Причины кризиса и направления выхода из него

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:29, реферат

Краткое описание

Целью исследования является анализ экономического кризиса, его цикличности.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу экономического кризиса;
2. Сказать об актуальности проблемы экономического кризиса в современных условиях;
3. Изложить возможности решения проблемы экономического кризиса;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты циклического развития экономики……………………5
1.1 Понятие экономического кризиса. Его причины и показатели
1.2 Роль государства в преодолении всемирного экономического кризиса
Глава 2. Анализ современного состояния экономики России…………………………….11
2.1 Оценка макроэкономических показателей Российской Федерации
2.2 Последствия мирового финансового кризиса и антикризисная политика РФ
2.3 Цикличность развития экономики
Глава 3. Мероприятия по минимизации кризисных последствий…………………………21
3.1 Политические меры
3.2 Пути выхода экономики из финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 63.96 Кб (Скачать)

Причин для этого несколько:

снижение спроса со стороны  конечных потребителей;

проблемы с получением кредитов в коммерческих банках;

«кризис недоверия»

Этот процесс затронул большинство отраслей национальной экономики. Ведение бизнеса в  кризис связано с высоким риском, при относительно невысокой рентабельности.

Снижение деловой активности можно назвать одним из наиболее тяжелых последствий финансового  кризиса, поскольку это влечет за собой ряд социальных последствий, таких как безработица, снижение доходов населения, сокращение поступлений  в бюджеты разных уровней.

7. Рост безработицы

Снижение деловой активности привело к массовому сокращению персонала. Предприятия начали пересматривать свою кадровую политику и, в первую очередь, освобождаться от сотрудников, без которых можно нормально  функционировать, вторыми на улице  оказались сотрудники, подразделения которых упрощались. Наибольшее сокращение испытали на себе работники экономических специальностей.

Выше были перечислены  наиболее значимые негативные последствия  финансового кризиса, которые носят повсеместный характер. Фактически это то, что есть сейчас в экономике и социальной сфере. Проблем действительно много и решать их необходимо комплексно.

Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

Публичные обязательства  государства перед населением будут  выполняться в полном объеме. Гражданам  и семьям, наиболее пострадавшим в  период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это  предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

Промышленный и технологический  потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство  не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.

Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать  административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

Экономика должна опираться  на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.

Правительство и Центральный  Банк будут реализовывать ответственную  макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов  бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.

Глобальный экономический  кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы  в каждой стране, влияет на структуру  мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство  учитывает эти факторы при  выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

 

2.3 Цикличность  развития экономики

 

Колебания фактического объема производства вокруг его потенциальной  величины, достигаемой в условиях полной занятости, называется экономическим, или деловым, циклом. Экономический цикл - это повторяющийся процесс чередования подъемов и спадов в экономике страны.

Увеличение спроса вызывает инфляционный рост цен как на продукцию, так и на Ресурсы. Для расширения производства фирмы берут в банках кредиты. Увеличение спроса на заемные средства ведет к росту банковской процентной ставки и цены кредита. В конце концов, некоторые фирмы сталкиваются с трудностями сбыта продукции, например из-за ее высокой цены, и не могут вернуть кредиты. Волна банкротств прокатывается сначала по реальному сектору экономики, а затем и по банковскому. Не получив деньги с дебиторов (должников), банки не могут рассчитаться со своими кредиторами.

В результате часть фирм и банков уходит с рынка, люди теряют работу. Совокупный спрос сокращается  вследствие уменьшения совокупных доходов, и цены падают. Исчезают и излишки продукции (если они были). После того как уровень совокупного предложения сравнивается с уровнем совокупного спроса, падение цен прекращается. На плаву остаются лишь немногие, но самые сильные фирмы и банки. Затем мультипликатор расходов снова расширяет инвестиции, и совокупное предложение опять начинает расти, постепенно обгоняя совокупный спрос. Начинается новый цикл

Идея экономических циклов сформировалась впервые у французского ученого Клемента Жюгляра еще в середине ХІХ столетия. До этого внимание ученых - экономистов уделялось не циклам, а только кризисам, которые рассматривались не как составляющие циклического развития хозяйства, а как признак социально-экономического катаклизма, который надвигается будто волна цунами, масштабы отрицательных последствий которой неизвестны. Наверное, неслучайно, что первые экономические циклы, связанные с восстановлением активной части основного капитала, открыл физик по специальности Жюгляр, который определил их длину в 7-11 лет, то есть в среднем 9 лет. Именно такой интервал наблюдался в последние 30 лет минувшего века в среднесрочных циклах производства мировых объемов валового продукта, минимальные темпы возрастания которого приходились на кризисные 1973-74, 1981-82, 1990-91, 2000-01 гг.

Выдающийся украинский экономист  Михаил Туган-Барановский первым в мире разработал учение о фундаментальной закономерности цикличности экономической динамики. Он определил ее на основе анализа периодичности промышленных кризисов в Англии, которая в ХІХ столетии была наиболее развитой страной мира.

