Причины возникновения кризисов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих её целостность, качественную определенность, сущностные характеристики

Оглавление

Введение 2
Возникновение кризисов в организации 3
Кризис организации: его виды, фазы и причины 7
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

теория антикризисного управления.doc

— 159.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение

 

Возникновение кризисов в организации

 

Кризис организации: его виды, фазы и причины

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

       Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих её целостность, качественную определенность, сущностные характеристики[6, стр.174].

              Развитие - это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды[6, стр.174]. Проводя аналогию с терминологией теории управления, процессу развития соответствует процесс организационных изменений.

              Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально - экономического развития, что и порождает возможность и закономерность наступления и разрешения кризиса. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

              Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде[6, стр.175].             

              Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

             

Возникновение кризисов в организации

 

              Организация - это некоторое относительно обособленное структур­ное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособ­ления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие спе­циализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.

              В качестве организации может рассматриваться отдельная фир­ма, предприятие, акционерное общество, банк, компания (страхо­вая, туристическая и др.), а также структурные единицы системы государственного управления.

              Очень важными в решении проблем управления являются следую­щие вопросы: в какие периоды развития организации может возник­нуть в ней и получить развитие кризис; насколько опасность возник­новения кризиса определяется рискованным изменением самой организации и как это может быть связано с развитием экономичес­кой среды, в которой функционирует рассматриваемая организация.

              Практика показывает, что кризисы отражают собственные рит­мы развития каждой отдельной организации, подчас не совпадаю­щие с ритмами общественного развития или развития других орга­низаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономер­ностям циклического развития всей социально-экономической си­стемы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внеш­ние факторы, определяемые воздействием общих циклов экономи­ки, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития[5, стр. 34].

              Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это отражается на функционировании отдельной органи­зации, причем для каждой по-разному. Все зависит от вида соб­ственности организации, вида ее деятельности и от экономическо­го и профессионального потенциала. При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разному реагирует на соотношение влияю­щих на ее состояние внутренних и внешних факторов. Так, при возник­новении системного кризиса ряд организаций мгновенно разрушается, другие изо всех сил сопротивляются кризисным явлениям, третьи нахо­дят разные возможности использовать влияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, в хаосе общих кризисных явлений.

              Это может объясняться многими причинами, среди которых есть и антикризисный потенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзя сбрасывать со счетов сте­чение обстоятельств и удачные рискованные решения.

              Однако возможно и такое положение, при котором даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке орга­низация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами, ско­рее всего, могут быть внутренние факторы развития - такие, как старение технологии, неэффективная организация работы, просче­ты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономичес­ких решений, деловые и социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала, неудачный маркетинг и мно­гие другие.

              Чтобы иметь возможность своевременно запускать программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, сим­птомы и причины кризиса.

              Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тен­денциях их изменения, отражающих функционирование и разви­тие организации. Так, анализ показателей производительности тру­да, эффективности деятельности, фондоотдачи, энерговооружен­ности производства, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризовать положение производственной органи­зации относительно наступления кризиса.

              При этом величина и динамика показателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемой величины (допус­ки изменений), и относительно их значений в последовательные промежутки времени.

              Симптомом кризисного развития может быть, например, несо­ответствие показателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей в определенные временные интервалы. Од­нако не всегда симптомы ухудшения состояния организации при­водят к ее кризису. Симптом - это только внешнее проявление на­чала «болезни» организации, но к самой «болезни» — кризису при­водят причины его возникновения. Именно причины лежат в основе возникновения симптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.

              Таким образом, этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой: причины → симптомы →факторы[5, стр. 36]. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

              Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются симптомы и далее факторы кризиса[5, стр. 36].

              Фактор кризиса - событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о на­ступлении кризиса[5, стр. 36].

              Например, в организации причинами могут быть финансово-эко­номические просчеты, общее положение экономики, низкая квали­фикация персонала, недостатки системы мотивирования. Симпто­мы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенден­ций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и другие, и тогда факторами кризиса будут сни­жение качества продукции, нарушение технологической дисципли­ны, рост и большая задолженность по кредитам и т. п.

С точки зрения воздействия на организацию причины возник­новения кризиса в ней можно классифицировать на внешние и внут­ренние. Внешние определяют воздействие среды, в которой сущест­вует организация, а возникновение внутренних причин зависит от ситуации в самой организации. Внешние причины определяются состоянием экономики, деятельности государства, состоянием отрас­ли, к которой относится рассматриваемая организация, а также воз­действия стихии.

              К проблеме возникновения кризисов в организации следует под­ходить с системных позиций. Любая организация является целост­ной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целост­ности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии.

              Различают статическую и динамическую устойчивость[5, стр. 37]. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внеш­ними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется вне­шними факторами, то ее принято называть внешней, если внутрен­ними факторами, то внутренней.

              Для того чтобы распознать кризис, необходимо своевре­менно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельству­ющие о возможности наступления кризиса, и выявить его причи­ны. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагно­стика состояния. Их следует применять на всех этапах существова­ния организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней экономической обстановке.

 

 

 

 

Кризис организации: его виды, фазы и причины

 

              Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и со­циально-экономических отношений, а также отношений органи­зации с внешнеэкономической средой[5, стр. 34].

              Кризисные ситуации могут возникать любой стадии деятельнос­ти организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

              Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере. Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

              До банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длитель­ной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. полного финансового банкротства.

              Рассматривая различные виды кризисов организаций, исследо­ватели больше всего уделяют внимание финансовому кризису орга­низаций. Финансы, финансовые потоки - это как кровь (как носи­тель кислорода во все участки тела) у живого организма, обеспечи­вающая жизнедеятельность всех органов.

              В странах с развитой рыночной экономикой организации при при­знании их неплатежеспособными попадают в «черный список». Реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытека­ющими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, не­возможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, ко­торые начинают новый бизнес.

              Применительно к организации причины кризисов и сами кризисы можно классифициро­вать следующим образом [5, стр. 38]:

      технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют­ выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию­, что приводит организацию к финансовым потерям;

      социальный (социально-управленческий), возникает в результате­  появления между работниками или их группами конф­ликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных ре­шений и к потерям времени на самом производстве;

      финансовый, возникающий в результате нерационального ис­пользования собственного капитала и заемных средств, не
эффективного использования полученной прибыли, что вле­чет за собой опять же финансовые проблемы организации;

      организационный - возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппа­рата управления в организации, неэффективного распреде­ления обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

      информационный, являющийся следствием ситуации, в кото­рой получаемая информация не отражает изменений, проис­ходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает поло­жение дел в самой организации. Все это вызывает возникно­вение и увеличение различных видов потерь;

      кризис взаимодействия между собственниками организации
или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет
проводить эффективную политику и в результате   приносит
существенные потери организации.

              В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на фи­нансах организации и между собой достаточно тесно связаны. Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризи­сов в организации[5, стр. 39].

Информация о работе Причины возникновения кризисов в организации