Лекции по "Антикризисное управление"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:31, курс лекций

Краткое описание

1. Тема лекции: Кризис как объект антикризисного управления
2. План лекции
1) Понятие кризиса.
2) Виды, причины кризиса.
3. Основная часть лекции

Файлы: 1 файл

АУ-лекции.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

     Лекция  №1 

     1. Тема лекции: Кризис как объект антикризисного управления  

     2. План лекции

     1) Понятие кризиса.

     2) Виды, причины кризиса. 

     3. Основная часть  лекции 

     1. Понятие кризиса.

     Переход от плановой к рыночной экономике  поставил в сложное экономическое  и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

     Неплатежеспособность и последующие банкротства предприятий все чаще становятся предметом рассмотрения арбитражных судов. Перед управляющими предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий.

     На  решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».

     В последнее время в связи с  обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из этого состояния.

     Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

     В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое  понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.

     Рассмотрение  антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия. В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

     Итак, антикризисное управление – это:

  • диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;
  • комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;
  • бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия;
  • выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

     Проблема  антикризисного управления несостоятельным  предприятием вытекает из самой природы  проводимых в России экономических  реформ. Воздействие на предприятие  с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Банкротство неэффективно работающих и финансово слабых производств является основой структурной перестройки российской экономики.

     Кризисы хозяйственных организаций и  более крупных макро- и мезообразований  представляет собой периодически случающиеся  события, присуще всякой развивающейся  системе. Результаты кризиса – фрагментарные  им общеорганизационные качественные изменения.

     Понятие «Кризис» связано с понятием «риск», которое влияет на методологию разработки любого управленческого решения.

     Кризис  – критическое состояние организации, представляет собой своеобразную плату за неэффективность или рискованность управленческого решения.

     Длительная  не изменчивость системы накапливает  сдерживающие факторы (замедлители), по достижению критических их массы  вводит организацию в состояние  коллапса (сжатие), неустойчивости, угрозы разрушения. Это состояние неустойчивости характеризуется крайним обострением противоречий в системе организации, угрожающих ее жизнедеятельности, называется кризисами.

     Под кризисом в широком смысле понимается такое состояние организации, которое предшествует ее переходу в иное качество.

     Изменение может не состоятся, если менеджменту  не удастся преодолеть негатив (онтогонизмы) во внешней и внутренней среде  организации. Например, различные способы согласования или подчинения интересов составных частей единой цели, а также другие формы обеспечения ее неразрушаемости. При несогласовании интересов другой вариант разрушения кризиса становится изменение качественного состояния организации, ее разрушение.

     Если  в первом случае менеджмент не претерпевает кардинальных перемен, но может пережить значительные изменения в рамках сохраняющихся главных целей организации, то во втором случае она меняет свое лицо и в основной своей части переходит в другую зону хозяйствования. Меняется и ее менеджмент, становясь атрибутом другой организации.

     Наиболее  существенные деформации и качественные изменения кризис вносит в промышленные фирмы. В торгово-снабженческо-сбытовых консалтинговых организациях, в банках и инвестиционных компаниях  состояние кризиса длится сравнительно короткое время, то в промышленности, особенно машиностроение, может составить многие годы. (5 и более лет).

     2. Виды, причины кризисов.

     Причины возникновения кризисных ситуаций: на мега-, макро-, меза- и микроуровне:

  • Объективные процессы могут быть не только результатом непрофессионализма управления, но и свидетельство об определении «кризиса развития» организации, таким образом закономерный этап качественных превращений в ее жизненном цикле;
  • Субъект стратегически, тактического действия (неудачные решения, злонамеренные акции).

     Виды  кризисов:

  • По охвату: отдельные / локальные / системные;
  • По уровням экономического обобщения: мега- / макро- / мезо - / микро-;
  • По причинам возникновения: циклические / закономерные / случайные;
  • По продолжительности: долгосрочные / среднесрочные / краткосрочные;
  • По источникам происхождения: внутренние / внешние / смешанные / искусственные;
  • По возможности продолжения: период самостоятельно / период с внешней помощью / не  преодолимые;
  • По причинам возникновения: природные кризисы (вызванные природными условиями деятельности).

     Виды  устойчивости:

  1. Общая – состояние упорядоченной интегративной совокупности ее внутренних и внешних элементов;
  2. Структурная – состояние субординированных внутренних элементов;
  3. Факториальная – состояние под возмущающим воздействием отдельных, как правило внешних факторов (инфляции);

     Циклы, этапы жизненности системы:

  1. Зарождение;
  2. Подъем;
  3. Равновесное функционирование;
  4. Спад.

     Причины возникновения катастроф:

  1. Отрасль производства;
  2. Размеры организации;
  3. Специализация по продукту;
  4. Технологическая комбинированность;
  5. Инерционность сбытового элемента;
  6. Экономическая ситуация на мезоуровне;
  7. Социально-психологические процессы во внутренней и внешней среде.

     Митчел (1878-1948) ввел понятие «Деловой цикл» (отказываясь от понятия «кризис») – является постоянной особенностью капитализированной экономики, которая обусловлена множеством взаимосвязанных факторов (размер инвестиций, курс акций и др.) и проявляется в повторяющихся подъемах и упадках экономики.

