Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа
Задачи уголовного законодательства могут уточняться и дополняться в период реформирования общественных отношений, а также при изменении уголовной политики России. Реформирование уголовного законодательства связано с крупными и кардинальными изменениями политической, социально-экономической и правовой стратегии государства. Уголовная политика как составная часть социальной политики Российского государства, во-первых, подготавливает концептуальные основы реформы и формирования задач уголовного закона, во-вторых, готовит базу для приведения законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, общественными притязаниями и ожиданиями населения по противодействию криминальной ситуации, в-третьих, реализует уголовное законодательство и отраженные в нем задачи и функции на правоприменительном уровне через органы уголовной юстиции, добиваясь стабильности в обществе, обеспечения защиты личности, ее интересов, а также интересов общества и государства путем применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность.
Введение………………………………………………………………………..………3
1. Понятие и структура уголовного законодательства………………………………5
1.2. Задачи уголовного законодательства…………………………………..…6
2. Характеристика принципов уголовного права…………………………………….7
2.1 Принцип законности ……………………………………………………….7
2.2 Принцип равенства граждан перед законом…………………………..…8
2. 3 Принцип вины……………………………………………………………. 9
2.4. Принцип справедливости ………………………………………………..11
2.5 Принцип гуманизма ………………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………..….16
Глоссарий…………………………………………………………………………..…19
Список сокращений………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………………22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и структура уголовного законодательства………………………………5
1.2. Задачи уголовного законодательства………………………………….
2. Характеристика принципов уголовного права…………………………………….7
2.1 Принцип законности ……………………………………………………….7
2.2 Принцип равенства граждан перед законом…………………………..…8
2. 3 Принцип вины……………………………………………………………. 9
2.4. Принцип справедливости ………………………………………………..11
2.5 Принцип гуманизма ………………………………………………………13
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список сокращений……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………22
Приложение……………………………………………………
Введение
Задачи уголовного законодательства могут уточняться и дополняться в период реформирования общественных отношений, а также при изменении уголовной политики России. Реформирование уголовного законодательства связано с крупными и кардинальными изменениями политической, социально-экономической и правовой стратегии государства. Уголовная политика как составная часть социальной политики Российского государства, во-первых, подготавливает концептуальные основы реформы и формирования задач уголовного закона, во-вторых, готовит базу для приведения законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, общественными притязаниями и ожиданиями населения по противодействию криминальной ситуации, в-третьих, реализует уголовное законодательство и отраженные в нем задачи и функции на правоприменительном уровне через органы уголовной юстиции, добиваясь стабильности в обществе, обеспечения защиты личности, ее интересов, а также интересов общества и государства путем применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность.
До Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) 1996 года ни один уголовно-правовой акт не содержал норм, закрепляющих принципы уголовного законодательства, что порождало немало споров в юридической литературе, а именно: какие же основные положения являются принципами? М.И. Ковалев назвал этот период "стадией одиночных неорганизованных поисков", когда каждый исследователь "выуживает" из материала отдельные правовые понятия, определения, специфические черты и на свой страх и риск "награждает" их титулами принципов уголовного права[1].
УК РФ не только перечисляет принципы, на которых строится уголовное законодательство, но и дает их определения. Однако законодательные формулировки этих принципов далеки от идеала и нуждаются в совершенствовании.
На первый взгляд кажется, что данная проблема носит чисто теоретический характер. Принципы выступают в качестве своеобразной призмы, через которую мы должны рассматривать все изменения и дополнения, вносимые в действующие уголовно-правовые нормы, на предмет их своевременности, целесообразности и необходимости.
За 10 лет существования УК РФ были внесены изменения в 253 его статьи (70,3%), при этом в Особенной части этот процент еще больше - 82,8%; были исключены 7 статей и включено 27 новых. К сожалению, приходится констатировать, что не все эти нововведения соответствовали указанным выше критериям. Мы полагаем, что одна из причин такого положения дел - это недооценка значения принципов уголовного законодательства.
