Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта – изучить организацию управления особыми экономическими зонами как антикризисного инструмента и дать рекомендации по оптимизации управления и функционирования ОЭЗ.
Задачи, которые мы перед собой ставим, выглядят следующим образом:
изучить материалы по теме исследования и дать краткую характеристику территорий с особым статусом, их предназначения, охарактеризовать мировой опыт создания подобных территорий;
выявить существующие проблемы в механизме управления и функционирования ОЭЗ на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна»;
дать рекомендации по оптимизации управления ОЭЗ в России: по стратегии развития института ОЭЗ, по совершенствованию законодательства, по улучшению функционирования действующих ОЭЗ в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
Территории с особым статусом как инструмент антикризисной политики государства
Сущность, цели создания и виды территорий
с особым статусом в РФ…………………………………………………….6
Создание особых экономических зон как антикризисная мера…………11
Мировой опыт создания особых экономических зон …………………...16
Организация и проблемы управления особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская область)
Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»………20
Оценка результативности управления ОЭЗ «Дубна»………………….25
Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления
Рекомендации по стратегии развития института ОЭЗ в России………...29
Рекомендации по оптимизации управления существующими ОЭЗ
на территории России……………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..36
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

ау курс.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

     Зоны  внешней торговли отличаются льготными  таможенными условиями, для которых  характерны специальные налоговые  режимы. Кроме того, здесь отменяются квоты на экспортируемые товары в другие страны. В предпринимательских зонах производится складирование изготовленной продукции и ее переработка.

     Комплексные предпринимательские зоны создаются, как правило, в тех регионах страны, где имеется высокий уровень безработицы, а также низкие доходы работающих граждан. Для сравнения – в РФ нет комплексных особых зон.

     Первый  «Дьюти фри шоп» появился в Ирландии, когда понадобились меры, чтобы стабилизировать  экономику района, прилегающего к  аэропорту Шеннон. На небольшой территории вблизи аэропорта открыли зону свободной торговли, позже основали производство и инновационную зону.  

     Интересен китайский опыт создания ОЭЗ. Главная  особенность китайских зон состоит  в том, что предпринимательская  деятельность, осуществляемая в них, регламентируется законодательными актами, принятыми парламентами тех провинций, в которых функционируют соответствующие зоны. Развиваются здесь главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. Более 50% производимой там продукции экспортируется. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются многочисленными таможенными и налоговыми льготами, им предоставляются большие права и полномочия.

     Помимо  экономических преимуществ развития особых экономических зон в Китае, есть и недостатки. «Во-первых, приоритетное развитие зон привело к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны. Во-вторых, из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей в производственной сфере произошло значительное отставание в развитии сырьевой базы.» [9]

     Рассматривая  управленческие аспекты развития особых экономических зон, необходимо отметить, что в большинстве европейских странах к управлению особой экономической зоны часто привлекаются негосударственные структуры. Например, в Литве управление ОЭЗ осуществляет победившая на конкурсе управляющая компания. Она является юридическим лицом, которому передается в аренду сама территория ОЭЗ и делегируются определенные управленческие функции. Для сравнения: в РФ все споры по поводу управления ОЭЗ привели к тому, что государство справится с этой задачей эффективнее.

     Объем предоставляемых резидентам особых зон налоговых льгот в разных странах также существенно различается. Страны Евросоюза не приветствуют большие льготы. Для стран Восточной Европы, недавно вступивших в Европейский Союз, проблема сокращения налоговых льгот в СЭЗ стала предметом серьезных дискуссий. Нельзя не согласиться с «правилами» Евросоюза, но также и нельзя отказаться от своих ОЭЗ, где уже функционируют резиденты на льготных условиях.

     Общие тенденции развития ОЭЗ в европейских  странах – это передача их в  частные руки. Государственные инвестиции постоянно снижаются, льготы не слишком существенны, управление переходит в руки коммерческой компании. Сокращение госинвестиций связано с «возможностью нарушения конкуренции в случае дотационной или инвестиционной помощи предприятиям». [10]

     Европейские страны в основном отошли от создания промышленно-производственных и сервисных зон. Можно сказать, что общей тенденцией развития ОЭЗ в Европе является широкое распространение технико-внедренческих зон. Создание и развитие таких зон становится одним из перспективных направлений экономического и научно-технического развития стран Евросоюза. В них ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется и экспериментальное производство наукоемкой продукции.

