Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:34, курсовая работа
Кризис в развитии любой организации — событие абсолютно закономерное и прогнозируемое. Кризис может идти неявно, долго, отвлекая на себя большие ресурсы. А может проходить крайне быстро, особенно если собственники компании и менеджмент оценили или, по меткому выражению одного из собственников компании, «проинвентаризировали» имеющиеся ресурсы и определили, какие ресурсы (финансовые, человеческие, производственные, сбытовые и т. д.) необходимо изменить или добавить для успешного преодоления кризиса.
1. |
Кризис организаций: сущность, виды и основные причины возникновения. Кризис в развитии любой организации — событие абсолютно закономерное и прогнозируемое. Кризис может идти неявно, долго, отвлекая на себя большие ресурсы. А может проходить крайне быстро, особенно если собственники компании и менеджмент оценили или, по меткому выражению одного из собственников компании, «проинвентаризировали» имеющиеся ресурсы и определили, какие ресурсы (финансовые, человеческие, производственные, сбытовые и т. д.) необходимо изменить или добавить для успешного преодоления кризиса. Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Стадии кризиса: а) латентная (скрытая), когда система выглядит еще здоровой; б) период кризиса, когда противоречия прорываются наружу; в) период стагнации (от лат. stagno — делаю неподвижным); г) период подъема. Признаки указывать на то, что в организации назревает кризис:
Кризисы могут касаться
любого аспекта или фактора
Факторами, которые могут спровоцировать кризис в организации, могут стать:
Виды кризисов По масштабам проявления - общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. По проблематике кризиса - макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем. По структуре отношений
в социально-экономической - экономических, - социальных (столкновение интересов различных соц.групп) , - организационных (проявляются
как кризисы разделения и - технологических (кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях), - психологических кризисов
(проявляются в виде стрессов,
страхов, неуверенности, По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека, вторые – общественными отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека. Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими. Псевдокризис – это проявление кризисных признаков в «здоровой» экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также вуалирования определенных действий участников делового оборота. |
2. |
Банкротство как институт рыночного хозяйства и его реализация в странах с развитой рыночной экономикой. Несостоятельность (банкротство) предприятия, говоря юридическим языком, представляет собой его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. С точки зрения экономики, под несостоятельностью (банкротством) предприятия мы понимаем его нерентабельность, что зачастую продиктовано непрофессионализмом и негибкостью менеджмента данной структуры. Банкротство предприятия обычно подразделяется на:
В Российской Федерации существует Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Он определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата. В соответствии с Законом в отношении должника применяются следующие процедуры: — реорганизационные (внешнее управление имуществом должника, финансовое оздоровление, наблюдение и санацию); — ликвидационные (добровольная или принудительная ликвидация по решению арбитражного суда); — мировое соглашение. Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию реструктуризации неэффективных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка. Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны. Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов. Закон определяет порядок возврата долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и (или) в виде акций реорганизованного действующего хозяйствующего субъекта, либо использование отсрочки или сокращения долга этого субъекта в случае имеющейся возможности восстановления его платежеспособности (мировое соглашение). И, наконец, законодательно обеспечен механизм рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок. В соответствии с применяемой концепцией банкротства, процедуры, реализующие эти задачи, обеспечивают интересы и должников, и кредиторов. Должник или его бизнес может быть освобожден от долгов, возникших вследствие убыточной хозяйственной практики, а также от продолжения реализации прежней управленческой стратегии. Кредиторы же заинтересованы в установлении ответственного контроля или наблюдения за делами должника, в сокращении его убытков и, — если бизнес должника удается сохранить, — в сохранении деловых отношений с должником в будущем. Как показывает практика большинства стран с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Швеция, Нидерланды и др.), одним из ключевых элементов современной системы экономической несостоятельности является наличие специального государственного органа (ведомства) с конкретными обязанностями по вопросам банкротства. В правомочиях этого органа — контроль действий в соответствии с законодательством и подготовка соответствующих рекомендаций правительству относительно положения последнего в данной области. Другими ключевыми элементами системы несостоятельности являются законодательство, институт специалистов, судебная система и понимание необходимости банкротства в обществе. Можно выделить несколько часто встречающихся функций и полномочий государственных органов по банкротству в зарубежных странах: — разработка законодательства
по банкротству и выступление