Вместе с тем, на наш взгляд, пришло время для разработки концептуального подхода к исследованию проблемы принципов уголовного законодательства, в рамках которого определялось бы понятие принципов, их характерные черты, анализировалась система, а также непосредственно рассматривались вопросы законодательной регламентации принципов в нормах УК РФ. В.В. Мальцев указывает на то, что "в настоящее время при общем признании значимости проблем, связанных с принципами уголовного права, научный уровень их разработки еще нельзя признать соответствующим тому действительному месту, которое занимают указанные принципы в системно-структурной организации российского уголовного законодательства, той истинной роли, которую они играют в процессе реализации норм уголовного права". Более того, мы считаем, что решение любых уголовно-правовых проблем только тогда приводит к успеху, когда оно начинается с исследования вопросов, связанных с принципами уголовного законодательства.
Основная часть
1. Понятие и структура уголовного законодательства
Уголовное законодательство — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права.
Уголовный закон современными учёными, как правило, признаётся формой выражения уголовного права, производной от воли общества и правосознания народа, а не навязанной ему извне.
Уголовное законодательство может существовать как в форме единого систематизированного (кодифицированного) свода законов (кодекса), так и в форме отдельных актов, содержащих конкретные нормы уголовного права.
Если уголовное законодательство имеет форму единого кодифицированного акта, как правило, в нём выделяются Общая и Особенная часть. Общая часть включает нормы, в которых закрепляются основные принципы и другие общие положения уголовного права: понятия и определения, связанные с его основными институтами, перечень видов наказаний и т. д. Нормы Общей части, как правило, носят регулятивный характер: это нормы-декларации, нормы-предписания, нормы-определения; некоторые из этих норм носят поощрительный или разрешительный характер.
Особенная часть включает нормы, содержащие описание конкретных преступных деяний и устанавливающие конкретные меры наказания за них.
В процессе применения закона нормы Общей и Особенной частей применяются во взаимодействии: невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности, не обратившись к нормам Общей части (например, о возрасте уголовной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах) и не квалифицировав содеянное им по конкретной статье Особенной части.
1.2. Задачи уголовного законодательства
Первой из своих задач УК РФ называет охрану от преступных посягательств общественных интересов, благ человека и гражданина, нормального функционирования общественных и государственных институтов, безопасного существования людей.
Второй задачей УК РФ названо обеспечение мира и безопасности человечества, т.е. уголовное законодательство РФ небезразлично к проблемам преступности и наказуемости деяний, посягающих на ми и безопасность всего человечества.
В качестве третей задачи УК РФ предусмотрено предупреждение преступлений. Оно традиционно рассматривается в 2-х аспектах: общего предупреждения (общей превенции) и частного предупреждения (частной превенции). Доведение до граждан пределы уголовного запрета (путём опубликования Кодекса) и правильное применение уголовного закона способствует формированию правосознания того уровня, который обеспечивает правопослушное поведение граждан (т.о. достигается цель общей превенции). Страх оказаться привлечённым к уголовной ответственности и подвергнуться наказанию служит цели частного предупреждения, т.е. предупреждения совершения преступления со стороны морально неустойчивых лиц, а тж. лиц, ранее совершавших преступления.
2. Характеристика принципов уголовного права
В УК РФ (статьи 3-7) выделены пять основных принципов:
Законности
Равенства граждан перед законом
Виновной ответственности
Справедливости
Гуманизма.
2.1 Принцип законности
Принцип законности (ст. З УК) выражается в том, что преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом. Данный принцип отражает положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статье 54: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением», и означает, что только уголовный закон определяет, какие деяния являются преступлениями и какие уголовно-правовые последствия наступают за их совершение. Поэтому правоприменительные органы, решая вопрос о привлечении лиц к уголовной ответственности, назначения и исполнении наказания, обязаны руководствоваться только законом.
Согласно статье 8 УК РФ «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренных настоящим Кодексом».
