Причины кризиса и направления выхода из него

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:29, реферат

Краткое описание

Целью исследования является анализ экономического кризиса, его цикличности.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу экономического кризиса;
2. Сказать об актуальности проблемы экономического кризиса в современных условиях;
3. Изложить возможности решения проблемы экономического кризиса;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты циклического развития экономики……………………5
1.1 Понятие экономического кризиса. Его причины и показатели
1.2 Роль государства в преодолении всемирного экономического кризиса
Глава 2. Анализ современного состояния экономики России…………………………….11
2.1 Оценка макроэкономических показателей Российской Федерации
2.2 Последствия мирового финансового кризиса и антикризисная политика РФ
2.3 Цикличность развития экономики
Глава 3. Мероприятия по минимизации кризисных последствий…………………………21
3.1 Политические меры
3.2 Пути выхода экономики из финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 63.96 Кб (Скачать)

В рамках антикризисных мер  власти намерены оказывать системную  поддержку малому бизнесу, который  обеспечивает работой до 30% населения. Также будет поддерживаться активность финансовой и банковской системы, в  т.ч. с целью сохранения темпов кредитования предприятий и частных предпринимателей.

Отдельные меры предусмотрены  для стимулирования развития агропромышленного  комплекса, строительного сектора, лесной промышленности, нефтедобычи и курортной сферы.

Россия в последнее  время всячески сокращает импорт продукции, производство которой считает  возможным наладить у себя.

Правительство РФ проводит вполне рыночный курс на равнодоходность поставок энергоносителей всем странам, использует пока еще не самые дорогие сырьевые ресурсы России, чтобы, перерабатывая их на основе по преимуществу западных высоких технологий, получать качественную, недорогую продукцию, конкурентоспособную на внешних рынках.

В современных условиях регулирующее воздействие на экономику оказывает  не только государство, но и частные  монополии. Таким образом, регулирование  экономики осуществляется на двух уровнях - на макроуровне (субъект - государство) и на микроуровне (субъект - частные фирмы). От того, как ведет экономическую политику государство, зависит рыночная стратегия фирмы.

Особенности взаимосвязи  компаний и государства накладывает  отпечаток не только на характер экономических  и социальных отношений современного общества, но и на механизм его регулирования. Государство и частные компании выполняют свои функции по регулированию хозяйственной жизни не отдельно друг от друга, а в тесном единстве. Чем больше компании под воздействием развития производительных сил объективно способствуют повышению степени обобществления производства, тем чаще они вынуждены прибегать к помощи государства для сохранения своего господства и тем более тесным становится их взаимодействие.

Важнейшее значение имеет  и изменение хозяйственной роли государства. Государство создает  разнообразный инструментарий, с  помощью которого вмешивается в  процессы хозяйственной деятельности. По мере роста монополизации экономики  и усиления степени ее обобщения, государство должно брать на себя важные функции мобилизации капитала и управления процессом производства, выполнять которые компании, ограниченные рамками соответствующей формы собственности, не в состоянии.

Формы взаимоотношений между  государством и частными компаниями меняются. Регулирование деятельности последних протекает весьма неравномерно, что проявляется в периодическом возрастании или ослаблении значения отдельных элементов этого механизма.

В условиях современного развития рыночной экономики регулирование  экономических процессов осуществляется не только на основе общих усилий частномонополистических объединений и государства. Государство и фирмы являются и самостоятельными субъектами регулирования. Так, расширение сферы деятельности компаний оказывает решающее воздействие на формирование важнейших взаимосвязей процесса воспроизводства. Формы монополизации во всем их многообразии являются в то же время формами регулирования. Для изменения структуры и интенсификации производственных процессов частные фирмы используют разнообразные формы монополизации, такие как слияние, картели, кооперация, новые виды рыночной стратегии.

Государство же в своей  регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний и т.д.

В сферу деятельности государства  должны входить контроль за ценами, проведение сбалансированной бюджетной и налоговой политики, социальная защита малообеспеченных и многое другое.

Финансово-экономический  кризис, разразившийся в России в  августе 1998 г., со всей очевидностью показал, что экономика и цены в стране должны регулироваться государством. Такого рода мероприятия и предусмотрены, в частности, в долгосрочной Программе развития экономики, разработанной Правительством РФ.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Оценка макроэкономических  показателей Российской Федерации

 

Министерство экономического развития и торговли РФ разработало  сценарные условия и параметры  прогноза основных макроэкономических показателей на 2011год по двум основным вариантам.

Оба варианта базируются на оценке мировых цен на нефть - а  именно умеренного снижения средней цены на нефть марки Urals до $60/барр. в 2011-ом году. Различия вариантов заключаются в разнице динамики роста конкурентоспособности российского бизнеса и реализации правительственных мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста.