     Одними  из самых эффективных ОЭЗ признаны «зоны внешней торговли» США. Это зоны, географически расположенные на территории США, но рассматриваемые законодательством как находящиеся за пределами таможенной территории страны. Они территориально обособлены, замкнуты, находятся под охраной и снабжены средствами для причаливания, разгрузки, хранения, обработки, производства и экспонирования товаров, а также для их дальнейшей транспортировки по суше, воде или воздуху. Они функционируют под контролем специально созданного межведомственного Совета по зонам внешней торговли. [11]

     Наиболее  интересный вид особых зон, так и  не получивших признание в России - оффшоры. Оффшорная зона - страна или регион, осуществляющий регистрацию компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Регистрация в оффшоре – способ сокращения уплачиваемых налогов, поэтому отношение к оффшорным зонам в целом негативное.

     Оффшорные зоны дают использующим их компаниям  следующие преимущества: налоговые  льготы, значительную свободу при  ведении бухгалтерской отчетности, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций. Импортируемые для нужд компаний оборудование, автомобили, материалы не облагаются таможенными пошлинами. Число зарегистрированных нерезидентских фирм в одном офшоре может достигать нескольких десятков тысяч. Во многих офшорах требуется обязательное трудоустройство местных жителей в секретарское бюро, тем самым решается проблема занятости.

     Самые известные офшоры - Андорра, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова. [16]

     Итак, сравнивая типы особых зон в различных  странах, можно сделать следующие  выводы. Развитые страны, где практически  нет депрессивных регионов, преимущественно развиваются инновационные особые зоны и зоны внешней торговли – в зависимости от стратегических целей государства. Для реального же привлечения инвестиций более целесообразно открывать производственные и сервисные (аналог наших туристических) ОЭЗ.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА «ДУБНА» (МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)
 
    1. Общая характеристика и организация управления ОЭЗ «Дубна»
 

      В параграфе 2.1. мы рассмотрим общие характеристики особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Дубна», цели ее создания, направления деятельности, резидентов и их преференции, а также организацию управления. Материалы, используемые для написания данного параграфа, представлены на официальном сайте ОЭЗ «Дубна». Также были использованы Положение о Наблюдательном совете ОЭЗ «Дубна» и План развития ОЭЗ «Дубна».

      Город Дубна расположен в 120 км к северу от Москвы в месте соединения р.Волги  и канала им.Москвы. В городе проживает  около 70 тысяч человек, из них 13 тыс. жителей имеют высшее образование, более 1000 человек – ученую степень, около 300 – доктора наук. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. №781 на территории города была создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Дубна», целями создания которых являются:

      - увеличение доли присутствия России на мировых рынках высокотехнологичной продукции, отработки механизмов концентрации в современных условиях интеллектуальных и других ресурсов на определенной территории для решения приоритетных задач в научно-технической сфере;

      - создание современной российской модели научно-технологического парка, включающего университет, исследовательские и инженерные центры и инновационные предприятия,

      - разработка и внедрение программных продуктов.

      ОЭЗ «Дубна» вошла в шестерку первых ОЭЗ России, образованных в 2005 году. При рассмотрении заявок выбор пал  на г.Дубна, т.к. там уже  имелись  научные институты и высококвалифицированные  кадры. Т.е. Дубна была выбрана как перспективная территория, а не как «панацея для региона». Целью создания было не привлечение инвестиций, а создание научного центра. Кстати, именно поэтому Дубна является также и статусным наукоградом. Первоначальная стоимость проекта была рассчитана как 26 257,1 млн руб. плюс региональные дотации. На эти средства предполагалось открыть исследовательские и производственные центры по таким направлениям, как информационные технологии, ядерно-физические и нанотехнологии, био- и медицинские технологии; композиционные материалы; проектирование сложных технических систем.

      К настоящему времени резидентами  ОЭЗ «Дубна» являются 82 компании, из них 34 специализируется в информационных технологиях , 33 – в ядерно-физических и нанотехнологиях и био- и медицинских технологиях, 15 – в проектировании сложных технических систем.

      Рассмотрим, какие льготы существуют для резидентов ОЭЗ «Дубна».

