Принципы законодательства о несостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие несостоятельности
1.1 Виды банкротства
1.2 Процедуры банкротства
1.3 Причины банкротства
Глава 2. Оценка несостоятельности
2.1 Нормативная система критериев для оценки несостоятельности предприятия
2.2 Политика антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства
2.3 Специальные методы оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

Дифференциация индикаторов  кризисных явлений по степени  их опасности для финансового  развития предприятия. Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики  банкротства предприятия обширный арсенал индикаторов его кризисного развития. Эти индикаторы фиксируют различные аспекты финансовой деятельности предприятия, характер которых с позиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. В связи с этим, в процессе антикризисного управления предприятием необходимо соответствующим образом группировать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятием.

Срочность реагирования на отдельные кризисные явления  в финансовом развитии предприятия. В соответствии с теорией антикризисного финансового управления каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать предприятие.

Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п. При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности механизмов такой нейтрализации и масштаба их использования. Поэтому "включение" отдельных механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня и быть адекватным этому уровню. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозы банкротства).

Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия их кризисного финансового состояния. В борьбе с угрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, предприятие должно рассчитывать исключительно  на внутренние финансовые возможности. Опыт показывает, что при нормальных маркетинговых позициях предприятия угроза банкротства полностью может быть нейтрализована внутренними механизмами антикризисного финансового управления и в пределах финансовых возможностей предприятия. Только в этом случае предприятие может избежать болезненных для него реорганизационных процедур.

Использование при необходимости  соответствующих форм санации предприятия  для предотвращения его банкротства. Если угроза банкротства диагностирована  лишь на поздней стадии и носит катастрофический характер, а механизмы внутренней ее нейтрализации не позволяют достичь необходимого эффекта в восстановлении финансового равновесия предприятия, оно должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболее эффективные ее формы. Такая мера принимается как крайняя в системе мероприятий по антикризисному управлению предприятием в целях предотвращения его реального банкротства.

Рассмотренные принципы служат основой организации антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства.

Основной целью антикризисного финансового управления является разработка и реализация мер, направленных на быстрое  возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающие его выход их кризисного финансового состояния.

С учетом этой цели на предприятии  разрабатывается специальная политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства.

Политика антикризисного финансового управления представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и "включении" механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход их кризисного состояния.

Реализация политики антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства  предусматривает:

Осуществление постоянного  мониторинга финансового состояния  предприятия с целью раннего  обнаружения признаков его кризисного развития. В этих целях в системе общего мониторинга финансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения, формирующая возможное "кризисное поле", реализующее угрозу его банкротства. В процессе наблюдения используются как традиционные, так и специальные показатели — "индикаторы кризисного развития".

Определение масштабов  кризисного состояния предприятия. При обнаружении в процессе мониторинга  существенных отклонений от нормального  хода финансовой деятельности, определяемого  нарушениями его финансовых показателей, выявляются масштабы кризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозы банкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятия позволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системы механизмов защиты от возможного банкротства.

Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное  развитие предприятия. Разработка политики антикризисного финансового управления определяет необходимость предварительной  группировки таких факторов по основным определяющим признакам; исследование степени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансового развития; прогнозирование развития факторов, оказывающих такое негативное влияние.

Формирование системы  целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам. Цели антикризисного финансового управления конкретизируются в соответствии с масштабами кризисного состояния предприятия. Они должны учитывать также прогноз развития основных факторов, определяющих угрозу банкротства предприятия. С учетом этих условий финансовый менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисного состояния предприятия:

устранение неплатежеспособности предприятия;

восстановление финансовой устойчивости предприятия (обеспечение его финансового равновесия в краткосрочной перспективе);

изменение финансовой стратегии  с целью обеспечения устойчивого  экономического роста предприятия (достижение его финансового равновесия в долгосрочной перспективе).

Выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния. Внутренние механизмы финансовой стабилизации призваны обеспечить реализацию срочных мер по возобновлению платежеспособности и восстановлению финансового равновесия предприятия за счет внутренних резервов. Эти механизмы основаны на последовательном использовании определенных моделей управленческих решений, выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности предприятия и масштабами его кризисного развития. В системе антикризисного финансового управления предприятием этому направлению политики уделяется первостепенное внимание.

Выбор эффективных форм санации предприятия. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия не позволяют выйти из него за счет реализации внутренних методов и финансовых резервов, предприятие вынуждено прибегнуть к внешней помощи, которая обычно принимает форму его санации. Санация предприятия может проводиться как до, так и в процессе производства само может выступить инициатором своей санации и выбора ее форм. В процессе санации необходимо обосновать выбор наиболее эффективных ее форм (включая формы, связанные с реорганизацией предприятия) с тем, чтобы в возможно более короткие сроки достичь финансового оздоровления и не допустить объявления банкротства предприятия.

Обеспечение контроля за результатами разработанных мероприятий  по выводу предприятия из финансового  кризиса. Учитывая важность реализации разработанных мероприятий для последующей жизнедеятельности предприятия, такому контролю уделяется первостепенное внимание. Он возлагается, как правило, непосредственно на руководителей предприятия. Основная часть этих мероприятий контролируется в системе оперативного контролинга, организованного на предприятии. Результаты контроля периодически обсуждаются с целью внесения необходимых корректив, направленных на повышение эффективности антикризисных мер.

 

2.3. Специальные методы оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия

 

Используются следующие  основные методы:

Полный комплексный  анализ финансовых коэффициентов. При  осуществлении этого анализа  существенно расширяется круг объектов "кризисного поля", а также система показателей-индикаторов возможной угроза банкротства;

корреляционный анализ. Этот метод используется для определения  степени влияния отдельных факторов на характер кризисного финансового  развития предприятия. Количественно  степень этого влияния может  быть измерена с помощью одно– или многофакторных моделей корреляции. По результатам такой оценки проводится ранжирование отдельных факторов по степени их негативного воздействия на финансовое развитие предприятия;

СВОТ – анализ (SWOT-analysis). Название этого метода представляет аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты этого анализа:

S – Strength (сильные стороны предприятия)

W – Weakness (слабые стороны предприятия)

O – Opportunity (возможности развития предприятия)

T – Treat (угрозы развитию предприятию).

Основным содержанием  СВОТ-анализа является исследование характера сильных и слабых сторон предприятия в разрезе отдельных внутренних эндогенных факторов, а также позитивного или негативного влияния отдельных внешних (экзогенных) факторов, обуславливающих кризисное финансовое развитие предприятия.

Результаты СВОТ-анализа  представляются обычно графически по комплексному исследованию влияния  основных факторов (табл. 1).

 

Таблица 1 аналитическая "Модель Альтмана".

 

Она представляется собой  алгоритм интегральной оценки угрозы банкротства предприятия, основанный на комплексном учете важнейших факторов, диагностирующих кризисное финансовое его состояние. На основе обследования предприятий-банкротов Э. Альтман определил коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства. Модель Альтмана имеет следующий вид:

 

Z = 1,2*X1 + 1,4*X2 + 3,3*X3 + 0,6*X4 + 1,0*X5

 

где Z — интегральный показатель уровня угрозы банкротства ("Z-счет Альтмана");

X1 — отношение оборотных активов (рабочего капитала) к сумме всех активов предприятия;

X2 — уровень рентабельности капитала;

X3 — уровень доходности активов;

X4 — коэффициент соотношения собственного и заемного капитала;

X5 — оборачиваемость активов (в числе оборотов).

Уровень угрозы банкротства предприятия в модели Альтмана оценивается по следующей шкале:

 

Значение показателя "Z"

Вероятность банкротства

До 1,8

Очень высокая

1,81–2,70

Высокая

2,71–2,99

3,00 и выше

Возможная

Очень низкая


 

Несмотря на относительную  простоту использования этой модели для оценки угрозы банкротства, в наших экономических условиях она не позволяет получить достаточно объективный результат. Это вызывается различиями в учете отдельных показателей, влиянием инфляции на их формирования, несоответствием балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другими объективными причинами, которые определяют необходимость корректировки коэффициентов значимости показателей, приведенных в модели Альтмана, и учета ряда других показателей оценки кризисного развития предприятия.

 

 

Заключение

 

В условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров и их приверженности к агрессивным  формам осуществления финансовой деятельности институт банкротства получает все  большее распространение. Оно является предметом обширного государственного регулирования в силу отрицательных последствий деятельности финансово несостоятельных предприятий для развития экономики страны в целом. Эти отрицательные последствия характеризуются следующими отрицательными моментами:

финансово несостоятельное  предприятие генерирует серьезные  финансовые риски для успешно  работающих предприятий — его  партнеров, нанося им ощутимый экономический  ущерб в процессе своей деятельности. Это снижает общий потенциал  экономического развития страны;

финансово несостоятельное  предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета  и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных программ экономического и социального развития;

Информация о работе Принципы законодательства о несостоятельности