Принципы законодательства о несостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие несостоятельности
1.1 Виды банкротства
1.2 Процедуры банкротства
1.3 Причины банкротства
Глава 2. Оценка несостоятельности
2.1 Нормативная система критериев для оценки несостоятельности предприятия
2.2 Политика антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства
2.3 Специальные методы оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение  
 Высшего профессионального образования  
Санкт-Петербургский государственный университет  
                       Сервиса и Экономики  
Институт Туризма и Международных Экономических отношений

 

 

Реферат на тему: «Принципы законодательства о несостоятельности» 
 

 

 

 

 

Выполнила:  
                                    студентка 4 курса  
                                    заочного отделения  
                     специальности 080507 у.  
                                 группа 080507.65  
                                № зачетной книжки: с.о.65.11

                                                         Кошелева Е.А.

 

                                              

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие несостоятельности…………………………………...5

1.1 Виды банкротства……………………………………………………7

1.2 Процедуры банкротства……………………………………………..8

1.3 Причины банкротства………………………………………………10

Глава 2. Оценка несостоятельности

2.1 Нормативная система  критериев для оценки несостоятельности предприятия……………………………………………………………..12

2.2 Политика антикризисного  финансового управления предприятием при угрозе банкротства……………………………………………………...17

2.3 Специальные методы  оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия…………………………………….23

Заключение……………………………………………………………...26

Список использованной литературы………………………………….27

 

 

Введение

 

Институт банкротства  является неотъемлемой частью, рыночного  хозяйства, и представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

В конечном итоге основной целью банкротства, как экономико-правового  института, является повышение эффективности  использования производственных ресурсов, что является приоритетной целью  экономической политики государства. Очевидно, что сильные и жизнеспособные отечественные предприятия являются ключевой предпосылкой развития российской экономики.

В любой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов  механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Казалось бы, резкое увеличение числа дел о банкротстве с применением ликвидационных процедур показывает прекращение любой производственной или коммерческой деятельности организаций-должников, однако это не так.

Проблема регулирования  несостоятельности (банкротства) привлекает к себе внимание ученых и практиков, представляющих как правовые, так и экономические науки. Однако следует признать, что научное исследование механизма банкротства применительно к агропромышленному комплексу не нашло достаточного отражения в трудах учёных-экономистов.

Отдельные проблемы, посвященные  различным аспектам несостоятельности, нашли отражение в работах Астахова В.П., Бапдина К.В., Качкова Н.С., Колесникова С.М. и других.

Целью исследования является изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства.

Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения  следующих задач:

  • Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности;
  • раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике;
  • проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса;

 

 

Глава 1. Понятие несостоятельности

 

Понятия и определения  банкротства, которыми оперируют специалисты, нередко разнятся. Разумеется, экономические проблемы в разных странах и регионах имеют специфические формы проявления. Однако, как свидетельствует мировая практика, банкротство – неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала. Банкротство отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Нормы о несостоятельности (банкротстве) позволяют решить один из самых сложных в условиях рынка  вопросов – о судьбе экономических субъектов, по тем или иным причинам не исполняющих обязательства перед контрагентами. Основными целями конкурсного права являются восстановление нормального функционирования должников – юридических лиц (освобождение от долгов должников – физических лиц) и ликвидация юридических лиц, неспособных эффективно функционировать. Причем сложно сказать, какое из этих направлений приоритетное.

Под термином "банкротство" понималась долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств. Российское законодательство не дифференцирует понятия "несостоятельность" и "банкротство" и употребляет данные термины как синонимы. Это отмечается и в комментариях к Закону о банкротстве.

Действие нового Закона о банкротстве (1998 г.) распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Впервые предусмотрены особенности банкротства некоторых категорий юридических лиц, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные и другие организации; граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

В новом Законе дано более  четкое определение несостоятельности (банкротства). Несостоятельности (банкротство) – это признанная арбитражным  судом или объявленная должником  его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, из определения исчезла такая не свойственная для него характеристика экономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса. В Законе указано, что под денежными обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ, а к обязательным платежам отнесены налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетный фонды.

Критерии неплатежеспособности должника – юридического лица остались прежние: неисполнение обязанности по уплате указанных выше сумм платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа. Что же касается определения того, в связи с неисполнением каких видов обязательств может возникнуть задолженность перед кредиторами, то в Законе содержится прямое указание: к ним должны быть отнесены задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. В Законе укреплена сложившаяся судебная практика, согласно которой при решении вопроса о размере денежных обязательств или денежных платежей не включаются в сумму долга установленные законодательством или предусмотренные договором неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: несостоятельным может быть признан должник, который не в состоянии за счет своего имущества и в том числе денежных средств погасить предъявленные ему денежные требования кредиторов в полном объеме.

Как и предыдущий, новый  Закон предусматривает возможность  добровольного объявления должника о своем банкротстве и ликвидации. Условий, при которых это может быть сделано, три:

— наличие у организации–должника признаков банкротства;

— принятие решения о  ликвидации собственниками имущества  должника — унитарным предприятием или органом, уполномоченным на это  учредительными документами должника;

— наличие письменного  согласия всех кредиторов.

 

1.1 Виды банкротства

 

Понятие банкротства  характеризуется различными его  видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства  предприятий:

Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

Техническое банкротство. Используемый термин характеризует  состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству. Умышленное банкротство. Оно характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке. Фиктивное банкротство. Оно характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

 

1.2 Процедуры  банкротства

 

Условия и порядок  признания предприятия банкротом  основываются на определенных законодательных  процедурах. Рассмотрение дел о финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия  производится арбитражным судом. В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедуры банкротства включают:

Подачу заявления о  возбуждении судебного производства по делу о несостоятельности (банкротству) предприятия. Такое заявление в  соответствии с действующим законодательством может быть подано: предприятием-должником, кредитором, прокурором.

Заявление предприятия-должника подается на основании решения его  собственника; органа, уполномоченного управлять его имуществом, или его руководящего органа (если такое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами). В заявлении должны указываться: сумма требований, которые не могут быть удовлетворены; причины, по которым предприятие-должник считает невозможным выполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения. К заявлению предприятия-должника прилагается список его кредиторов и дебиторов (с указанием сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), а также отчетный бухгалтерский баланс за последний период.

Заявление кредитора содержит иск к предприятию-должнику с приложением документов, подтверждающих финансовые требования к нему, которые не были удовлетворены в предусмотренный законом срок. В заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника или его санации.

Заявление прокурора  направляется в арбитражный суд  в случае обнаружения им признаков  умышленного или фиктивного банкротства  предприятия и в других случаях, предусмотренных законодательством.

На основании заявления предприятия-должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем выносит соответствующее определение.

Судебное разбирательство  по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Целью судебного разбирательства является установление реальных причин неплатежеспособности предприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствие реальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса в предстоящем периоде.

Принятие арбитражным  судом решения по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Принципиально  это решение может иметь следующие  формы:

об отклонение заявления  при выявлении финансовой состоятельности  предприятия-должника. Так, заявление отклоняется, если неплатежеспособность предприятия носит технический характер ("техническое банкротство") и имеющиеся активы позволяют ему в полной мере удовлетворить все финансовые обязательства и осуществлять дальнейшую хозяйственную деятельность;

Информация о работе Принципы законодательства о несостоятельности