Причины кризиса и направления выхода из него

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:29, реферат

Краткое описание

Целью исследования является анализ экономического кризиса, его цикличности.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу экономического кризиса;
2. Сказать об актуальности проблемы экономического кризиса в современных условиях;
3. Изложить возможности решения проблемы экономического кризиса;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты циклического развития экономики……………………5
1.1 Понятие экономического кризиса. Его причины и показатели
1.2 Роль государства в преодолении всемирного экономического кризиса
Глава 2. Анализ современного состояния экономики России…………………………….11
2.1 Оценка макроэкономических показателей Российской Федерации
2.2 Последствия мирового финансового кризиса и антикризисная политика РФ
2.3 Цикличность развития экономики
Глава 3. Мероприятия по минимизации кризисных последствий…………………………21
3.1 Политические меры
3.2 Пути выхода экономики из финансового кризиса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 63.96 Кб (Скачать)

Таким образом, экономика  любой страны развивается циклически. Она находится на подъеме, когда  появляются новые факторы производства, технологии, обновляется капитал, заканчиваются всевозможные конфликты. Когда же приостанавливается вовлечение в производственный процесс новых факторов производства, когда стареет оборудование, развязываются конфликты, в экономике страны начинается спад. Спутниками экономического подъема являются сокращение безработицы и рост цен, а спада - наоборот, падение цен и увеличение безработицы.

Экономическое развитие любой  страны имеет циклическую форму. В рамках экономического, или делового, цикла экономика проходит несколько фаз: спад; дно; подъем; пик.

Причины экономических циклов могут быть внутренними и внешними. Экономические циклы можно делить: по продолжительности; по причинам и  механизму протекания.

Цикличность как форма  движения рыночной экономики. Речь идёт о непрерывных колебаниях деловой активности, взлётах и падениях рыночной конъектуры, чередовании преимущественно экстенсивного (фаза подъёма) и преимущественно интенсивного (после кризиса) типов экономического роста. Глубинным процессом, влияющим на длительность и глубину циклических колебаний, является движение инвестиций. Кризис образует исходную базу для новых массовых капиталовложений. Во-первых, потому, что он, обесценивая основной капитал, создаёт тем самым условия для обновления производственного аппарата. Во-вторых, он понуждает к тому, чтобы такое обновление происходило на новой технической базе, позволяющей издержки производства и восстановить докризисный, а затем обеспечить и более высокий уровень прибыли. Расчищая путь для массовых инвестиций на новом техническом уровне, кризис «толкает» экономику к переходу в новую, превосходящую прежнюю, фазу.

Кризис, таким образом, завершает  период оборота большинства индивидуальных капиталов и даёт начало новому циклу оборота. Осуществляется не только замена, но и обновление основного капитала. Моральный износ техники и динамика научно-технического прогресса таковы, что делают это обновление несинхронным применительно к масштабам всей экономики. Дополнительную неравномерность придаёт массовому обновлению основного капитала изменчивость конъектуры. Поэтому реальный циклический процесс предстаёт сложным явлением, обусловливаемым связанными между собою факторами - оборотом основного капитала, научно-техническим прогрессом, динамикой конъюнктуры. Соответственно для понимания данного цикла и должны изучаться все эти факторы в их конкретных значениях и динамике.

 

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ  ПО МИНИМИЗАЦИИ КРИЗИСНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

3.1 Политические  меры минимизации кризисных последствий

 

1. Необходимо сформулировать  масштабный план государственной  поддержки жилищного строительства как отрасли, формирующей максимальные мультипликативные эффекты для экономики, с выходом на объем инвестиций не менее 500 млрд. руб. в год. При этом упор должен делаться на комплексное освоение территорий и малоэтажное строительство с применением современных энергосберегающих решений, с бесплатным предоставлением в собственность жителям новых поселений земельных участков. В комбинации инструментов господдержки следует учитывать: субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственный заказ на жилье для бюджетников, увольняемых в запас военнослужащих, отселяемых жителей моногородов, бесплатное предоставление обустроенных земельных участков под застройку компаниям, государственные гарантии застройщикам, субсидирование ставок по кредитам застройщикам.

2. Правительство должно  определить и объявить приоритеты  технологического перевооружения российской экономики с предоставлением существенных налоговых преференций инвесторам. В частности, следует отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога до начала деятельности. В ряде секторов следует поддержать государственными деньгами лизинговые компании.

