические и промышленные ОЭЗ, где вполне реально оценивать прибыльность вложений. Например, результативность деятельности предприятий машиностроительной индустрии легко оценить соотношением «вложено-изготовлено-продано». Полученная прибыль и составляет тот экономический рост, который первоначально был заложен как основополагающая цель создания промышленной ОЭЗ.
Другое дело – инновационная деятельность. Как уже говорилось, основная проблема функционирования технико-внедренческих зон – это окончание процесса на стадии создания технологии, массовая реализация – не частое явление. А для получения дохода необходимо продать или саму технологию, или продукцию, на основе которой она создана. Производство дорого и потребует дополнительных вложений, а продукция не пользуется большим спросом, - но только в этом случае инновационную ОЭЗ можно рассматривать как точку экономического роста региона. О том, что ОЭЗ «Дубна» не была создана как точка экономического роста, свидетельствует также тот факт, что регион, в котором она расположена (Московская обл.), не является депрессивным или неблагополучным. По сравнению с другими регионами здесь и занятость выше средней, и экономическая ситуация вполне стабильна. Следовательно, в данном курсовом проекте, мы не рассматриваем технико-внедренческие зоны в период их функционирования как точки роста регионов. Как мы уже упоминали, экономический рост региона появится лишь тогда, когда созданные инновационные технологии будут реализованы. В любом случае, как инструмент стратегического антикризисного управления технико-внедренческие зоны вполне себя реализуют, учитывая инновационную направленность современной политики России.
Итак, перейдем к методике оценки функционирования технико-внедренческой ОЭЗ.
Коллектив авторов под руководством д.э.н. профессора Зельднера А.Г. (Институт экономика РАН) в научном докладе «Особые технико-внедренческие зоны в реализации модели инновационного развития» выделил следующие индикаторы, характеризующие состояние технико-экономических особых экономических зон:
Следует
отметить, что по всем перечисленным
показателям ОЭЗ «Дубна»
По состоянию на 1 октября 2011 года в ОЭЗ было занято в общей сложности более 800 человек, размер общих инвестиций – 472 млрд руб, ВРП – 1,6 трл руб. О том, что управление ОЭЗ «Дубна» довольно эффективно свидетельствует еще тот факт, что с каждым годом сокращаются государственные инвестиции и возрастают частные. В марте 2012 года на совещании Наблюдательного совета были рассмотрены 15 заявок на резиденцию в ОЭЗ «Дубна». 8 из них были одобрены.
По словам директора ОАО «ОЭЗ» Олега Костина «главные критерии оценки эффективности деятельности ОЭЗ – качественный состав резидентов, соотношений государственных и частных инвестиций и доходы в бюджет от уплаты налогов резидентами». [13]
Что касается оценки общего состояния особых экономических зон, то картина выглядит так: в ОЭЗ ведут деятельность 270 компаний с капиталом из 20 стран, заявленный объем частных инвестиций более 300 млрд рублей, в то врем как государственные инвестиции с каждым годом значительно сокращаются объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней превышает 4 млрд рублей, а объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении превышает 50 млрд рублей.
Приведенные данные слишком обобщены, чтобы сделать какие-либо выводы. Обратившись к сайту Федеральной службы государственной статистики, мы выяснили, что не приводится никакой статистики по особым экономическим зонам, следовательно, никакого учета не ведется, или, по крайней мере, эти сведения не разглашаются.
В общем, для семи лет существования института особых экономических зон в России, прогресс не слишком очевиден. Реальный доход и пользу регионам приносят только производственные и туристические зоны, а инновационные и портовые немного отстают в развитии. Это объясняется возрастом портовых зон - всего 2-3 года и запретом на многие виды деятельности. А местные власти уже неоднократно выражали желание создать в ОЭЗ обрабатывающее производство.
Перечислим ряд основным проблем, которые мы выявили в ходе нашего исследования: