Лекции по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:31, курс лекций

Краткое описание

1. Тема лекции: Кризис как объект антикризисного управления
2. План лекции
1) Понятие кризиса.
2) Виды, причины кризиса.
3. Основная часть лекции

Файлы: 1 файл

АУ-лекции.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

     осуществлять  иные предусмотренные законом полномочия.

     2. План финансового  оздоровления. Типовая  форма. 

     План  финансового оздоровления (бизнес-план) должен включать следующие разделы: общая характеристика предприятия, краткие сведения по плану финансового оздоровления, анализ финансового состояния предприятия, мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности, рынок и конкуренция, деятельность в области маркетинга, план производства, финансовый план. 
 
 

     Лекция  №14

     1. Тема лекции: Внешнее управление

     Порядок введения внешнего управления.

     Внешнее управление (судебная санация) процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

     Внешнее управление имуществом должника состоит  в назначении арбитражным судом  специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения  должника является неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника, с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.

     Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

     Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен  не более чем на 6 месяцев. Если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года.

     После назначения внешнего управляющего органы управления должника должны в течение трех дней с момента его назначения передать бухгалтерскую и иную документацию должника, печати и штампы, материальные и иные ценности, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, ареста имущества должника и иные ограничения на имущество, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

     С момента введения внешнего управления:

  1. руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление делами возлагается на внешнего управляющего;
  2. прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия; полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с федеральным законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).

     Мораторий – означает, что в период внешнего управления штрафы и пени не увеличиваются. По окончании этого периода кредиторы могут требовать выплаты неустоек, штрафов, пеней, накопившихся к моменту введения внешнего управления. Мораторий распространяется на «старые» долги предприятия, срок которых наступил до введения вешнего управления. При этом не допускаются безакцептные списания средств со счета должника, а исполнение ряда имущественных взысканий приостанавливается. Мораторий не затрагивает интересы только отдельных лиц – зарплата, алименты и компенсация за вред жизни и здоровью должны быть выплачены в первую очередь.

     Если  цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании  отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае – либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство.

     Меры  по восстановлению платежеспособности:

  1. перепрофилирование производства;
  2. закрытие нерентабельных производств;
  3. взыскание дебиторской задолженности;
  4. продажа части имущества должника;
  5. уступка прав требования должника;
  6. исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  7. увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  8. размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  9. продажа предприятия должника;
  10. замещение активов должника;
  11. иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

     Не  позднее, чем за 15 дней до истечения  срока процедуры управляющий  должен передать собранию кредиторов отчет по решению, которого могут  принимать:

  1. о прекращении и внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  2. о обращении в суд с ходатайством о продлении срока
  3. о признании должника банкротом и открытие конкурсного производства;
  4. о заключении судом мирового соглашения.

     Суд утверждает отчет управляющего и принимает соответствующее решение. В случае принятия решения №1 расчеты осуществляются в строгой очередности. Продажа имущества предприятия и бизнеса осуществляется в форме конкурсов, тендеров.

     2. Реструктуризация. Основные принципы проведения реструктуризации.

     Реструктуризация  предприятия – это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия (материальных, финансовых, трудовых, земли, технологий), заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций.

     Бизнес-единица  – отдельно управляемое подразделение комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за всю свою деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе.

     Необходимость проведения реструктуризации вызывают:

     А) проблемы выживания – многие крупные  промышленные предприятия страны находятся  на грани краха;

     Б) повышение эффективности работы в условиях:

  • развивающейся неуправляемости предприятия из-за его расширения – «синдром большого бизнеса»;
  • перспективы снижения прибыльности;
  • конкуренция.

     Возможность осуществления реструктуризации зависит  от большого количества самых различных  факторов:

  • своевременности осуществления, то есть проведения тогда, когда еще не поздно;
  • правильного выбора пути реструктуризации;
  • наличия или возможности набора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров;
  • наличия или возможности заимствования денежных средств и др.

     Пути  реструктуризации:

  1. Реорганизация;
  2. Реструктуризация без признаков реорганизации;
  3. Очень часто реструктуризация осуществляется комбинированно.

     Понятие «реорганизация» юридического лица дано в Гражданском кодексе РФ (статьи 57-60), а также (более развернуто) в Законе «Об акционерных обществах» применительно к акционерным  обществам.

     Формы реорганизации согласно ГК: слияние и присоединение (не путать), разделение и выделение (не путать), преобразование.

     Слияние и присоединение могут потребовать предварительного согласования с федеральными и территориальными антимонопольными органами. Эти же органы вправе потребовать разделения или выделения юридического лица в случаях возникновения и в целях предотвращения возможности злоупотребления коммерческими организациями доминирующим положением или ограничения конкуренции. Реорганизация любого юридического лица  (кроме АО) требует единогласного решения всех его участников.

     Судьба  имущества при разделении или выделении юридического лица решается в передаточном акте и разделительном балансе. Этими документами определяется объем прав и обязанностей образуемых юридических лиц. Имущество передается по разделительному балансу со всеми активами и пассивами, включая прибыли и убытки.

     Однако, многие предприятия отдают предпочтение второму пути реструктуризации из-за трудностей, связанных с соблюдением  обязательных условий реорганизации (см схему). Кроме того, разделение баланса при дебиторской задолженности (зачастую безнадежной, длительно просроченной) и значительной кредиторской задолженности сразу ставят созданное предприятие в тяжелое финансовое положение, если нет инвесторов.

     Реструктуризация  без признаков реорганизации  может быть осуществлена юридическим  лицом путем создания новых юридических  лиц (без процедуры выделения) для  выполнения определенных функций. Организационно-правовая форма создаваемого нового юридического лица должна соответствовать целям и задачам создания и обеспечивать наиболее эффективное выполнение им возложенных функций. Это может быть дочернее, зависимое либо независимое общество или товарищество, если есть рычаги управления последним помимо доли в уставном капитале. При такой реструктуризации сводятся к минимуму либо полностью отсутствуют многие проблемы реорганизации.

     Помимо  создания нового юридического лица реструктуризация может осуществляться путем приобретения (определяющего участия) действующего «чужого» предприятия, которое специализировано или достаточно легко переспециализируется на нужды предприятия-покупателя.

     Трудности при такой реструктуризации по сравнению  с вышеуказанными формами реорганизациями: при создании нового юридического лица велика вероятность ошибки в прогнозе эффективности его работы (многое создается заново); при приобретении (покупке) – борьба с возможным противодействием конкурентов-покупателей, дороговизна покупки.

     Выбор того или иного пути реструктуризации зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рискованно на единицу эффекта, то есть риск должен совпадать с ожидаемым эффектом.

     Основные принципы проведения реструктуризации.

     Соблюдение  основных принципов проведения реструктуризации является необходимым условием успешного  ее осуществления.

  1. Осознает ли руководитель, что его предприятие необходимо реструктурировать – в этом заключается ведущая роль руководителя в проведении реструктуризации.
  2. Для того, чтобы правильно определить причины и установить диагноз проблемности, надо предварительно сделать всесторонний и глубокий анализ проблем.
  3. Установив причины и диагноз, можно обоснованно разработать стратегию и программу действий.

     В ходе проведения намеченных программ необходимо соблюдения принципа обоснованности и последовательности.

     Анализ  проблем

     Наиболее  частыми (типичными) проблемами предприятий являются:

  • отсутствие стратегии, плана развития;
  • неудовлетворительная система управления - сверхцентрализация функций, отсутствие четкого их распределения, инерционность (замедленность) исполнения решений, малоэффективные системы оценки и оплаты труда и др.;
  • слабая маркетинговая служба;
  • отсутствие или слабое использование методов управленческого учета в проведении финансово-экономической политики;
  • недостатки своего производства (по качеству, ассортименту, затратам);
  • необеспеченность квалифицированными кадрами;
  • отсутствие системной работы по анализу эффективности работы предприятия в целом и его структурных подразделений (осуществляется от случая к случаю);
  • диспропорция в структуре предприятия.

Информация о работе Лекции по "Антикризисное управление"