Лекции по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:31, курс лекций

Краткое описание

1. Тема лекции: Кризис как объект антикризисного управления
2. План лекции
1) Понятие кризиса.
2) Виды, причины кризиса.
3. Основная часть лекции

Файлы: 1 файл

АУ-лекции.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

     Анализ  проблем необходимо начинать с постановки вопросов: «Чего мы хотим добиться и когда?» (цели) и «Зачем?» и  оценки состояния, в котором находится  предприятие (диагностика). От масштабности, значимости целей и желаемых сроков достижения этих целей зависят широта и глубина проведения диагностики предприятия.

     Обоснованность  и последовательность шагов:

     Обоснованность заключается в квалифицированной тщательной проработке вопросов на каждом этапе (шаге) реструктуризации, выборе наиболее эффективного пути, метода, мероприятия, решения.

     Последовательность  заключается в поэтапном решении вопросов на основании анализа и оценки результатов предшествующего этапа. Иногда этапы могут осуществляться параллельно, но крайне опасно «перепрыгивать» через этапы, если нет основания их исключить вообще из перечня мероприятий.

     Основные  этапы проведения реструктуризации в соответствии с разработанной стратегией:

  1. Экономическое обоснование целесообразности реструктуризации и оценка возможности осуществления.
  2. Обучение работников высшего и среднего звена управления по программе «Реструктуризация предприятия, основные принципы и положения» и формирование команды исполнителей.
  3. Разработка плана-графика проведения реструктуризации, в том числе:

     а) определение перечня создаваемых  бизнес-единиц;

     б) определение очередности и сроков их создания;

     в) выбор организационно-правовых форм;

     г) определение перечня и сроков разработки документов (учредительных, договоров, положений, инструкций и  др.);

     д) проведение заседаний правления, совета директоров, общего собрания (в случае реорганизации);

     е) разработка документов;

     ж) организация систем планирования, учета, контроля, анализа и оценки деятельности бизнес-единиц и комплекса;

     з) подбор кадров руководителей бизнес-единиц и др.

  1. Государственная регистрация и внесение изменений в учредительные документы, при необходимости.
  2. Этап сопровождения проведения реструктуризации.
  3. Оценка результатов реструктуризации и корректировки.

     3. Внешний управляющий:  права, обязанности.

     Задачей внешнего управляющего является изыскать возможности для того, чтобы рассчитаться или провести реструктуризацию тех обязательств, исполнение по которым просрочено более чем на 3 месяца.

     Внешний управляющий имеет право:

     • самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными законом, – крупные сделки (распоряжение недвижимостью или иным имуществом, балансовая стоимость которого превышает 20 % балансовой стоимости активов на момент заключения сделки) и сделки, в которых участвуют заинтересованные лица в отношении управляющего или конкурсного кредитора, заключаются только с согласия собрания или комитета кредиторов (ст. 74, 76 Закона о банкротстве); решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, – в том же порядке (ст. 80 Закона о банкротстве);

     • совершать с согласия собрания (комитета) кредиторов сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20 % суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов (ст. 79 Закона о банкротстве);

     • предлагать кредиторам (п. 10 ст. 86 Закона о банкротстве) и заключать от имени должника мировое соглашение (ст. 74 Закона о банкротстве);

     • заявлять отказ от исполнения договоров  должника в трехмесячный срок с момента  введения внешнего управления (ст. 74, 77 Закона о банкротстве);

     • вносить заявления в суд о  признании недействительными сделок, заключенных должником после  принятия судом заявления о признании должника банкротом или заключенных в течение шести месяцев, предшествующих подаче заявления о банкротстве, если в результате указанных сделок кредиторам были или могут быть причинены убытки, если сделки влекут предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими или сделка связана с выплатой (выделением) доли (пая) в имуществе должника участнику должника в связи с его выходом из состава участников должника (ст. 78 Закона о банкротстве);

     • выступать в качестве организатора торгов по продаже части имущества должника или предприятия (бизнеса) должника либо поручить проведение торгов специализированной организации на основании договора, если иное не предусмотрено планом внешнего управления, причем денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия (ст. 86, 87 Закона о банкротстве);

     • принимать участие без права  голоса в собрании кредиторов (заседании  комитета кредиторов) (п. 2 ст. 83 Закона о банкротстве);

     • ходатайствовать перед арбитражным  судом о продлении или сокращении срока внешнего управления (п. 5 ст. 68 Закона о банкротстве);

     • вносить заявления в арбитражный  суд о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства или о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 9, 10 ст. 86 Закона о банкротстве);

     • получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве). 

