Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового оздоровления, выявление условий и возможностей осуществления данной стадии процедуры банкротства.
В рамках достижения поставленной цели мною поставлены следующие задачи:
изучение подходов к формированию политики финансового оздоровления предприятия с учетом его антикризисного
потенциала, специфики его функционирования, особенностей состояния макросреды;
рассмотреть риски, сопутствующие кризисному состоянию предприятия;
рассмотреть подходы к разработке организационной схемы управления финансовым оздоровлением;
рассмотреть государственное регулирование процессов финансового оздоровления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Стратегия и тактика финансового оздоровления…………………....
Этапы разработки программ финансового оздоровления………..
Оперативная и стратегическая реструктуризация
для финансового оздоровления………………………………………..
Глава 2. Классификация и типологизация рисков, сопутствующих
кризисному состоянию предприятия……………...................................
Глава 3. Управление финансовым оздоровлением как составная
часть менеджмента………………………………………………………...
Глава 4. Государственное регулирование процессов финансового
оздоровления………………………………………………………………
4.1 Региональные программы реформирования и финансового
оздоровления предприятий………………………………………………
4.2 Арбитражная процедура финансового оздоровления
Предприятий………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Вопросы антикризисного управления находятся в центре внимания, например, правительства Свердловской области. В анти­ кризисной программе  реализованы конкретные мероприятия  по стабилизации работы и финансовому оздоровлению предприятий, которым предоставлена финансовая поддержка в виде финансирования ряда социальных объектов, поручительства по кредитным соглашениям, налоговых освобождений, отсрочек по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, товарных кредитов и др.

В Москве отрабатывается механизм комплексной поддержки  промышленных предприятий путем  выделения налогового кредита, реструктуризации задолженности за потребление электроэнергии, воды, тепла и других коммунальных услуг, финансирования создания новых рабочих мест. Финансирование планов финансового оздоровления осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Москвы на реализацию Комплексной программы промышленной деятельности в Москве и основных положений промышленной политики. В состав Комплексной программы, в частности, входит программа «Реформирование убыточных и неустойчиво работающих предприятий, включая оборонно-промышленный комплекс».

В ходе реализации программы Правительством Москвы оцениваются  состояние и перспективы развития промышленных предприятий и организаций отраслевой науки, разрабатываются программы и проекты финансового оздоровления в виде государственной финансовой поддержки (на возвратной основе) и предоставления льгот, а также программы реорганизации базовых предприятий и организаций, способных наращивать объемы реализации продукции. Реорганизация имущественного комплекса реформируемых предприятий и организаций позволит снизить финансовую нагрузку на прибыль и использовать в интересах го­ рода, в том числе для развития малого бизнеса, отчуждаемую часть недвижимости, земельные участки ликвидируемых предприятий.

Получая поддержку  местной администрации в той  или иной форме, предприятие, как  правило, быстрее достигает конечных результатов по всем направлениям своей  деятельности, получает возможность расплатиться с долгами и становится надежным налогоплательщиком, пополняя доходную часть бюджетов всех уровней. Не стоит сбрасывать со счетов и макроэкономический фактор, так как в масштабе страны рост числа конкурентоспособных предприятий приводит к усилению экономики региона и национальной экономики в целом.

Наиболее существенными  показателями, которые определяют результативность реформирования с точки зрения администраций  субъектов РФ и инвесторов, являются:

1) обеспечение текущих платежей в бюджет (местный и субъекта РФ) и в пенсионный фонд;

2) выполнение  графика погашения задолженности  во все виды бюджетов и пенсионный  фонд (как правило, в режиме  ре­ структуризации федеральных  долгов);

3) сокращение  задолженности по заработной плате и рост душевого дохода;

4) сохранение  и рост числа рабочих мест;

5) стабилизация  и рост объемов производства  реализации;

6) рост конкурентоспособности  продукции; 

7) стабилизация  и рост экономической эффективности  (рентабельности, нормы прибыли на вложенный капитал, производительности труда, оборачиваемости оборотных средств и др.);

8) уход из  зоны банкротства (снижение задолженности,  улучшение критериев несостоятельности  и др.);

9) выход на  безубыточное функционирование, стабилизация и  рост предельной и чистой прибыли.

Обобщая опыт регионов и муниципальных образований  в сфере антикризисного управления, можно сделать вывод, что администрации  имеют в своем распоряжении достаточно инструментов, позволяющих принять  меры по предупреждению банкротства, своевременно диагностировать ситуацию и оказать финансовую поддержку несостоятельным предприятиям. Отметим, что такая поддержка, как правило, оказывается государственным унитарным и , крупным промышленным предприятиям, имеющим в уставном капитале долю государственной собственности, которые признаны  экономически или социально значимыми для экономики региона.

Меры по предупреждению банкротства принимают учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, органы исполнитель­ ной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления.

Меры по финансовому  оздоровлению организаций принимают  учредители (участники) предприятия-должника, собственник  имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также кредиторы или иные лица на основании соглашения  с должником.

Финансовое  оздоровление организаций для предупреждения  банкротства включает в себя комплекс мер, обеспечивающих возможность дальнейшего развития предприятия. Этот комплекс мер  и является предметом рассмотрения в данной книге.

