Лекции по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:31, курс лекций

Краткое описание

1. Тема лекции: Кризис как объект антикризисного управления
2. План лекции
1) Понятие кризиса.
2) Виды, причины кризиса.
3. Основная часть лекции

Файлы: 1 файл

АУ-лекции.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

     номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;

     наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего;

     размер вознаграждения арбитражного управляющего;

     перечень прилагаемых документов.

     В случае, если должник в своей деятельности использует сведения, составляющие государственную  тайну, в заявлении указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника.

     В заявлении должника могут быть указаны  иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения.

     К заявлению должника также могут  быть приложены имеющиеся у должника ходатайства.

     В заявлении должника не указываются требования к кандидатуре временного управляющего.

     К заявлению должника также прилагаются:

     наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

     учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

     список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя;

     бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы  либо документы о составе и  стоимости имущества должника-гражданина;

     решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;

     решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия;

     протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника;

     отчет о стоимости имущества должника, подготовленный независимым оценщиком, при наличии такого отчета;

     документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к государственной тайне, с указанием формы такого допуска (при наличии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну).

      О принятии заявления о признании  должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через 5 дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.

     В случае, если к заявлению о признании  должника банкротом не приложены документы бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату, арбитражный суд истребует такие документы у должника. Должник обязан представить в арбитражный суд документы своей бухгалтерской отчетности не позднее чем через 5 дней с даты получения определения об истребовании таких документов.

     Судебное  заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

      Арбитражный суд может вынести решения о признании банкротства и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления при выявлении состоятельности; о приостановлении производства по делу (при наличии оснований) и проведении внешнего управления или санации. Для этого должно быть:

      Определение арбитражного суда

      Решение арбитражного суда (процедура санации)

      Баланс  предприятия-должника

      Заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия-должника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами.

      Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей (предприятие не обеспечивает или  заведомо неспособно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение  трех месяцев со дня наступления  сроков исполнения этих требований). По истечении указанного трехмесячного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). Для обращения в арбитражный суд с таким заявлением самого должника данный срок значения не имеет, поскольку должник может заранее знать о своей неспособности удовлетворить требования кредиторов. Для признания предприятия арбитражным судом несостоятельным (банкротом) необходимо наличие следующих признаков: превышение обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительная структура баланса; неспособность предприятия обеспечить удовлетворение требований кредиторов в связи с отсутствием средств. Установление наличия этих признаков осуществляется арбитражным судом в ходе рассмотрения дела.  
 

     Лекция  №11

     1. Тема лекции: Арбитражный управляющий. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих  

     Основная  часть лекции

     1. Арбитражный управляющий:  понятие, требования  к кандидатуре

     Арбитражный управляющий – лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедуры банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с законом.

     Управляющие в зависимости от процедур банкротства  подразделяются:

  1. Временных управляющих (наблюдение).
  2. Внешних управляющих (внешнее управление).
  3. Конкурсных управляющих (конкурсное производство).

     Проектируя систему профессиональных знаний, умений, характеристик специалиста по антикризисному управлению, следует обозначить два основных направления, в которых будет осуществляться его деятельность.

     Первое  и основное направление его деятельности – это арбитражный (временный, внешний, конкурсный) управляющий, определяемый законом как физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и  не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства. Закон о банкротстве предусматривает, что его деятельность возможна лишь на основании лицензии – специального разрешения государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (ФСДН). Положения о лицензировании деятельности арбитражных управляющих введены с 1 марта 1999 г. До этого момента к лицензии приравнивался аттестат специалиста по антикризисному управлению (далее – АКУ).

     Таким образом, антикризисный управляющий выступает центральной фигурой официальных процедур по антикризисному управлению или процедур банкротства. Второе, не менее важное направление – консультант различного уровня (“играющий тренер”). Он может выступать в качестве независимого эксперта, осуществляющего свою деятельность на коммерческой основе, или являться штатным сотрудником организации (целесообразно для крупных фирм, корпораций), принимать участие в аттестационных комиссиях территориальных агентств, привлекаться к оценке возможности восстановления платежеспособности предприятия. В ходе рассмотрения дел о банкротстве нередко возникает потребность в проведении финансовых экспертиз. Поэтому арбитражные суды должны располагать информацией о квалифицированных специалистах-экспертах.

     Антикризисное управление на крупных предприятиях подразумевает наличие команды  антикризисных управляющих. При  этом не обязательно, чтобы все они  были арбитражными. Такое деление определяется, с одной стороны, статусом – арбитражный управляющий должен иметь лицензию, консультанту по АКУ достаточно диплома. С другой стороны, первый наделен полномочиями, определяемыми органами государственной власти, его распоряжения носят обязательный характер, в то время как результаты деятельности и советы второго носят рекомендательный характер – решение об их реализации принимает руководитель организации. Специалист по АКУ может также успешно работать менеджером в различных подразделениях системы управления.

     В качестве арбитражного управляющего может выступать специалист, получивший:

     1) диплом менеджера по антикризисному  управлению;

     2) лицензию арбитражного управляющего, которая является основанием  для рассмотрения вопроса о  назначении его владельца в  качестве временного, внешнего или  конкурсного управляющего;

     3) соответствующие полномочия по решению арбитражного суда.

     Требования  к гражданину, который может быть назначен арбитражным управляющим:

     зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;

     имеющему высшее образование;

     имеющему стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

     сдавшему теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

     прошедшему стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

     не имеющему судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

     – являющемуся членом одной из саморегулируемых организаций

     Арбитражный управляющий действует на основе заключаемого с ним договора, определяющего  формы и пределы его ответственности перед собственником и кредиторами предприятия-должника. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее – ФСФО) заключает такой договор с менеджером по АКУ после назначения его арбитражным судом и с согласия кредиторов, зафиксированного в решении их общего собрания.

     Указанный договор подряда должен предусматривать:

     • обязательное согласование с ФСФО сделок, заключаемых от имени предприятия-должника;

     • запрет на внесение активов предприятия-должника в качестве оплаты уставного капитала создаваемых предприятий и организаций;

     • материальную ответственность управляющего за долги предприятия, возникшие  после заключения договора подряда;

     • вознаграждение управляющего в том  же размере, что и у бывшего  руководителя предприятия-должника, а также долю прибыли, полученной предприятием-должником в период управления.

     Арбитражный управляющий назначается арбитражным  судом для осуществления процедур наблюдения, внешнего управления, конкурсного  производства. Соответственно рассмотрим круг деятельности временного, внешнего и конкурсного управляющих, определяемый существующим законодательством.

     Арбитражным судом не могут быть утверждены в  качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие:

     которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

     в отношении которых введена процедура банкротства;

     которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

     которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

     которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

     которые не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника.

     Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения  ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок.

Информация о работе Лекции по "Антикризисное управление"