Таким образом, при рассмотрении инерционного варианта развития прогнозируется снижение темпов роста экспорта нефти при сохранении низкого уровня экспорта ненефтепромысловых товаров, что в свою очередь приведет к снижению темпов роста ВВП. В умеренно-оптимистичном прогнозе учитывается та же ситуация на рынке экспорта нефти при увеличении конкурентоспособности российского бизнеса и усилении реализации государственных программ стимулирования экономического роста.

В настоящее время точность прогнозов изменения макроэкономических показателей крайне низка вследствие непредсказуемости мировых цен  на нефть, с которыми сильно увязана  экономика России.

Именно в силу этого  обстоятельства Минэкономразвития  разработало еще один прогноз  возможных колебаний цены на нефть на 2011 год и последствий этого фактора на темпы роста ВВП.

По первому варианту, при  снижении цены нефти до $39/барр. в 2011 году темп роста ВВП России остановится на отметке 5,5%. Второй вариант прогноза основывается на умеренном снижении цены нефти до $45/барр. в 2011г. При этом темп роста ВВП составит 5,7%. Последний, третий вариант, заключается в повышении цены нефти до $58/барр. в 2011, что приведет к увеличению темпов роста ВВП до 6,2% .

Динамика обменного  курса рубля

Рост мировых цен на сырье, на котором во многом базировалось усиление позиций платежного баланса в последние годы, в период 2011-2012 годов, согласно прогнозу, сменится падением цен. В этих условиях, несмотря на замедление роста импорта, произойдет значительное сокращение притока иностранной валюты в страну.

В связи с этим, номинальный эффективный курс рубля в 2011 году будет оставаться относительно стабильным, а в 2012 году из-за сокращения сальдо счета текущих операций может произойти понижение номинального эффективного курса рубля на 1-3% в год. Также, в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, темпы роста реального эффективного курса рубля в 2011 году снизятся до 4-5%, а к 2012 году реальный курс рубля перестанет укрепляться.

Обменный курс доллара к рублю составит 29,5 рублей за доллар к концу 2011 года.

Прогнозы изменения  демографической ситуации

По данным МЭРТ, в 2011-2012 гг. на рынке квалифицированной рабочей силы основное преимущество, по-прежнему, будут иметь промышленно развиты регионы и сектора экономики, характеризующиеся высокими заработными платами и лучшими условиями проживания.

По обобщенным прогнозам, в 2011-2012 гг. численность постоянного населения России сократится на 1,3 млн. человек. Численность населения трудоспособного возраста за 2011-2012 гг. сократится на 2,5 млн. человек, а численность занятых в экономике сократится на 0,8 млн. человек.

Прогнозы изменения  инфляции

Параметры инфляции, с учетом предельного повышения уровня цен  и тарифов на товары и услуги естественных монополий, прогнозируются МЭРТ следующим образом: в - 2011 году - 5,5-6,5%, в 2012 год - 5-6%. Подобное снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции (т.е. инфляции, не учитывающей тарифы и цены на топливо) путём ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения.

Прогнозы роста  тарифов на услуги ЖКХ

В рамках изменения параметров цен на товары естественных монополий, решением Правительства РФ было заложено заметное увеличение тарифов на услуги ЖКХ. По мнению Минэкономразвития, повышение тарифов на газ, которое приведет к увеличению его стоимости почти в три раза за три года, имеет своей целью стимулирование эффективности газопотребления, замещение газа другими энергоносителями, а также, что важнее всего, увеличение добычи газа и его поставок на внутренний рынок.

Прогнозы изменения  налоговых условий

Основные прогнозы МЭРТ, касающиеся развития налоговых условий  политики государства, представлены в следующей таблице:

Налоговые условия

НДС Предусмотрено сохранение действующей ставки.

Акцизы на нефтепродукты, табачную продукцию, спирт Ставки акцизов  на нефтепродукты и табачную продукцию предполагается сохранить на уровне 2008 года. Для акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию планируется произвести индексацию специфических ставок в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен на очередной год.

Налог на прибыль  организации. Начиная с 2007 года, организациям разрешается уменьшать текущую налоговую базу на сумму прошлогодних убытков. Для сельскохозяйственных предприятий в 2011-2012 - 12%.

Налог на добычу полезных ископаемых. Ноль процентов на начальный период разработки месторождений на лицензионных участках Республики Саха, Иркутской области, Красноярского края. Установлен понижающий коэффициент для месторождений на завершающем этапе разработки.

Социальное развитие

По данным МЭРТ, в 2011-2012 году сохранятся высокие темпы роста заработной платы.