     Отчет внешнего управляющего должен содержать:

     - баланс должника на последнюю отчетную дату;

     - отчет о движении денежных средств;

     - отчет о прибылях и об убытках должника;

     - сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

     - расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

     - сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

     - иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

     К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов.

     В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

     - о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

     - о продлении установленного срока внешнего управления;

     - о прекращении производства по делу, в связи с удовлетворением всех требований кредиторов, в соответствии с реестром требований кредиторов;

     - о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. 

     План  внешнего управления выполняет ряд  функций:

  • во-первых, он используется для разработки и реализации программы восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке. Появляется возможность тщательно продумать и сформулировать стратегию и тактику предприятия, а значит, в определенной степени избежать серьезных ошибок при его реформировании;
  • во-вторых, это инструмент, с помощью которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана внешнего управления могут оценить текущее и будущее финансовое положение предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;
  • в-третьих, план - это основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство. Если инвестор не будет представлять себе стратегию и тактику развития предприятия и будет не уверен в эффективности инвестиций и коммерческой привлекательности, он не станет вкладывать в предприятие финансовые средства;
  • в-четвертых, план - это мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности предполагаемых мероприятий;
  • в-пятых, реализация плана внешнего управления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованную деятельность по реформированию предприятия, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.

     Это далеко не все функции плана внешнего управления активами предприятия, но они  свидетельствуют о важности этого  документа и значительной его  роли в реформировании несостоятельных  предприятий и оздоровлении экономики страны. 
 
 

     Лекция  №15

     Тема  лекции: Конкурсное производство

     1. Характеристика процедуры  конкурсное производство.

     Конкурсное  производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

     Конкурсное  производство имеет целью:

  • соразмерно удовлетворять требования кредиторов и объявить должника свободным от долгов;
  • охранять стороны от неправомерных действий по отношению друг к другу

     С момента признания должника несостоятельным:

  • без согласия собрания кредиторов запрещается отчуждение или передача имущества банкрота (кроме некоторых видов платежей, связанных с функционированием банкрота, расходов по ведению конкурсного производства);
  • сроки исполнения всех долговых обязательств считаются наступившими;
  • прекращается начисление пеней и процентов по всем видам задолженности.

     Все имущественные требования предъявляются  к банкроты только через конкурсное производство.

     Решение об объявлении должника банкротом и об открытии конкурсного производства публикует в конкурсном управлении за счет должника в «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ». В нем указываются:

  1. наименование и иные реквизиты должника;
  2. наименование суда, в производстве которого находится дело;;
  3. срок установленный на предъявление требований кредиторов, которые должны быть не менее 2х месяцев с даты публикации;
  4. дата принятия судом об открытии конкурсного производства;
  5. сведения  о конкурсных управляющих.

     Конкурсное  производство осуществляет конкурсный управляющий. Он распоряжается имуществом банкрота, формирует конкурсную массу - стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами в порядке очередности – взимает дебиторскую задолженность, оценивает финансовое состояние должника, управляет банкротом и т.д.

     Он  имеет право обжаловать в арбитражном  суде сделки банкрота, заключенные  в последние 6 месяцев, предшествующие объявлению предприятия банкротом.

     Конкурсный  управляющий назначается арбитражным  судом. Кандидатуры управляющего выдвигает собрание кредиторов.

     Собрание  кредиторов решает вопрос о начале, форме продажи имущества, о начальной  цене этого имущества.

     Собрание  кредиторов может принять решение  о заключении мирового соглашения.

     Все имущество (активы) должника образует конкурсную массу. В конкурсную массу не включаются:

  1. жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, отдельные важные для данного региона объекты производственной инфраструктуры (они передаются на баланс местных органов власти);
  2. имущество, являющееся предметом залога;
  3. имущество, не принадлежащее должнику на правах собственности (арендованное, принятое на ответственное хранение, личное имущество работников должника).

Информация о работе Лекции по "Антикризисное управление"