     Выделял короткие волны периодичностью 3-7 лет.

     Циклы деловой активности:

  1. Спад (кризис) – от несколько месяцев до 2х лет. Подвержены не монополизированные организации, малый бизнес. Специфичен для отраслей – производителе оборудования, бытовой техники; менее опасны для производителей питания, ширпотреба (повседневный спрос);
  2. Депрессия (стагнация) – период от 1го до 3х-4х лет заключается в обретении равновесия на новом низком  уровне. Все субъекты находятся в состоянии ожидания, процентные ставки снижаются;
  3. Оживление – повышаются процентные ставки, оживляются производители средств производства, строительных материалов и конструкций. Возникают новые предприятия;
  4. Подъем (бум) – создается множество новых предприятий, внедряются новые технологии, расширяется малый бизнес. Повышается направленность в пропорциях между фазами воспроизводства циклов на макро-, микроуровнях. Растут инвестиции в производственные сферы.

  Виды  кризисов:

  1. По охвату: отдельные / локальные / системные;
  2. По уровням экономического обобщения: мега- / макро- / мезо - / микро-;
  3. По причинам возникновения: циклические / закономерные / случайные;
  4. По силе воздействия: катастрофические / разрушительные / болезненные;
  5. По продолжительности: долгосрочные / среднесрочные / краткосрочные;
  6. По источникам происхождения: внутренние / внешние / смешанные / искусственные;
  7. По возможности преодоления: преодолимые самостоятельно / преодолимые с внешней помощью / не преодолимые;
  8. По масштабам разрушения равновесия: общие – охватывают всю национальную экономику / частичные – распространяются на одну сферу деятельности экономики или отрасль;
  9. По сферам: финансовый – глубокое расстройство государственных финансов, проявляется в неплатежеспособности государства по иностранным займам / денежно-кредитный – потрясение денежно-кредитной системы (сокращение коммерческих и банковских кредитов, массовое изъятие вкладов и крах банков, падение курсов акций и облигаций, норм банковского кредита, преимущество отдается наличным ресурсам) / валютный – ликвидация золотого стандарта в обращении на мировом рынке / биржевой – резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокий спад на фондовой бирже / экономический – отражает острые противоречия в экономике субъекта (кризисы перепроизводства и реализации товара, кризисы потери конкурентных преимуществ, банкротство) / социальный – обострение противоречий или столкновение интересов различных социальных групп или образований между работником и работодателем, профсоюзом и предприятием, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. / психологический – кризис психологического состояния человека (стрессы и конфликты) / технологический – кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях;
  10. По причинам возникновения: природные – вызваны природными условиями деятельности и жизни человека / экологические – возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека / общественные – это общественные отношения во всех видах их проявления;
  11. По предсказуемости: предсказуемые – наступают на этапе развития, могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса (циклический – периодически возникает) / неожиданные – это результат либо грубых ошибок в управлении или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов (явные – протекают заметно и легко обнаруживаются; латентные – протекают относительно незаметно, поэтому наиболее опасны);
  12. По характеру нарушения пропорций воспроизводства: кризис перепроизводства товаров – выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта / кризис недопроизводства товаров – выпуск в недостаточном количестве товаров, которые должны удовлетворять платежеспособный спрос населения.

     Кризисы 19 и начала 20 вв. проходили по единому  сценарию перепроизводства товаров. По этой схеме проходили кризисы: 1825 г.- в Англии, 1836 г.- в Англии и США, 1841 г. – в США. Кризис 1847 г. охватил США, Англию, Францию и Германию. Кризис 1858 г. стал первым мировым циклическим кризисом. После этого кризисы были в 1873 г., 1882 г., 1890 г. Однако кризисы заключают в себе и способы ликвидации своих причин и последствий. По мере развития кризисного процесса цены на товары падают, создавая тем самым возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса.

     КОНЬЮНКТУРА – структура на рынке которая характеризует продажу того или иного продукта.

     Причина кризиса в промышленной фирме  и макросреде – это сокращение совокупного спроса, снижение производства, занятости, инвестиций.

     Выход из него достигается:

  1. По линии внешних инвестиций для выполнения спецзаказов.
  2. Путем внутренней реструктуризации и перехода на выпуск продукции, пользующейся устойчивым спросом.
  3. Путем расчленения организации по предметному (процессному), или хуже – технологическому процессу и оставление наиболее рентабельных подразделений.

     В кризисное состояние организации  входят достаточно длительный период по мере накопления «замедлителя». Выход  из кризисных состояний может  быть как мгновенным (ступенчатым) в  результате разовой акции (дефолт, объявление банкротства, поглощение, смена деятельности, дробление и т.п.) Так и продолжительным по времени в ходе эволюционных преобразований. 
 

     Лекция  №3

     Тема  лекции: Неплатежеспособность как следствие кризиса

     1. Понятие неплатежеспособности. Признаки неплатежеспособности

     Закон РФ от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

     Закон определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Информация о работе Лекции по "Антикризисное управление"