в этой сфере с законодательной инициа — сбор, анализ и представление правительству статистической информации по делам о несостоятельности; — сбор и анализ результатов осуществления и последствий различных решений по делам о банкротстве; — выработка рекомендаций правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности; — организация системы подготовки, оценки профессионального уровня и лицензирования специалистов по банкротству; — разработка и обеспечение утверждения шкалы и правил вознаграждения арбитражных управляющих; — организация контроля
таких аспектов деятельности арбитражных
управляющих, как: соблюдение профессионально-этического
кодекса; отчетность по выявленным активам;
соответствующее и — консультирование судей, юристов и специалистов по банкротству; — осуществление функций конкурсного управляющего в случае ликвидации предприятий с малыми активами; — обеспечение выплат задолженностей по зарплате и выходным пособиям сотрудникам несостоятельных предприятий в случае нехватки конкурсной массы; — контроль и обеспечение адекватности информации о предприятиях-должниках, предоставляемой судам; — контроль качества управления несостоятельными предприятиями, выявление случаев недобросовестного или некомпетентного управления, принятие мер по дисквалификации недобросовестных директоров; — защита интересов общества
путем выявления серьезных — защита интересов больших групп мелких кредиторов (вкладчиков, акционеров) при осуществлении процедур несостоятельности. |
3. |
Механизмы антикризисного управления. Диагностика финансово-экономического
состояния предприятия К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий можно отнести следующие: 1) низкая конкурентоспособность
продукции предприятий, 2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции; 3) низкий удельный
вес денежной составляющей в
выручке от реализации 4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество; 5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия; 6) задолженность предприятий
перед организациями- 7) неиспользуемые Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем): 1. Диагностика финансового состояния. 2. Оценка бизнеса предприятия. 3. Маркетинг. 4. Организационно- 5. Управление персоналом. 6. Финансовый менеджмент. 7. Антикризисная инвестиционная политика. 8. Антикризисное бизнес-планирование. 9. Организация ликвидации предприятия. К правовым механизмам антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Наблюдение осуществляется
в целях обеспечения сохранност Главная цель внешнего управления
– финансовое оздоровление должника,
достигаемое за счет продажи части
имущества должника, а также при
помощи организационных и Срок конкурсного производства не может превышать один год; суд может продлить этот срок на шесть месяцев. При открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего. Обязательным условием ведения мирового соглашения является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди. Мировое соглашение заключается на равных условиях для всех кредиторов и оформляется в письменном виде. В его тексте должны быть отражены размеры, порядок и сроки исполнения обязательств должника и (или) сказано о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации. |
4. |
Государственное регулирование кризисных ситуаций. Государственное регулирование кризисных ситуаций связано с использованием механизмов экономического и административного характера. К экономическим механизмам государственного антикризисного управления относятся: - денежно-кредитная политика; - налоговая политика; - валютное регулирование и валютный контроль; - отношения собственности; - участие в деятельности
крупных компаний и финансовых
институтов в виде доли К административным механизмам государственного антикризисного управления относятся: - правовое регулирование; - контроль; - применение санкций. Ключевым механизмом государственного антикризисного управления является правовое регулирование. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина. Согласно ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127 дело о банкротстве возбуждается на основе подачи в арбитражный суд заявления о признании предприятия-должника банкротом. Правом обращения с таким заявлением обладают:
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица – применяются следующие процедуры:
Вывод: российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) обладает достаточным набором разнообразных процедур банкротства и является вполне гибким, позволяющим в полной мере учитывать условия несостоятельности должника применительно к каждому конкретному случаю. Но основным недостатком действующего законодательства является то, что при банкротстве реализуется имущество предприятия, хотя во всем мире продается не имущество, а бизнес. |
5. |
Антикризисное управление на различных этапах жизненного цикла организации. 1) Этап зарождения и пополнения запаса (эксплерент) – требуется повышенное внимание и помощь внешних организаций в лице государственных и муниципальных органов с тем, чтобы создаваемое предприятие не самоликвидировалось. Причины кризиса: Фанатизм лидера, неумение идти на компромиссы. Появление нового лидера. Ограниченность ресурсов (всех). Зависимость от рыночной конъюнктуры. Слабые кредитные возможности. Перегрузки. Проблемы социального обеспечения, условий труда. Низкая заработная плата. Сложность превращения интеллектуального продукта в собственность. 2) Рост (Патиент) – организационное управление и завоевание определенного сегмента рынка, количественный рост. Причины кризиса: Возможность появления разногласий в коллективе. Организация в коллективе другой инициативной группы. Ограниченность ресурсов (прежде всего трудовых, способных перестраиваться). Неумение формировать потребности рынка исходя из своих возможностей. Слабые кредитные возможности. Перегрузки. Неподготовленность производства. Низкая заработная плата. Сложность превращения интеллектуального продукта в собственность. 3) Область стабильности с одной
