Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.
Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:
изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий;
выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»;
дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства
Сущность, цели создания и виды территорий
с особым статусом в РФ…………………………………………………….6
Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11
Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16
Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область)
Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20
Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25
Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29
Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ
на территории России……………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………
В параграфе 2.1. мы рассмотрим общие характеристики особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна», цели ее создания, направления деятельности, резидентов и их преференции, а также организацию управления. Материалы, используемые для написания данного параграфа, представлены на официальном сайте ОЭЗ «Дубна». Также были использованы Положение о Наблюдательном совете ОЭЗ «Дубна» и План развития ОЭЗ «Дубна».
Город Дубна расположен в 120 км к северу от Москвы в месте соединения р.Волги и канала им.Москвы. В городе проживает около 70 тысяч человек, из них 13 тыс. жителей имеют высшее образование, более 1000 человек – ученую степень, около 300 – доктора наук. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №781 на территории города была создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Дубна», целями создания которых являются:
- увеличение доли присутствия России на мировых рынках высокотехнологичной продукции, отработки механизмов концентрации в современных условиях интеллектуальных и других ресурсов на определенной территории для решения приоритетных задач в научно-технической сфере;
- создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего университет, исследовательские и инженерные центры и инновационные предприятия,
- разработка и внедрение программных продуктов.
ОЭЗ
«Дубна» вошла в шестерку первых
ОЭЗ России, образованных в 2005 году.
При рассмотрении заявок выбор пал
на г.Дубна, т.к. там уже имелись
научные институты и
К настоящему времени резидентами ОЭЗ «Дубна» являются 82 компании, из них 34 специализируется в информационных технологиях , 33 – в ядерно-физических и нанотехнологиях и био- и медицинских технологиях, 15 – в проектировании сложных технических систем.
Рассмотрим, какие льготы существуют для резидентов ОЭЗ «Дубна».
Мало того, что для будущих резидентов уже подготовлены офисно-лабораторные помещения, земельные участки с полностью построенными подъездами и инженерными сетями, для них существуют и следующие преференции:
Несмотря на то, что большого коммерческого успеха ОЭЗ «Дубна» не достигла за семь лет своего существования (хотя и выручка от реализации небольшого тиража продукции максимальна по сравнению с другими инновационными ОЭЗ), была проведена огромная исследовательская работа, которая, возможно, завершится серийным производством дорогостоящей инновационной продукции и продажей разработанных технологий. В этом случае можно надеяться на хорошую прибыль не только для Дубны и Московской области, но и для России в целом в случае масштабного экспорта.
Теперь рассмотрим организацию управления ОЭЗ «Дубна».
Как уже было сказано, главный федеральный орган управления особыми экономическими зонами – Министерство экономического развития РФ, а точнее, его структурное подразделение Департамент особых экономических зон и проектного финансирования. Именно по его инициативе ОЭЗ «Дубна» и была создана. Непосредственное управление и контроль ведет Наблюдательный совет особой экономической зоны «Дубна». В его состав входят представители Министерства экономического развития РФ, Министерства экономического развития Московской области, Правительства Московской области, Администрации города Дубна и резидентов ОЭЗ. В компетенцию Наблюдательного совета технико-внедренческой особой экономической зоны входит рассмотрение заявок новых компаний-резидентов, заслушивание отчетов действующих резидентов, принятие решение относительно стратегии развития ОЭЗ, проверка отчетности органов управления на предмет сохранности государственной и муниципальной недвижимости, сданного в аренду резидентам и другого имущества, а также контроль расходования денежных средств, поступающих в ОЭЗ. Отчитывается Наблюдательный совет перед Министерством экономического развития РФ. [1]
С каждым годом Министерство экономического развития РФ передает все больше своих полномочий органам региональной и муниципальной власти, ввиду оптимизации управления ОЭЗ. Так, например, согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 22 апреля 2010 г. N 145 «О передаче органам исполнительной власти субъектов РФ отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами», в ведение региональных властей были переданы такие функции, как экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию резидентам особых экономических зон.
Связано это, прежде всего, с сосредоточением узконаправленных специалистов в данных областях на региональном и муниципальном уровнях власти, - специалист качественнее справится с работой, находясь в непосредственной близости от самой зоны. К тому же основной проблемой управления был и пока остается тот факт, что «существующее разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не учитывает в полной мере роли региональных властей и муниципалитетов в создании и функционировании инновационной системы. Продолжают оставаться неудовлетворительными методики и качество государственного статистического учета результатов инновационной деятельности». [12]