3. Правительство должно  разработать и осуществить комплексный  план по поддержке въездного  туризма как отрасли, формирующей  значительный мультипликативный  эффект для экономики. Для этого  необходимо либерализовать процедуры визового регулирования и пограничного контроля.

4. Приоритетными направлениями  антикризисной политики должны  стать обеспечение макроэкономической  стабильности и борьба с растущей  инфляцией. Необходимо объявление 12-18-месячной паузы на изменение тарифов естественных монополий с одновременным активным применением методов публичного контроля за их издержками для определения внутренних источников повышения эффективности.

5. Необходимо в ближайшее  время начать публичное обсуждение  новой налоговой реформы, которая, среди прочих, сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы одновременно со снижением налогообложения труда и проблемы стимулирования нефтяных компаний к расширению добычи в сложных условиях и созданию новых перерабатывающих мощностей.

6. Правительство должно сформулировать и добиться реализации среднесрочной инвестиционной программы, направленной на развитие каналов широкополосного доступа в интернет по технологии ADSL в регионах России с целью обеспечения такой возможности в течение 3 лет во всех региональных центрах и городах с населением свыше 300 000 человек, а в течение 5 лет -- во всех городах с населением свыше 50 000 человек.

7. Поскольку в течение  нескольких ближайших лет при  реализации мер антикризисной  политики государство может стать  собственником пакетов акций  российских компаний, то необходимо  уже сейчас определиться с  принципами и целями использования  этих активов. В качестве возможной альтернативы следует рассмотреть возможность передачи сформированных государственных пакетов акций в собственность Пенсионного фонда как института, наиболее полно отражающего материальные интересы общества в целом.

8. Серьезным вызовом для  властей и общества может стать  ситуация в моногородах России. В связи с этим правительству во взаимодействии с бизнесом необходимо выработать стратегический план их реструктуризации, нацеленный на создание новых рабочих мест в центрах прогнозируемой деиндустриализации или на переселение жителей моногородов на вновь осваиваемые территории.

9. Необходимо оказание  государственной поддержки отдельным  крупным инвестиционным проектам, находящимся в завершающей стадии строительства, путем предоставления государственных гарантий.

10. Необходимо увеличить  государственные инвестиции в  поддержку процесса модернизации образования, стимулировать новые образовательные стандарты и организационные формы.

11. Необходимо завершить  реформу технического регулирования,  являющегося сегодня значительным  препятствием для инвестирования.

12. Государство должно  быть готово к решению проблем  «плохих долгов» банковской системы  через создание «плохого банка». Вместе с тем рекомендуется  привлечь к формированию и управлению деятельностью такой структуры частных инвесторов. Одновременно правительство не должно заставлять банки, находящиеся под его контролем, кредитовать нежизнеспособные предприятия в условиях кризиса, поскольку это будет вести к наращиванию «плохих долгов», превращая системообразующие банки в «плохие банки».

13. Власть должна пойти  на открытый и публичный диалог  с бизнесом и обществом с  целью выработки наиболее адекватных решений в области антикризисной политики и экономического развития.

14. Власти следует изменить  политику освещения текущей ситуации  в государственных СМИ, нацелив  их на адекватное и открытое  обсуждение реальных проблем  в экономике для аккуратного  снижения градуса завышенных  общественных ожиданий.

15. Ввести процедуру парламентского  контроля за деятельностью госкомпаний и госкорпораций с обязательным публичным раскрытием информации об их деятельности.

16. Осуществить «перезагрузку»  системы национальных проектов, нацелив их а) на мероприятия по снижению социальных последствий кризиса; б) на мероприятия по модернизации общественной инфраструктуры по время кризиса.

17. Правительство должно  изменить принципы возврата НДС  для добросовестных налогоплательщиков.

18. Следует перейти к  принципу «единого окна» при  сдаче отчетности в налоговые  органы и внебюджетные фонды,  к предоставлению всей налоговой  (и аналогичной) отчетности по  электронной почте.

19. Правительство должно  разработать и реализовать новую  программу дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированную на облегчение процедур создания и регистрации бизнеса, замену государственного лицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемых организациях бизнеса.

20. Необходимо предусмотреть  финансирование за счет средств  федерального бюджета расходов  регионов, направленных на возврат  авансов по налогу на прибыль,  полученных в 2008 г.