стороны и область Причины кризиса: Значительное количество разногласий в коллективе. Появление аппозиции в коллективе. Ограниченность ресурсов. Зависимость от рынка и рыночной конъюнктуры. Организационная инертность структуры. Сложная коммуникационная система. Большой управленческий персонал. Слабая приспособленность на принципиально новый вид деятельности и продукцию (консерватизм к нововведениям). 4) Область циклического кризиса (Коммутант) – упадок предприятия. Происходит структурное и предметное упрощение, распад на малые предприятия, специализирующихся на отдельных продуктах, угасает НИОКР, сужается и локализуется рынок сбыта, продукция не совершенствуется. Причины: Сужение рынка. Недогруженные мощности. Неизменная номенклатура и аппозиция в коллективе. Высокие удельные затраты (энергоемкость). Зависимость от рынка. Организационная инертность. Сложность маркетинговых исследований. Большой управленческий аппарат. Невозможность вносить большие изменения в продукцию Малодинамичная научная культура. 5) Прекращение существование организации в прежнем качестве. В каждом из указанных состояний существует различная степень опасности. Задача менеджера проведение анализа особенностей кризиса на предприятии и выработка наиболее рациональной стратегии выхода из него. |
6. |
Разработка стратегии по выводу организации неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Формирование экономических – анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса; – анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации; – пересмотр миссии и системы целей предприятия. Главные направления управления финансовыми потоками. 1. Обеспечение достаточности Существуют различные методы определения суммы средств, поступающих на предприятие в плановом периоде: уточненный (аналитический); укрупненный; экспресс-метод. Уточненный метод требует значительных экономических расчетов. Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубый результат, поскольку основан на использовании статистики оплаты отгруженной продукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность оценки поступления денежных средств за более короткие периоды. Экспресс-метод наименее трудоемкий. Он основан на использовании отчетных данных. Оцениваются только денежные средства, поступающие в виде выручки за реализованную продукцию. 2. Процедуры экономии текущих затрат предприятия. Динамика потоков на счетах текущих обязательств кризисных предприятий свидетельствуют об их значительном нарастании в течение года. Важнейшей задачей финансового оздоровления является минимизация текущих затрат. 3. Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия. Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том числе и просроченной, могут предусматривать следующие процедуры: – отсрочки и рассрочки платежей; – зачет взаимных платежных требований (взаимозачет); – переоформление задолженности в
виде займа; продажа долговых обязательств; Регулирование кредитных отношений. Различается три формы кредита:
денежный, товарный и коммерческий. Управление дебиторской Управление дебиторской Управление дебиторской Реструктуризация предприятия. Реструктуризация – глубокое преобразование структуры производства и организации управления в масштабах предприятия, компании, фирмы или целой отрасли, экономики страны; структурная перестройка. Цель полного технического, экономического
и финансового |
7. |
Арбитражный управляющий: типы, права и обязанности. В действующем законодательстве понятие «арбитражный управляющий» является собирательным. Оно охватывает несколько видов управляющих: временный, административный, внешний и конкурсный. В зависимости от круга субъектов (носителей) прав и обязанностей можно выделить следующие подгруппы: - общие (их носителями может быть любой арбитражный управляющий); - специальные (характерны только для определенного вида арбитражного управляющего). К первой подгруппе общих прав и обязанностей, свойственных всем арбитражным управляющим, можно отнести следующие: 1. Совокупность процессуальных прав и обязанностей, которыми обладает каждый управляющий. К ним относятся права и обязанности лиц, участвующих в арбитражном процессе, закрепленные в ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ. А также специальные процессуальные права и обязанности, установленные в законе о банкротстве, например: подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей (п.3 ст. 24). 2. Права и обязанности по управлению имуществом и делами должника. При процедурах внешнего управления и конкурсного производства они возникают автоматически с момента назначения арбитражного управляющего на должность (ст. 94, 126). При наблюдении и финансовом оздоровлении управление осуществляется посредством одобрения сделок руководства должника. Закрепленная в ст. 24 обязанность арбитражного управляющего по защите имущества должника также является одним из элементов управления его имуществом. 3. Права и обязанности арбитражного управляющего по сбору, обработке и передаче информации о деятельности должника, а также предоставлению информации о своей деятельности. В рамках этой информационной группы прав и обязанностей осуществляются также анализ финансового состояния должника, анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника, и его положения на товарных рынках. 4. Права и обязанности по установлению размера требований кредиторов и ведению реестра требований кредиторов (ст. 16, 24). 5. Права и обязанности, возникающ 6. Право на получение вознаграждения за исполнение своих полномочий (ст. 24, 26). 7. Права и обязанности по созыву собрания кредиторов и комитета кредиторов (ст. 14, 24). 8. Право, и в некоторых случаях обязанность привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника (п. 1 ст. 20).