В итоге можно сказать, что Михаил Туган-Барановский впервые в мире разработал учение о закономерности цикличности системной экономической динамики, связанной с периодичностью промышленных кризисов, как фактора влияния на изменения в народной жизни, то есть на социальную сферу экономики. Он показал закономерность не только возникновения криз, а и путей их преодоления благодаря активизации инвестиционной и социальной политик. Причем Туган-Барановский чуть ли не впервые обратил внимание на необходимость именно социальной, а не политической направленности экономического развития путем усиления социальной политики через гармонизацию дифференцированных страт общества. В середине ХХ ст. стокгольмская школа экономической мысли, творчески опираясь на концепцию Туган-Барановского, открыла пути самосохранения и развития капитализма на основе шведской модели, успешно реализованной сегодня в скандинавских странах, которые по уровню жизни в последние годы уверенно лидируют в шеренге наиболее развитых государств мира.

По оценкам экспертов, продолжительность и глубина  нынешнего финансового кризиса  в значительной мере будет определяться состоянием доллара и американской экономики в целом, которое сегодня  ухудшается, ее способностью противостоять  глобальным вызовам, в том числе  и тем, что связаны с углублением  политического противостояния на Ближнем  Востоке. Важным фактором станет и взвешенность экономической политики самой американской власти.

Однако в том, что экономика  США может оказаться наиболее чувствительной, мало кто из серьезных  аналитиков сегодня сомневается, что  подтверждает и обнародованная недавно позиция бывшего председателя ФРС США - очень авторитетного в финансовом мире Алана Гринспена. Хотелось бы, чтобы эти предостережения оказались преувеличенными. И главный руководитель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) призвал финансовое сообщество не преувеличивать опасности. «Такие вещи случаются время от времени», - считает президент ЕБРР Жан Лемьер. Но подобные аргументы высказывались и в 1997 г. руководителями МВФ. Тогда они сыграли деструктивную роль.

Учитывая, что общеэкономическому кризису согласно теории Туган-Барановского предшествует финансовый и в последние 30 лет ХХ ст. между ними наблюдался приблизительно трехлетний интервал (после финансового кризиса 1970-71 гг. состоялась рецессия 1973-74 гг., кризиса 1980-81 гг. - рецессия 1982 г., кризиса 1987-88 гг. - рецессия 1990-91 гг., кризиса 1997-98 гг. - рецессия 2000-01 гг.). Этот период как раз отвечает краткосрочным финансово-экономическим циклам и согласно выявленной закономерности следует ожидать рецессию мировой экономики в 2010-11 гг. она не должна быть такой заметной, как кризисы последних 30-ти лет минувшего столетия, которые состоялись на понижаемой К-волне. Ведь, как бы там не было, мировая экономика уже вступила в пятую К-волну сначала с медленным неустановившимся подъемом, который во 2-м цикле Жюгляра 5-ой К-волны на основе новой технологической парадигмы перейдет к ускоренному возрастанию, как это было в 50-60-е годы ХХ столетия

Таким образом, очередной  после Великой депрессии 30-х годов  системный кризис давно ожидался в начале 90-х годов. И он пришел в полном соответствии с циклами, установленными по результатам эконометрических исследований последователей Кондратьева, переместившись с помощью рычагов влияния МВФ из развитых государств к странам, которые развиваются, в группу которых в кризисные 90-е годы переместились и страны СНГ. А на рубеже тысячелетий и в начале ХХІ ст. волна этого кризиса приплыла к наиболее развитым странам мира - США, Германии, Франции и Японии, в которой абсолютная рецессия производства наблюдалась еще в последние годы минувшего столетия. В США, в точном соответствии с теорией Туган-Барановского, сначала состоялся обвал Нью-Йоркской биржи в 2000 г., а за финансовым кризисом следующего 2001 года усилился и общеэкономический кризис, достигши границы даже абсолютной рецессии квартальных оценок, в особенности после событий 11 сентября 2001 г. В целому же за 2001 г. наблюдалась стагнация американской экономики на уровне меньше 1% прироста ВВП США.

И только с началом перманентных войн США с НАТО в Афганистане  и Ираке состоялось некоторое  ее оживления в 2002 г., а в 2003-2004 г. даже возрастание на уровне 3,1-3,5% прироста ВВП. Ведь активизация производства продукции ВПК через межотраслевые  связи оживило и экономику всей страны, которая служит типичным примером использования внеэкономического рычага для активизации производства в США. Учитывая тесную взаимосвязь американской экономики с японской, последняя тоже выросла в 2003 г. на 2,3%, что есть наилучшим показателем для нее за последние 10 лет. Немецкое и французское хозяйства в первые четыре года нового тысячелетия находились возле отметки нулевого роста их ВВП (в 2003 г. в Франции плюс 0,2%, а в Германии даже минус 0,1%, а в последний квартал 2004 г. даже минус 0,2%, то есть абсолютная рецессия немецкой экономики). В ІV квартале 2004 г. вся экономика Еврозоны дала только 0,2% прироста ее общего ВВП, но в начале 2005 г. появились первые признаки оживления, а в 2006 г. темпы ее прироста достигли своего исторического максимума 2,6% за годы ХХІ ст. Возможно, с этого роста и началась новая пятая К-волна мировой экономики и рост в ней был бы устойчивым, если бы оказались устойчивыми достигнутые темпы роста ВВП США и Японии (вместе они составляют более трети мирового валового продукта), в которых в 2006-2007 гг. снова наблюдается ухудшение экономической динамики. Прогнозируется ее ухудшения в 2007 г. и в странах ЕС, и вообще в мировой экономике. И наверное для улучшения этой динамики снова заговорили о возможности очередной войны - в Иране, поскольку предыдущие войны уже не дают необходимого положительного эффекта для экономического развития.

Информация о работе Причины кризиса и направления выхода из него