Подобный рост заработной платы будет обусловлен прогнозируемыми  устойчивыми темпами экономического развития, высокими доходами в экспортно-ориентированных отраслях экономики, а также реализацией программ по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы.

 

2.2 Последствия  мирового финансового кризиса  и антикризисная политика РФ

 

Национальная экономика  подверглась значительным потрясениям  в связи с наступившим финансовым кризисом. Сильная зависимость от мировых цен на сырьевые ресурсы  отрицательно сказалась на платежном балансе и притоке инвестиционных ресурсов.

Кризис отразился не только на финансовых структурах, но и на предприятиях, реального сектора экономики, которые, казалось, абсолютно надежны (металлургия, строительство и т.д.).

Попробуем выделить основные негативные последствия мирового финансового  кризиса на национальную экономику  и социальную сферу. Однако кризис - это не только потери, это ещё, приобретения и перемены. Поэтому имеет смысл  определить и возможное положительное влияние, как в настоящем, так и в будущем.

Отрицательные последствия  мирового финансового кризиса

1. Падение мировых цен  на нефть

Национальный бюджет напрямую зависит от мировой конъюнктуры  рынка энергоносителей. Снижение цен на нефть влечет за собой сокращение доходов бюджета со всеми вытекающими.

Падение спроса на энергоносители среди стран импортеров нефти (США, Китай, Япония, Евросоюз) обусловлено  сокращением производства в этих странах, а значит, и гораздо меньшее  потребление сырья основными  потребителями, что и привело  к падению цен на ресурсы.

2. Рост процентных ставок  по кредитам и сокращение объема  кредитования

Финансовый рынок России в докризисное время выглядел довольно привлекательно для иностранных  инвесторов: динамично растущая экономика, высокий спрос на финансовые ресурсы, а также относительно высокая  доходность при среднем уровне риска.

Как только финансовый рынок  пошел на спад, инвесторы приступили к ускоренному выводу активов из России. Нехватка денежных ресурсов породила кризис ликвидности в банковской системе. Банки не замедлили приступить к сокращению кредитных портфелей, повышению ставок, и повышению требований к заемщикам, что не только умерило потребительский спрос, но и усложнило ведение бизнеса в кризис.

Все силы были направлены на то, чтобы обеспечить приемлемый уровень  ликвидности и остаться на плаву, а также не попасть под карательные  меры Центрального Банка РФ, который начал массово отзывать лицензии у «проблемных» банков.

3. Падение рынка ипотечного  кредитования

Ипотечное кредитование в  России более чем на половину проводилось  за счет иностранных ресурсов. Своих длинных свободных денег под достаточно низкие проценты у нас не достаточно. Соответственно, в связи с оттоком денежных средств иностранных инвесторов, активность ипотечного рынка значительно снизилась. К моменту начала экономических потрясений рынок находился только в стадии становления.

Рынок ипотечного кредитования в стране существует, но его масштабы крайне малы, а после вывода средств  инвесторов стал ещё меньше.

В настоящий момент ставки по ипотечным кредитам выросли, как  и по остальным кредитным программам, а также сократился объем выдачи, и ужесточились требования к заемщикам. Дополнительной проблемой к оживлению ипотечного рынка стало сокращение заработных плат, а также неуверенность населения в стабильном уровне доходов в будущем.

4. Крах Российского фондового  рынка

Последнее время национальный фондовый рынок становился все более  популярным: иностранные фонды наращивали свое присутствие, вкладывая средства в российские ценные бумаги, потому как соотношение риск-доходность смотрелось довольно привлекательно.

Но осенью 2008 года торговые площадки останавливали торги в  связи с сильным падением котировок ценных бумаг по несколько раз в неделю. Иностранные инвесторы в продавали бумаги российских эмитентов

5. Возникновение «кризиса  недоверия»

Кризис недоверия в  бизнесе также возник благодаря  ухудшению экономической ситуации в стране. Это явление возникло вследствие задержек платежей контрагентами  по сделкам. Если до кризиса организация  могла взять кредит для исполнения обязательств по сделкам, а в торговле вообще доля заемных средств была довольно значительной, что позволяло  наращивать обороты и развивать  бизнес, то теперь это значительно  усложнилось.

Ограничение кредитных ресурсов привело к тому, что многие предприятия  не смогли рассчитаться по своим обязательствам. Результатом стало недоверие поставщиков, а значит - либо ужесточение условий рассрочки, либо поставка только по предоплате, а в некоторых случаях - разрыв отношений.

6. Снижение деловой активности

Снижение объемов производства (подразумевается и оказание услуг), сворачивание инвестиционных проектов, а также ликвидация предприятий (банкротство). Очевидно, что все это отражает снижение активности бизнеса в стране в целом.

Информация о работе Причины кризиса и направления выхода из него