Далее рассмотрим специфические права и обязанности, закрепленные в законодательстве о банкротстве и свойственные только отдельным видам арбитражного управляющего. Права и обязанности временного управляющего: 1. Созывать и проводить первое собрание кредиторов (п.1 ст. 61). Полномочия по созыву собрания кредиторов являются общими и могут осуществляться всеми управляющими, однако обязанность созыва первого собрания принадлежит только временному управляющему, и имеет несколько отличительных особенностей от последующих созывов: срок созыва установлен законом (ст. 72); повестка дня первого собрания должна содержать обязательные вопросы, определенные законом (ст. 73). 2. Уведомлять кредиторов
о возбуждении дела о Права и обязанности,
возникающие у 1. Рассматривать отчет
и представлять заключение о
выполнении плана финансового
оздоровления и графика 2. Осуществлять контроль
за своевременным Права и обязанности, возникающие у внешнего управляющего: 1. Разработать и представить
на утверждение собранию 2. Реализовывать мероприятия
по восстановлению 3. Права и обязанности
по расчетам с кредиторами. Осу Права и обязанности,
возникающие у конкурсного 1. Обязанность по опубликованию
сведений о признании должника
банкротом и об открытии 2. Обязанности по передаче на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению (п.2 ст. 129). 3. Обязанность по использованию
в ходе конкурсного 4. Права и обязанности по расчетам с кредиторами (ст. 134-138). В отличии от внешнего управляющего погашение задолженности приводит к ликвидации предприятия и при недостаточности имущества должника при конкусном погашении требования кредиторов удовлетворяются пропорционально. 5. Права и обязанности,
возникающие при осуществлении
ликвидации должника, в том числе
обязанность по составлению 6. Возможность перехода к внешнему управлению (ст. 146) [2]. |
8. |
Саморегулируемая
организация арбитражных Деятельность и развитие саморегулируемой
организации арбитражных - системного объединения лидирующих арбитражных управляющих в различных субъектах Российской Федерации в условиях изменяющегося законодательств; - повсеместного обеспечения - обеспечения профессионального
роста и ответственности - обеспечения полной Принципы построения организации: 1. Каждый член несет равное
финансовое участие в 2. В каждой первичной 3. Соблюдается полная 4. Обеспечивается: - возврат средств, внесенных
членом организации при Деятельность организации 1. Система управления - на демократических принципах
выборности руководящих - на жестком контроле за Форма деятельности первичной организации в регионе - филиал организации. 2. Система информационной 3. Система страхования 4. Система обучения и |
9. |
Формирование
антикризисной маркетинговой В сложившихся условиях любой российской компании, даже той, которая пока не оказалась втянутой в «снежный ком» кризисных явлений, необходимо внедрять полноценную систему антикризисного управления или ее элементы. При рациональном антикризисном управлении
важно максимизировать - отражать динамические тренды
рынка; Антикризисная маркетинговая стратегия,
как часть антикризисной Антикризисная стратегия маркетинга
реализуется путем - приведение объемов и структуры
производства; К сожалению, готовых универсальных рецептов антикризисного управления маркетингом не существует. С организационных позиций можно выделить 4 основных модели поведения предприятия в условиях кризиса. Модель 1. Не делать ничего или практически ничего. А, если и делать, то только в плане минимизации расходов предприятия. Наиболее типичными проявлениями этой модели являются: - сокращение персонала; - сокращение объемов - свертывание всех программ развития; - тотальная минимизация всех
видов операционных и прочих; Модель 2. Экстренно собирается антикризисная команда, которая решает ситуационные проблемы «по мере их поступления»: - антикризисную команду Модель 3. Изначальное наличие в компании системы стратегического планирования и заранее назначенной антикризисной команды или отдела. Именно данную модель бизнес-поведения следует признать оптимальным вариантом. Модель 4. Нанимается консалтинговая компания «со стороны», которая берет на себя функции антикризисного центра, разрабатывает, а зачастую и внедряет антикризисную. Такая модель поведения оптимальна для компаний, не обладающих человеческими ресурсами, способными разработать и внедрить эффективное антикризисное управление. Алгоритм разработки антикризисной стратегии маркетинга может быть представлен следующим образом: 1. Создание и регламентация |
10. |
Финансовая
политика неплатежеспособного Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Основные этапы финансовой стабилизации предприятия в условиях кризисной ситуации выражаются в следующем: 1. Устранение 2. Восстановление финансовой 3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. 4. Если использование внутренних
