Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового оздоровления, выявление условий и возможностей осуществления данной стадии процедуры банкротства.
В рамках достижения поставленной цели мною поставлены следующие задачи:
изучение подходов к формированию политики финансового оздоровления предприятия с учетом его антикризисного
потенциала, специфики его функционирования, особенностей состояния макросреды;
рассмотреть риски, сопутствующие кризисному состоянию предприятия;
рассмотреть подходы к разработке организационной схемы управления финансовым оздоровлением;
рассмотреть государственное регулирование процессов финансового оздоровления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Стратегия и тактика финансового оздоровления…………………....
Этапы разработки программ финансового оздоровления………..
Оперативная и стратегическая реструктуризация
для финансового оздоровления………………………………………..
Глава 2. Классификация и типологизация рисков, сопутствующих
кризисному состоянию предприятия……………...................................
Глава 3. Управление финансовым оздоровлением как составная
часть менеджмента………………………………………………………...
Глава 4. Государственное регулирование процессов финансового
оздоровления………………………………………………………………
4.1 Региональные программы реформирования и финансового
оздоровления предприятий………………………………………………
4.2 Арбитражная процедура финансового оздоровления
Предприятий………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

  Порядок финансирования. Органом, финансирующим санационные мероприятия, является региональная администрация. Средства финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с договором о досудебной санации и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления. Средства, необходимые для финансовой поддержки предприятий,  ежегодно предусматриваются при формировании регионального бюджета, где выделяются отдельной строкой «Финансовая поддержка предприятий в целях предупреждения банкротства».

Условия проведения досудебной санации предприятий за счет средств регионального бюджета и внебюджетных фондов устанавливаются законом о региональном бюджете на соответствующий год. Уполномоченный орган исполнительной власти ежегодно в период формирования бюджета следующего года представляет в администрацию предложения о необходимых суммах государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий. Государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются их затраты на производство товаров, работ, услуг) ему уже предоставлялась такая поддержка.

Порядок отбора предприятий-должников, подлежащих досудебной санации за счет средств  регионального бюджета. Уполномоченный орган исполнительной власти при формировании перечня предприятий-должников, подлежавших досудебной санации за счет средств регионального бюджета, про изводит отбор предприятий­должников из числа подавших заявку на про ведение досудебной санации. Условие отбора предприятий-должников - отнесение их к статусу предприятий, имеющих социальную или экономическую значимость для региона. Для придания предприятию статуса социально или экономически значимого должно быть соблюдено хотя бы одно из нижеперечисленных условий:

• предприятие относится к приоритетной отрасли региона;

• выпускаемая  продукция или оказываемые услуги относятся к предметам повседневного  спроса или к предметам стратегического  назначения; 

• не менее 20% общего объема продукции (услуг) отправляется на экспорт;

• наличие на балансе предприятия объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры общей оценочной стоимостью не менее 50 000 минимальных размеров оп латы труда;

• размер обязательных платежей в бюджеты всех уровней  и фонды составляет не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда в год;

• на финансирование благотворительной деятельности направляется не менее 25% того, что разрешено налоговым  законодательством.

В качестве основных показателей, определявших результативность деятельности предприятий - участников проекта, приняты те, которые снижают социальную напряженность и улучшают финансово-экономическое положение региона. К числу таких показателей были отнесены:

  • сохранение и увеличение числа рабочих мест; повышение среднего дохода работаюших;
  • обеспечение регулярной и полной выплаты текущих налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
  • постепенный возврат долгов бюджетам всех уровней (реализация графика реструктуризации и погашения долгов);
  • увеличение объема продаж и производства;
  • повышение экономической эффективности (рентабельности) предприятия и его инвестиционной привлекательности.

 

4.2 Арбитражная процедура финансового оздоровления предприятий

Законом вводится следующий порядок финансового оздоровления несостоятельного предприятия.

В ходе наблюдения предприятие-должник на основании  решения собственника предприятия  или третьих лиц имеет право  обратиться к первому собранию кредиторов (которое обычно собирается в конце  первой арбитражной процедуры наблюдения) с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления должника. С ходатайством о введении данной процедуры может обратиться как сам должник на основании решения своих учредителей, так и учредители должника, а также третьи лица, готовые оказать должнику финансовую помощь. В отдельных случаях для несостоятельных стратегических (оборонных) предприятий с ходатайством о введении данной процедуры может обратиться в арбитражный суд федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики отрасли экономики, в которой стратегическое предприятие осуществляет свою деятельность.

Максимальный  срок данной арбитражной процедуры  составляет два года.

Лицо, которое  принимает решение об обращении  с ходатайством о введении финансового оздоровления, обязано за 15 дней до первого собрания кредиторов представить соответствующее ходатайство и необходимые при этом документы:

  • график погашения кредиторской задолженности;
  • сведения о предполагаемом обеспечении исполнения графика погашения кредиторской задолженности;
  • план финансового оздоровления;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника, в котором фиксируется решение ходатайствовать о введении данной процедуры;
  • перечень учредителей (участников) должника;
  • иные предусмотренные Законом документы.

Решение о ходатайстве  введения процедуры финансового  оздоровления принимается на общем  собрании учредителей (участников) должника большинством голосов. На этом собрании может быть избран представитель  учредителей, который будет представлять должника в деле о банкротстве.