Состав преступления – это совокупность признаков, указанных в уголовном законе, характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления.
Если деяние лица хотя и повлекло за собой наступление вреда, но оно не было предусмотрено законом как преступление, то это исключает привлечение его к уголовной ответственности. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. При этом согласно ст. 15 Конституции соблюдение требований уголовного закона является обязанностью не только органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, но и всех граждан и их объединений.
2.2 Принцип равенства граждан перед законом
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья воспроизводит конституционное положение (ст.19 Конституции РФ) о равенстве человека и гражданина, его прав и свобод перед законом и судом. Она соответствует также ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах. Для уголовного законодательства этот демократический принцип имеет особое значение, потому что уголовная ответственность связана с серьезными ограничениями самых важных интересов личности, включая жизнь.
Рассматриваемый принцип впервые был провозглашен шедшей к власти буржуазией в борьбе с феодальным неравенством. В российском дореволюционном законодательстве он не нашел отражения. Советская власть с самого начала своего существования провозгласила в уголовном праве, как и в других отраслях, классовый подход. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1926 года признавал обстоятельством, отягчающим ответственность, совершение преступления лицом, «в той или иной мере связанным с принадлежностью в прошлом или настоящем к классу лиц, эксплуатирующих чужой труд» (ст.47). Напротив, рассматривалось как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность, совершение преступления «рабочим или трудовым крестьянином» (ст.48).
Постепенно классовые и социальные различия утрачивали значение и с принятием общесоюзных Основ уголовного законодательства (1958г.) упоминания о них исчезли. Однако директивами партийных органов, вопреки закону, еще начиная с двадцатых годов был установлен порядок, при котором лица, занимавшие более или менее ответственные должности в государственном и партийном аппарате, не могли быть привлечены к уголовной ответственности без решения партийных инстанций. Сходный порядок существовал и в армии применительно к лицам офицерского состава. Неравенство перед уголовным законом выражалось также и в том, что органы предварительного расследования и суд неуклонно принимали во внимание политические и религиозные убеждения граждан.
Анализируя содержание ст.4, следует иметь в виду, что она говорит о равенстве граждан по отношению к уголовной ответственности, но не предрешает вопроса о мере наказания. Иными словами, если в действиях лица имеется состав преступления, предусмотренного УК, то никакие данные его личности не могут воспрепятствовать привлечению его к уголовной ответственности. Обязанность понести наказание за преступление для всех одинакова. Это, однако, не значит, что суд должен всем осуждаемым назначать одно и то же наказание. Принцип равенства перед законом не отменяет принципа справедливости (ст.6 УК), согласно которому при назначении наказания должны быть учтены все обстоятельства дела.
Принцип равенства перед законом не противоречит и тем статьям УК, которые устанавливают ответственность за преступления, совершаемые так называемыми специальными субъектами (должностными лицами, военнослужащими, водителями транспорта и др.). Лица, не обладающие признаками специальных субъектов, просто не в состоянии совершить те преступные действия (бездействие), за которые отвечает специальный субъект. Однако если они становятся соучастниками подобных преступлений, то несут ответственность по тем же статьям УК, что и специальные субъекты[2].
2. 3 Принцип вины
Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Данный принцип указывает на сугубо персональный характер уголовной ответственности, установленный российским законодательством. За совершенное преступление отвечает лишь тот, кто является виновником, но не социальная общность, к которой он принадлежит, не его семья, единомышленники или иные лица.
Принцип вины предполагает не только физическую, но и психологическую индивидуальность субъекта. Иными словами, человек может быть привлечен к уголовной ответственности, когда преступление было не только «делом его рук», но и продуктом его сознания и воли. Виновным в преступлении может быть признано только такое лицо, которое совершило общественно-опасное деяние (действие или бездействие) умышленно или по неосторожности (см. ст.24-26 УК и комментарии к ним). Как гласит ч.2 ст.5, объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.
Информация о работе Задачи и принципы уголовного законодательства