Лекции по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:31, курс лекций

Краткое описание

1. Тема лекции: Кризис как объект антикризисного управления
2. План лекции
1) Понятие кризиса.
2) Виды, причины кризиса.
3. Основная часть лекции

Файлы: 1 файл

АУ-лекции.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

      Внешнее управление имуществом представляет собой  процедуру, направленную на продолжение  деятельности предприятия-должника и  осуществляемую на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему. Ходатайство о проведении реорганизационной процедуры может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу. Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев.

      Официальное объявление должника несостоятельным

      Решение арбитражного суда о добровольной ликвидации (банкротство) предприятия.

      Реорганизационные процедуры

      Ликвидационные  процедуры 

      Мировое соглашение

      Типы  применяемых к  должнику процедур

      Основанием  для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие  реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

      Санация (оздоровление предприятия-должника) —  это процедура, при которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами или иными лицами. Круг лиц, имеющих право заявлять в арбитражные суды ходатайство о проведении санации предприятий, является таким же, как и по процедуре внешнего управления имуществом.

      Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания помощи этому предприятию собственником или иными лицами.

      К ликвидационным процедурам относятся принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия в силу его несостоятельности осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).

      Мировое соглашение – процедура достижения договоренности между должником  и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся  кредиторам платежей или скидки с  долгов.

      Отличительная особенность процедур, указанных в законе “О несостоятельности (банкротстве)”, заключается в том, что проведение реорганизационных процедур не приводит к прекращению деятельности предприятия, а, наоборот, способствует ее продолжению, а ликвидация предприятия в силу его несостоятельности (банкротства) осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).

      Отличительная особенность мирового соглашения, предусмотренного законом, обусловлена тем, что при  рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), арбитражные суды рассматривают не спорное правоотношение сторон, а устанавливают факт несостоятельности (банкротства) конкретного предприятия. Поэтому утверждение мирового соглашения арбитражным судом не является рассмотрением дела по существу.

      При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и оснований  для их проведения арбитражный суд  выносит определение о приостановлении  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации.

      Естественно, Закон не предусматривает механизм финансового анализа и таким  образом, нет четких рамок выбора той или иной антикризисной стратегии. Частично эта проблема разрешается в Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2264 “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий”, на основании которого Федеральное управление имеет право представлять в арбитражный суд заключение по плану проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника и обращаться с заявлением о его пересмотре на базе выполненного им анализа деятельности предприятия.

     Все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, делятся на следующие типы: реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение.

     К реорганизационным процедурам относятся:

  • досудебная санация;
  • наблюдение;
  • внешнее управление имуществом должника.

     Досудебная  санация – процедура, когда собственником предприятия, кредитором и заинтересованным в деятельности предприятия инвестором оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

     Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство  о санации, если есть реальная возможность  восстановить платежеспособность предприятия.  

     Применение  реорганизационных  процедур заключается  в сохранении предприятия-должника, в обеспечении  вывода предприятия  из неплатежеспособного  стояния.

     К ликвидационным процедурам  относятся:

  • принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;
  • добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

     Ликвидация  предприятия должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

     Ликвидационные  процедуры ведут к прекращению  деятельности предприятия. Поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле.

     В широком смысле процедуры банкротства  рассматриваются российским законодательством  как антикризисные процедуры. Антикризисные  процедуры должны быть направлены на сохранение предприятий, выпускаемых конкурентоспособную, социально значимую продукцию.

     2. Возбуждение производства  по делу о банкротстве.

     Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

     должник;

     арбитражный управляющий;

     конкурсные  кредиторы;

     уполномоченные  органы;

     федеральные органы исполнительной власти, а также  органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

     лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

     В арбитражном процессе по делу о банкротстве  участвуют:

     представитель работников должника;

     представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

     представитель учредителей (участников) должника;

     представитель собрания кредиторов или представитель  комитета кредиторов;

     представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано  с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;

     иные  лица в случаях, предусмотренных  Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

      Основанием  для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредиторов), прокурора, а также Федерального управления и (или) территориального агентства Федерального управления (территориального агентства).

      Федеральное управление (через территориальные  агентства по местонахождению предприятия-должника) подает в арбитражный суд заявление о признании данного предприятия несостоятельным (банкротом) самостоятельно, если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

      Участники судебного процесса

      Последовательность действий Арбитражный суд

      Предприятие-должник 

      Кредитор (кредиторы)

      Федеральное управление (собственник должника)

      Прокурор 

      Независимый аудитор

      Арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности  на основании письменного заявления  должника (не может быть отозвано), кредитора (кредиторов) (может быть отозвано), прокурора при установлении им умышленного или фиктивного банкротства (может быть отозвано), решения Федерального управления. Заявление должно содержать (может быть подано в предвидении банкротства) форму и субъект собственности, сумму неудовлетворенных требований, причины их невыполнения, приложения со списком кредиторов и должников, расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженностей и бухгалтерским балансом, ходатайство о внешнем управлении имуществом или санации (копия)

      Заявление о несостоятельности

      Ходатайство

      Извещение о выполнении должником в течение  недели просроченных на 3 мес. Обязательств

      Уведомление о вручении

      Заявление о несостоятельности должника (при  его отказе от обязательств) (копия)

      Ходатайство и список участников санации

      Приложения 

      Решение (предписание) о внесении должником  заявления (копия)

      Заявление (умышленное или фиктивное банкротство)

      Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника

      Приложения 

      Вынесение определения о возбуждении производства.

      Рассылка  определения участникам судебного  производства

      Поручение на составление баланса (при Заявление  о несостоятельности должника).

     В заявлении должника должны быть указаны:

     наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;

     – сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником

     сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения, причитающегося для выплаты вознаграждений по авторским договорам;

     размер задолженности по обязательным платежам;

     обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника;

     сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;

     сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;

Информация о работе Лекции по "Антикризисное управление"