      Мало  того, что для будущих резидентов уже подготовлены офисно-лабораторные помещения, земельные участки с  полностью построенными подъездами и инженерными сетями, для них существуют и следующие преференции:

    • квартиры для топ-менеджеров и ведущих специалистов;
    • каналы передачи данных (до 20-800 Гбит.сек);
    • налоговые льготы (платежи в фонды - 14%, 10 - летние каникулы по налогам на имущество , землю,  налог на прибыль - 13,5%);
    • таможенный режим СТЗ- беспошлинный ввоз оборудования и материалов для собственного  потребления, определение страны происхождения продукции по глубине переработки продукции;
    • доступ к современному оборудованию через Наноцентр «Дубна»;
    • целевая подготовка специалистов в Университете «Дубна» и других вузах страны. [22]

      Особого успеха добились компании-резиденты, занимающиеся разработками в области информационных технологий. Например, ООО «Нордавинд-Дубна» занимается разработкой и производством перспективных систем видеонаблюдения с функциями интеллектуальной видеоаналитики. Такого рода продукция пользуется спросом не только среди бизнес-компаний, но также и выполняет государственные и муниципальные заказы. Следовательно, новейшие IT-технологии, разрабатываемые компаниями-резидентами ОЭЗ «Дубна» служат решением задач, связанных не только с обеспечением безопасности, но и с целью повышения эффективности бизнеса за счет совершенствования бизнес-процессов.

      Необходимо  отметить вклад ООО «ЭкоБиоФармДубна»  в общегосударственное развитие медицины и здравоохранения. Компания работает по государственным контрактам и ведет разработку лекарственных препаратов нового поколения (нанолекарств) на основе фосфолипидной транспортной системы, разработку методологии и создание средств контроля для оценки безопасности действия наноматериалов на аппарат наследственности другие разработки в области нанотехнологий.

      Несмотря  на то, что большого коммерческого успеха ОЭЗ «Дубна» не достигла за семь лет своего существования (хотя и выручка от реализации небольшого тиража продукции максимальна по сравнению с другими инновационными ОЭЗ), была проведена огромная исследовательская работа, которая, возможно, завершится серийным производством дорогостоящей инновационной продукции и продажей разработанных технологий. В этом случае можно надеяться на хорошую прибыль не только для Дубны и Московской области, но и для России в целом в случае масштабного экспорта.

     Теперь  рассмотрим организацию управления ОЭЗ «Дубна».

     Как уже было сказано, главный федеральный  орган управления особыми экономическими зонами – Министерство экономического развития РФ, а точнее, его структурное подразделение Департамент особых экономических зон и проектного финансирования. Именно по его инициативе ОЭЗ «Дубна» и была создана. Непосредственное управление и контроль ведет Наблюдательный совет особой экономической зоны «Дубна». В его состав входят представители Министерства экономического развития РФ, Министерства экономического развития Московской области, Правительства Московской области, Администрации города Дубна и резидентов ОЭЗ. В компетенцию Наблюдательного совета технико-внедренческой особой экономической зоны входит рассмотрение заявок новых компаний-резидентов, заслушивание отчетов действующих резидентов, принятие решение относительно стратегии развития ОЭЗ, проверка отчетности органов управления на предмет сохранности государственной и муниципальной недвижимости, сданного в аренду резидентам и другого имущества, а также контроль расходования денежных средств, поступающих в ОЭЗ. Отчитывается Наблюдательный совет перед Министерством экономического развития РФ. [1]

    С каждым годом Министерство экономического развития РФ передает все больше своих  полномочий органам региональной и  муниципальной власти, ввиду оптимизации  управления ОЭЗ. Так, например, согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 22 апреля 2010 г. N 145 «О передаче органам исполнительной власти субъектов РФ отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами», в ведение региональных властей были переданы такие функции, как экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию резидентам особых экономических зон.

     Связано это, прежде всего, с сосредоточением  узконаправленных специалистов в данных областях на региональном и муниципальном  уровнях власти, - специалист качественнее справится с работой, находясь в непосредственной близости от самой зоны. К тому же основной проблемой управления был и пока остается тот факт, что «существующее разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями не учитывает в полной мере роли региональных властей и муниципалитетов в создании и функционировании инновационной системы. Продолжают оставаться неудовлетворительными методики и качество государственного статистического учета результатов инновационной деятельности». [12]

Информация о работе Разработка предложений по оптимизации управления особыми экономическими зонами в ходе антикризисного управления