Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:31, курс лекций
1. Тема лекции: Кризис как объект антикризисного управления
2. План лекции
1) Понятие кризиса.
2) Виды, причины кризиса.
3. Основная часть лекции
Лекция
№1
1.
Тема лекции: Кризис
как объект антикризисного
управления
2. План лекции
1) Понятие кризиса.
2)
Виды, причины кризиса.
3.
Основная часть
лекции
1. Понятие кризиса.
Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.
Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.
На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».
В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.
Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.
В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.
Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.
Итак, антикризисное управление – это:
Проблема
антикризисного управления несостоятельным
предприятием вытекает из самой природы
проводимых в России экономических
реформ. Воздействие на предприятие
с помощью института
Кризисы хозяйственных организаций и более крупных макро- и мезообразований представляет собой периодически случающиеся события, присуще всякой развивающейся системе. Результаты кризиса – фрагментарные им общеорганизационные качественные изменения.
Понятие «Кризис» связано с понятием «риск», которое влияет на методологию разработки любого управленческого решения.
Кризис – критическое состояние организации, представляет собой своеобразную плату за неэффективность или рискованность управленческого решения.
Длительная не изменчивость системы накапливает сдерживающие факторы (замедлители), по достижению критических их массы вводит организацию в состояние коллапса (сжатие), неустойчивости, угрозы разрушения. Это состояние неустойчивости характеризуется крайним обострением противоречий в системе организации, угрожающих ее жизнедеятельности, называется кризисами.
Под кризисом в широком смысле понимается такое состояние организации, которое предшествует ее переходу в иное качество.
Изменение может не состоятся, если менеджменту не удастся преодолеть негатив (онтогонизмы) во внешней и внутренней среде организации. Например, различные способы согласования или подчинения интересов составных частей единой цели, а также другие формы обеспечения ее неразрушаемости. При несогласовании интересов другой вариант разрушения кризиса становится изменение качественного состояния организации, ее разрушение.
Если в первом случае менеджмент не претерпевает кардинальных перемен, но может пережить значительные изменения в рамках сохраняющихся главных целей организации, то во втором случае она меняет свое лицо и в основной своей части переходит в другую зону хозяйствования. Меняется и ее менеджмент, становясь атрибутом другой организации.
Наиболее существенные деформации и качественные изменения кризис вносит в промышленные фирмы. В торгово-снабженческо-сбытовых консалтинговых организациях, в банках и инвестиционных компаниях состояние кризиса длится сравнительно короткое время, то в промышленности, особенно машиностроение, может составить многие годы. (5 и более лет).
2. Виды, причины кризисов.
Причины
возникновения кризисных
Виды кризисов:
Виды устойчивости:
Циклы, этапы жизненности системы:
Причины возникновения катастроф:
Митчел (1878-1948) ввел понятие «Деловой цикл» (отказываясь от понятия «кризис») – является постоянной особенностью капитализированной экономики, которая обусловлена множеством взаимосвязанных факторов (размер инвестиций, курс акций и др.) и проявляется в повторяющихся подъемах и упадках экономики.
Выделял короткие волны периодичностью 3-7 лет.
Циклы деловой активности:
Виды кризисов:
Кризисы 19 и начала 20 вв. проходили по единому сценарию перепроизводства товаров. По этой схеме проходили кризисы: 1825 г.- в Англии, 1836 г.- в Англии и США, 1841 г. – в США. Кризис 1847 г. охватил США, Англию, Францию и Германию. Кризис 1858 г. стал первым мировым циклическим кризисом. После этого кризисы были в 1873 г., 1882 г., 1890 г. Однако кризисы заключают в себе и способы ликвидации своих причин и последствий. По мере развития кризисного процесса цены на товары падают, создавая тем самым возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса.
КОНЬЮНКТУРА – структура на рынке которая характеризует продажу того или иного продукта.
Причина кризиса в промышленной фирме и макросреде – это сокращение совокупного спроса, снижение производства, занятости, инвестиций.
Выход из него достигается:
В
кризисное состояние
Лекция №3
Тема лекции: Неплатежеспособность как следствие кризиса
1. Понятие неплатежеспособности. Признаки неплатежеспособности
Закон определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.