Финансовое  оздоровление осуществляется в следующих  формах государственной поддержки:

• бюджетных  ссуд предприятиям-должникам, предоставляемых в порядке и на условиях, устанавливаемых администрацией субъекта РФ или местной администрацией в соответствии с действующим законодательством;

• бюджетных  ссуд предприятиям-должникам под  залог их имущества;

• размещения государственного заказа на предприятиях­ должниках в порядке, устанавливаемом законодательством субъекта РФ;

• реструктуризации задолженности предприятия по налогам; установления льгот по налогам и  сборам в части налогов, поступающих  в соответствующий бюджет, утверждаемых представительным органом власти;

• изменения  сроков уплаты налогов и сборов в  части налогов, поступающих в  региональный или местный бюджет (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит);

• приобретения уполномоченным органом исполнительной власти по управлению имуществом предприятий зданий, сооружений, долей (паев) в капитале предприятий, акций и других ценных бумаг, иного имущества, которое закрепляется в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;

• инвестиционных кредитов предприятиям-должникам для модернизации, реструктуризации производства;

• снижения тарифов  на коммунальные услуги;

• реструктуризации задолженности предприятия по коммунальным платежам;

• средств, предусмотренных  на финансирование дополни­ тельных рабочих мест, и в иных формах.

Направления и формы досудебной санации. Собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов муниципальных образований устанавливаются органами местно­ го самоуправления.

Досудебной  санации за счет средств регионального  бюджета, путем целевого финансирования в счет задолженности данных предприятий  по уплате налогов, пеней и штрафов, зачисляемых в региональный бюджет, внебюджетные фонды для финансового оздоровления, подлежат предприятия, имеющие социальную или экономическую значимость для региона.

Средства, полученные в ходе досудебной санации, направляются на:

• удовлетворение требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;

• выплату выходных пособий и оплату труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту;

• удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

• удовлетворение требований кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

• расчеты с  другими кредиторами.

 Досудебная  санация за счет средств регионального  бюджета,  внебюджетных фондов  осуществляется на безвозвратной и возвратной, безвозмездной и возмездной основах.

Финансовая  помощь на безвозвратной основе. Она осуществляется в форме субсидий из региональных источников финансирования. Субсидии предоставляются на финансирование непроизводственной деятельности предприятий, связанной с содержанием  на балансе объектов социально-культурного и коммунально-бытовoгo назначения, а также на возмещение убытков предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь за собой их банкротство.

 Во всех  остальных случаях финансовая  помощь оказывается исключительно  на возвратной основе. Субсидии  отражаются в балансе предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли региона в уставном капитале предприятия.

Финансовая  помощь на возвратной основе. Предоставление финансовой помощи на возвратной основе может сопровождаться принятием должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь, в связи с возмездным характером сделки либо для исполнения обязательств.

Финансовая  помощь на возвратной основе осуществляется в  форме:

• бюджетных  ссуд предприятиям-должникам, предоставляемых в порядке и на условиях, устанавливаемых администрацией субъекта РФ и утверждаемых представительным органом власти;

• бюджетных  ссуд предприятиям-должникам под  залог их имущества;

• реструктуризации задолженности предприятий по налогам;

• установления льгот по налогам и сборам в части налогов, поступающих в региональный бюджет, утверждаемых представительным органом власти.

Основания для предоставления государственной  финансовой поддержки. Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является выполнение следующих условий:

• наличие средств  соответствующих источников обеспечения  санационных мероприятий;

• наличие согласованного и утвержденного плана финансового  оздоровления предприятия, включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности;

• соблюдение целевого характера использования ранее  предоставленной государственной  финансовой поддержки;

• наличие согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти плана финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий.

Порядок формирования перечня предприятий-должников. Ходатайство о проведении досудебной санации за счет средств регионального бюджета и внебюджетных фондов подается предприятием-должником, собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями должника - юридического лица в уполномоченный орган исполнительной власти. Последний формирует перечень предприятий-должников, подлежащих досудебной санации за счет средств бюджета, определяет форму досудебной санации. При этом предусматривается необходимость сохранения профильности предприятия-должника, численности работающих на производстве и другие условия, обеспечивающие социальные гарантии работникам предприятия.

При формировании перечня предприятий-должников учитываются  следующие условия:

• предприятие-должник  соответствует статусу предприятия, имеющего социальную или экономическую  значимость для региона;

• размер кредиторских требований к предприятию-должнику превышает минимум, установленный администрацией.

Перечень включает в себя:  

• сведения о  предприятии-должнике;

• общий размер задолженности, в том числе в  бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

• размер финансовой поддержки, оказываемой предприятию;

• форму досудебной санации;

• условия и  сроки возврата средств .

Решение о включении  в перечень предприятий-должников  региона, подлежащих государственной  поддержке за счет средств регионального  бюджета и внебюджетных фондов, с определением формы досудебной санации принимает глава администрации субъекта Федерации.

Договор о досудебной санации. Он заключается между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, с одной стороны, и предприятием-должником - с другой. Содержание и форма договора зависят от принятой формы досудебной санации и оформляются в соответствии с требованиями федерального законодательства. Продолжительность государственной финансовой поддержки (досудебной санации) предприятий-должников, как правило, не должна превышать 24 месяцев с даты подписания  договора.

  Контроль за целевым использованием  средств. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в рамках контроля за целевым использованием средств государственной поддержки, обеспечением возвратности средств, выделяемых в форме гоcyдapствeнных кредитов, вправе в любое время привлечь Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ (соответствующее региональное отделение) для проверки над­ лежащего использования выделенных средств с начислением штрафных санкций в случае их нецелевого использования. В случае установления нецелевого или неэффективного использования государственных средств, выделенных на поддержание предприятия-должника, изменения профиля предприятия, сокращения занятости людей на производстве, а также невозможности достижения целей государственной финансовой поддержки уполномоченный орган обязан прекратить досудебную санацию.

Информация о работе Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства