Лекции по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:31, курс лекций

Краткое описание

1. Тема лекции: Кризис как объект антикризисного управления
2. План лекции
1) Понятие кризиса.
2) Виды, причины кризиса.
3. Основная часть лекции

Файлы: 1 файл

АУ-лекции.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

     Неудовлетворительная  структура баланса – такое  состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества  не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

     Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. При этом сумма платежа составляет не менее 100 тыс. руб. для юридических лиц, установленных законодательством.

     Внешним признаком несостоятельности физического лица является не исполнение им в течение трех месяцев с даты, когда обязательства должны были быть исполнены и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. При этом сумма задолженности составляет не менее 10 тыс. руб.

     Правило платежеспособности:

     Выручка должна быть как минимум больше обязательств на сумму резервов, на зарплату работников + текущие расходы.

     Факторы ухудшения финансового состояния  организации:

  1. внешняя среда:
  • общеэкономические, определяют влияние состояния экономики страны;
  • государственные, которые определяют, как влияет государство, его правовая, налоговая и другие системы на деятельность организации;
  • рыночные – влияние факторов рынка;
  • прочие.
  1. внутренняя среда:
  • операционные – производственные и управленческие;
  • финансовые – результат нерациональной финансовой политики;
  • инвестиционные – связанные с неэффективной инвестиционной политикой организации;
  • прочие.

     Наиболее  устойчива в платежеспособном отношении  организация, у которой доля собственного оборотного капитала в сумме оборотных  средств составляет 60% и более.

     Отсутствие  планирования денежных потоков, поступления  и расходования выручки во многих случаях является первой из базовых причин возникновения ситуации неплатежеспособности.

     В основе планирования денежных потоков  лежит:

  1. планирование объема выручки по периодам;
  2. удержание в определенных границах пропорционально объему выручки общей суммы текущих обязательств;
  3. расходование выручки с учетом погашения обязательств и поддержания некоторых резервов;
  4. планирование расходов из выручки по отдельным направлениям обязательств;
  5. планирование дополнения прироста выручки за счет мобилизации внутренних резервов, которые сокрыты во внеоборотных и оборотных активах.

     Обязательства организации

     Внешние:

  1. Обязательства перед фискальной системой;
  2. Обязательства перед финансово-кредитной системой;
  3. Обязательства перед кредиторами (поставщиками);

     Внутренние:

  1. Обязательства перед акционерами или работниками организации.

     Ненадежное  исполнение обязательств свидетельствует  о:

  1. Необязательности как о стиле взаимодействия с партнерами если предприятие располагает ресурсами для выполнения обязательств в срок
  2. О дефиците или кризисе финансовых возможностей для исполнения обязательств.

     Организация, которая из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную  зону ненадлежащего исполнения, исполнения со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособной, наносящей ущерб своим кредиторам.

     Виды  неплатёжеспособности.

     Существует  причинно-следственная связь между  понятиями неплатёжеспособность, несостоятельность  и банкротство.

     Несостоятельность - это неплатежеспособность, т.е. ситуация, когда должник не способен своевременно надлежащим образом исполнять свои обязательства. Постоянная и продолжительная несостоятельность приводит к абсолютной неплатежеспособности, при которой должник не может восстановить свое финансовое положение, продолжение его деятельности становится невозможным и нецелесообразным.

     Виды  неплатежеспособности:

  • Эпизодическая;
  • Устойчивая;
  • Хроническая (абсолютная);
  • Кризисная;
  • Практическая (временная).

     Устойчивая  и хроническая означает, что:

  1. Поглощает (с задержкой или безнадежно) ресурсы или средства кредиторов (сырье, товары, денежные средства, средства банков, собственных работников, акционеров и т.д.);
  2. Формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что блокирует в полной мере исполнение бюджетов;
  3. Ухудшает свое финансовое положение за счет выплат штрафов  и неустоек, пеней.

     В конечном счете неплатежеспособная организация ставит своих кредиторов (и государство) перед выбором:

  1. Дать организации некий контролируемый шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление, что может быть реализовано в рамках временного соглашения;
  2. Выставить требование о ликвидации данной организации, продаже ее имущества, чтобы удовлетворить полностью или частично требования кредиторов. Сам должник может выступать инициатором процесса. Для этого необходимо предусмотреть комплекс мер по восстановлению платежеспособности на основе анализа финансовой устойчивости организации и причин, приведших к этому. Важно обозначить причины неплатежеспособности, чтобы исключить или существенно снизить их влияние на финансовое состояние предприятия. Причины выявляются на основе профессионального анализа (аудита).
 

     2. Государственная  финансовая поддержка  неплатежеспособных  организаций.

     Порядок предоставления государственной финансовой поддержки определён соответствующим Положением (приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозмездной или возмездной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

     – восстановление платежеспособности или  поддержание эффективной хозяйственной  деятельности предприятия;

     – финансирование реорганизационных  или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.

     Безвозвратное государственное ассигнование предоставляется  исключительно на:

     – финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунального-бытового назначения;

     – возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством  установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;

     – финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятия, принимаемых  на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим  законодательством;

     – финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств  от продажи имущества должника.

     Во  всех остальных случаях государственная  финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

     Безвозвратное государственное ассигнование отражается в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников в уставном капитале предприятия.

     Финансирование  осуществляется в соответствии с  договором, заключенным между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральной службой осуществляющей контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией Правительства РФ (субъекта РФ) – с другой.

     Основанием  для предоставления государственной  финансовой поддержки неплатежеспособным предприятия являются:

     – наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), согласованного и утвержденного  в установленном порядке;

     – наличие поданных в установленном  порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной  программой приватизации;

     – безусловное соблюдение целевого характера  использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;

     – наличие согласованного с ФСФО плана-графика  финансирования, необходимого для обеспечения  запланированных санационных мероприятий;

     – наличие средств соответствующих  источников обеспечения санационных  мероприятий.

     Финансовая  поддержка не предоставляется в  случае:

     – если в течение 3-х лет до момента  обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, которым  государство не возмещает его  затраты на производство товаров, работ, услуг) ему предоставлялась такая поддержка.

     Органом, осуществляющим от имени государства  финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования выступает: Министерство финансов РФ.

     Если  государственная финансовая поддержка  оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные плано-графиком финансирования суммы Стратовых платежей должны быть перечислены не позднее чем за 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.  
 

     Лекция  №10

     1. Тема лекции: Возбуждение производства по делу о банкротстве 

       Основная часть  лекции

      1. Антикризисные процедуры.

      Несостоятельность (банкротство) считается имеющей место только после признания факта несостоятельности арбитражным удом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Решение о добровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им, о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами и утверждается собственником.

      К должнику могут быть применены следующие  процедуры:

      1) реорганизационные; 

      2) ликвидационные;

      3) мировое соглашение.

      Реорганизационные или ликвидационные процедуры назначаются  по решению арбитражного суда.

      Реорганизационные процедуры направлены на поддержание  деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, способствуют продолжению его существования. Они включают внешнее управление имуществом должника и санацию (финансовое оздоровление).

Информация о работе Лекции по "Антикризисное управление"