механизмов финансовой стабилиз Санация представляет собой систему мероприятий по предотвращению предприятия - должника банкротом и его ликвидации. Санация предприятия проводится в трех основных случаях. Если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе до возбуждения кредиторами дела о банкротстве. Если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий). Если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и выполнить его обязательства перед бюджетом. В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии согласия собрания кредиторов по срокам выполнения их требований и на перевод долга. 5. Процесс реорганизации 6. Основой выбора той или иной формы санации является расчет ее эффективности: соотношение результатов (эффекта) и затрат на осуществление санации в предложенной форме. Результаты санации (хотя и направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия), в конечном итоге, могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между ее значениями после и до осуществления санации). 7. Затраты на осуществление Цель санации считается В любом случае, целесообразно при
устойчивой тенденции падения |
11. |
Антикризисная инвестиционная политика. Кризис – время Составными элементами антикризисной стратегии предприятия, обосновывающей его действия, являются антикризисная инвестиционная политика и антикризисный маркетинг. Антикризисная инвестиционная политика определяет выбор предпринимателя: продолжать финансировать инвестиционные проекты, заморозить или вообще ликвидировать. Антикризисная инвестиционная политика, как часть антикризисной стратегии, зависит от результатов антикризисного маркетинга. Существует несколько 1. Переориентация производства и продаж. Если до кризиса заемщик работал на оптовом рынке и его клиентами были компании, сейчас антикризисный маркетинг может показать, что требуется переориентация на розницу. В рамках разработки антикризисной инвестиционной политики потребуется базирующийся на результатах антикризисного маркетинга расчет минимального объема реализации в розницу, описание возможности обучения и использования текущего персонала, расчет стоимости капитального строительства или модернизации от отдела развития и разработки финансовой модели для определения возможности обслуживания кредитов. 2. Дофинансирование объектов Что делать в кризис с объектами незавершенного строительства? Не стоит сразу отметать возможность дофинансирования. Оформленный и введенный в эксплуатацию объект может послужить дополнительным залогом для банка. На готовый объект проще найти покупателя. 3. Покупка или продажа Очевидный элемент антикризисной инвестиционной политики – продажа активов. Несмотря на падение стоимости всех объектов, заёмщикам приходится избавляться от непрофильных активов и неосвоенных объектов, чтобы спасти основной бизнес. Кризис – не лучшее время для продажи, но лучшее – для покупки подешевевших активов, и существуют примеры параллельной продажи и покупки активов в кризис. 4. Объекты на консервации и ликвидации. В случае, когда дофинансирование существующего незавершенного строительства невозможно, нет покупателя и инвестора на объект и нет перспектив для переориентации бизнеса или модернизации производства, следует принять решение о ликвидации или «заморозке» объекта. Последнее используется чаще всего и предполагает при грамотном подходе детальный расчет расходов на консервацию. Соответственно, в антикризисной инвестиционной политике должны найти отражение план-график вывода объекта из активной фазы строительства, оценка ежемесячных расходов и оценка возможного ущерба от нахождения объекта в состоянии консервации. |
12. |
Банкротство как метод структурной реорганизации экономики. Проблемы реструктуризации и банкротства в сложившейся в России кризисной экономической ситуации приобретают особенное значение. Это связано с тем, что на настоящий момент они представляют собой единственно реальные и законные инструменты вывода субъектов предпринимательской деятельности из хронического состояния неплатежеспособности, нерентабельности, убыточности. Говоря о реструктуризации в связи с процедурой банкротства, обычно имеют в виду осуществление реструктуризации уставного капитала предприятия-должника в процессе санации, то есть полная или частичная замена собственника предприятия. Реструктуризация предприятий
– это осуществление Проведению реструктуризации обязательно
предшествует анализ экономического состояния
предприятий, дающий возможность определить
причины и источники финансово- К мероприятиям правового характера можно отнести: - частичную или полную - осуществление санации государс - реорганизация предприятий - создание дочерних предприятий
на базе имущества предприятия; - реорганизация унитарных - реструктуриз-ю дебиторской и
кредиторской задолженности - проведение процедуры Банкротство можно рассматривать
в качестве инструмента вывода субъектов