 

3.2 Пути выхода  экономики из финансового кризиса

 

1. Следует экстренно начать  вывод российских финансовых  средств из американских банков, для того чтобы в декабре 2008 года выплатить корпоративные долги российских государственных корпораций.

Очень важно также в  этой связи поставить перед международным  сообществом вопрос о том, что  следует начать процесс заключения контрактов на поставки российских энергоресурсов в страны СНГ и ЕС за рубли. Начать нам заключение контрактов следует с Беларуси и Украины.

2 Кризис доверия и негативные  ожидания инвесторов, 70% из которых  иностранные (категории информационно-психологические) приводят к обвалу на российском фондовом рынке с середины сентября 2008 года. Поэтому необходимы частно-государственные информационно-пропагандистские меры по восстановлению Доверия.

3. Информация о деятельности  Специальной рабочей группы по  реагированию на мировой финансовый кризис при президенте и правительстве РФ, должна быть оперативной и открытой. Однако пока информации о ее составе и действиях нет. Должно быть определено должностное лицо, отвечающее за информационно-пропагандистское обеспечение ее деятельности. Работа вышеупомянутого должностного лица должна начаться с пресс-конференции по результатам работы спецгруппы в ближайшее время.

4. Целесообразно создание  Федерального Центра информационного  противоборства в финансовой сфере, включающего представителей финансово-экономических и информационно-аналитических правительственных и бизнес-структур, руководителей крупнейших государственных и частных СМИ.

5. Авторская идея (1998 года) о возможности распада США  в 2010 году становится все более  возможной. Но одновременно возрастает  угроза и для России. Целесообразно  проведение открытых Парламентских слушаний по проблемам преодоления мирового финансового кризиса, который приобретает все более угрожающий характер для России. Ведь постепенно финансовые проблемы фондового рынка ведут к росту инфляции. Начались сокращения в корпорациях и банках (от 10 до 25%). Все это может уже в 2009 году создать нестабильную социально-экономическую обстановку в стране, чреватую социальными потрясениями.

6. Целесообразно также  Совместное заседание руководства  крупнейших политических партий  для разработки путей выхода  из кризиса. А затем следует  провести специальный семинар-дискуссию  с руководителями крупнейших  российских СМИ.

7. Необходимо проведение  специальных семинаров-тренингов  для высшей управленческой элиты о действиях в условиях кризисных ситуациях, преодолению депрессивных психических состояний.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовый кризис является отражением серьезных изменений  в мировой экономике. Если обратиться к долгосрочным тенденциям, то можно увидеть, что традиционные пути развития экономики ведущих стран мира исчерпали себя. На данный момент необходим переход к новому технологическому укладу. Все эти процессы всегда в мировой истории сопровождались финансовыми пузырями. Эти всплески - это признаки перехода к новым технологическим процессам в экономике. Очень важно в этот момент иметь долгосрочное видение и понимать, куда двинется экономика ведущих стран мира.

Капитал, который высвобождается из устаревающих производств, не может  в одночасье быть востребован  новейшими технологиями. Именно поэтому, когда мировая экономика испытывает структурную трансформацию в  связи с замещением доминирующих технологических укладов, всегда возникают финансовые пузыри и спекулятивные турбулентные движения финансового рынка. Происходит это из-за того, что деньги, высвобождаемые из устаревающих производств, длительное время работают на рынке до тех пор, пока новое производство не проявит спрос на финансовые ресурсы. Этот процесс, судя по тому, что цены на энергоносители пошли вниз, в развитых странах подходит к завершению. Пройдет еще два-три года, и они войдут в новую длинную волну экономического роста - пойдет новый долгосрочный подъем на базе новых технологий в мировой экономике. При этом структура экономики будет принципиальным образом меняться.

В России, к сожалению, в  принятии решений по антикризисной  программе превалируют интересы банков. В антикризисную комиссию надо включить представителей промышленности - реального сектора экономики и ученых. Потому что те решения, которые принимаются, выгодны исключительно банковскому сектору, который получает колоссальные деньги без какой-либо ответственности за их конечное использование. Этот перекос может опрокинуть всю экономическую систему.

Нужно начинать с производственной сферы, потому что именно от ее состояния  зависит вся наша экономическая  ситуация. Если бы так поступили, это  означало бы создание каналов кредитования коммерческих банков под деньги со стороны производственных предприятий.

Информация о работе Причины кризиса и направления выхода из него