предпринимательской Говоря об институте банкротства, необходимо иметь в виду, что любое предприятие, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляя хозяйственную деятельность вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, невыполнение которых в силу каких-либо объективных или субъективных причин может привести к тому, что предприятие станет должником. Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся у него обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере удовлетворить требования кредиторов, то есть является ли оно платежеспособным. Наиболее явно цели реструктуризации достигаются в результате санации предприятия должника в процессе банкротства. Санация состоит из трех основных элементов: - соглашением между должником и санатором о переводе долга с согласия кредиторов; - согласование условий - согласование условий выплаты долгов предприятия-должника между санатором и кредиторами. Выбирая наиболее оптимальную организационно- |
13. |
Организационно- Организационно- Антикризисный менеджмент включает следующие блоки (элементы): 1. Диагностика финансового 1.1. Оценка бизнеса: недвижимости, в том числе земли; машин и оборудования; ценных бумаг; 1.2. Анализ финансового состояния. 2. Маркетинг. 3. Инвестиции: собственные; привлеченные. 4. Управление персоналом: административный; производственный. 5. Производственный менеджмент (оперативное управление производством). 6. Реорганизационно- - внешнее управление имуществом; Общим принципом, который должен быть положен в основу реструктуризации предприятия, является принцип наилучшего и наиболее эффективного использования имущества, который определяет, что разделять или объединять имущество и права на него следует таким образом, чтобы стоимость данного имущества и прав на него возрастала. Существуют различные 1) проблемы разрешимы 2) другим организационным В качестве приоритетных направлений инвестиций в рамках ФПГ могут быть предложены: - проекты по созданию - новые технологии; - первоочередные проекты 3) при реализации процедур Лизинг - это краткосрочный прокат или долгосрочная аренда с последующим выкупом арендованного имущества. Необходимость организации и проведения научно-технических исследований и конструкторско-технологических работ в процессе антикризисного управления производством связана с решением трех основных задач: 1. Определение вида 2. Определение источников и 3. Определение места В общем случае стратегия антикризисного управления производством заключается в разработке и реализации программ обновления технологий для удовлетворения потребностей производства и обеспечения спроса на продукцию предприятия. Антикризисное управление должно строиться на основе принципа избирательности, подразумевающего учет основных, в том числе рыночных, показателей деятельности предприятия. |
14. |
Политика управления персоналом в условиях антикризисного управления. Одной из важных составляющих управления персоналом на кризисных предприятиях является кадровая политика. Кадровая политика — это система научно обоснованных целей, задач, ориентиров, приоритетов, потребностей, принципов, методов, определяющих содержание, формы управления персоналом на различных этапах жизнедеятельности организации. Ее цель – обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда. Кадровая политика определяет
основное содержание программы набора,
отбора, расстановки, подготовки и переподготовки
персонала организации, но не сводится
к ней. Она отражает тенденции
изменения интересов и Антикризисная кадровая политика включает деятельность по долгосрочному, среднесрочному и текущему прогнозированию, точнее сказать, научному предвидению’ будущего, реальностей его достижения. Именно политика фокусирует внимание на проблемах, определяет приоритеты и ориентиры. Она может характеризоваться различными признаками: выжидания, осмотрительности, осторожности, агрессивности, мобильности, гибкости, адаптивности, ориентации на антикризисные ситуации и др. Разнообразие признаков политики надо знать и уметь их использовать. Важным условием выработки эффективной кадровой политики является обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом организации. При этом необходим всесторонний критический анализ прошлого опыта. Антикризисная кадровая политика управления персоналом должна :
Существуют четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий. 1. Пассивная кадровая
политика. У руководства предприятия
нет четко выраженной 2. Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задачи, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. 3. Превентивная кадровая политика. Руководство предприятия имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако у него нет средств для воздействия на эту ситуацию. 4. Активная (рациональная) кадровая политика. Руководство предприятия имеет удовлетворительный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства для воздействия на нее. |
15. |
Управление рисками. |
Информация о работе Кризис организаций: сущность, виды и основные причины возникновения