 Общее собрание  учредителей должника собирается  по предложению руководителя  должника, которое он делает в течение 10 дней с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения. В случае отсутствия такого предложения ответственность руководителя должника определяется п. 3 ст. 53 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Закона. В соответствии с этими положениями руководитель должника обязан возместить убытки, причиненные им предприятию. 

Общее собрание учредителей может принять решение о досрочном прекращении полномочий руководителя должника и избрать или назначить нового руководителя. Исходя из опыта хозяйственной деятельности и опыта арбитражного управления, мы рекомендуем собственникам предприятий воспользоваться данным положением Закона и сменить прежнего руководителя предприятия, который допустил ситуацию неплатежеспособности предприятия.

С даты введения финансового оздоровления предприятия  должника:

• требования кредиторов, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть ­ предъявлены только в соответствии с Законом;

• отменяются ранее  принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

• аресты имущества  и другие ограничения должника могут  быть наложены исключительно в рамках процесса банкротства;

• приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям за некоторыми исключениями, установленными Законом;

• запрещается  удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей;

• запрещается  выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

• не допускается  прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

• не начисляются  неустойки (штраф и пени), подлежащие уплате проценты за неисполнение денежных обязательств, возникающих до даты введения финансового оздоровления.

На сумму  требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления.

В процессе реализации арбитражной процедуры финансового оздоровления руководитель должника может быть отстранен арбитражным судом от должности в случае ненадлежащего исполнения им плана финансового оздоровления либо в случае нарушения прав и законных интересов кредиторов и третьих лиц, предоставивших обеспечение.

В этот период должник  не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки, в которых он заинтересован или  балансовая стоимость активов по которым составляет более 5%, а также  сделки, которые влекут за собой отдачу займов (кредитов), выполнение поручительств и обеспечение гарантий.

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов или  поручителей принимать решения  о своей реорганизации.

В случае если размер денежных обязательств должника после  введения финансового оздоровления составляет более 25% суммы требований кредиторов, эти сделки могут совершаться с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Должник должен согласовывать с административным управляющим сделки, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности ['/' более чем на 5 % суммы требований кредиторов, включенных В реестр на дату начала данной арбитражной процедуры;
  • связаны с приобретением, отчуждением имущества должника (за исключением готовой продукции);
  • влекут за собой получение кредитов (займов).

В случае нарушения  должником данных требований эти  сделки могут быть признаны недействительными.

Важный вопрос в данной ситуации - это вопрос об обеспечении  графика погашения  задолженности. Обеспечение графика  должны предоставить учредители (участники), которые голосовали за принятие ходатайства о введении данной арбитражной процедуры, или они должны организовать это обеспечение, Т.е. должны договориться и подписать соответствующее соглашение с третьим заинтересованным лицом или лицами. При этом данное заинтересованное третье лицо может выдвинуть учредителям встречные требования.

В качестве обеспечения  выполнения обязательства должника по погашению кредиторской задолженности могут быть представлены банковская гарантия, поручительство, государственная гарантия или муниципальная гарантия, залог (ипотека) и др. Причем это обеспечение должно быть оформлено до проведения первого собрания кредиторов, а еще целесообразнее - до проведения общего собрания учредителей, на котором будет решаться вопрос относительно ходатайства о введении процедуры финансового оздоровления. При оформлении обеспечения может возникнуть элемент неопределенности при определении суммы и сроков ответственности гаранта, так как, во-первых, график погашения задолженности будет утвержден арбитражным судом в будущем, во­вторых, неизвестно заранее, в какой части этот график не будет исполнен. Поэтому, как правило, сумма и сроки, на которые оформляется обеспечение, определяются по проекту графика погашения кредиторской задолженности до его утверждения в арбитражном суде. Данная ситуация усложняется еще больше, если обеспечителем графика погашения задолженности является ряд третьих лиц. Важно при этом помнить, что соглашение об обеспечении графика погашения задолженности в период финансового Оздоровления сохраняет свою силу и в том случае, если арбитражном судом вводятся другая процедура банкротства, внешнее управление, конкурсное производство или мировое соглашение.

Необходимо  также учитывать, что договор  залога (ипотеки) необходимо регистрировать в регистрационном государственном органе не позднее чем через 45 дней с даты введения финансового оздоровления, а также зарегистрировать прекращение ипотеки. Основанием для погашения регистрационной записи об ипотеке является судебный акт, которым отменяется определение о введении финансового оздоровления предприятия-должника.

Заключительное  соглашение об обеспечении графика  погашения задолженности должно быть передано в арбитражный суд  не позднее чем через 20 дней с  даты его заключения.

Существенным  моментом является то, что в качестве предмета обеспечения исполнения должником  обязательств не могут выступать  имущество или права на имущество, в том числе права. на интеллектуальную собственность должника. Соответствующие договор и сделки проходят экспертизу в арбитражном суде до введения процедуры финансового оздоровления.

Права и обязанности  лица, предоставившего обеспечение  исполнения должником обязательств, наступают с даты вынесения арбитражным  судом определения о введении процедуры финансового оздоровления.

Одновременно  с введением процедуры финансового  оздоровления арбитражным судом  утверждается административный управляющий, который действует до прекращения  данной арбитражной процедуры либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом. Он обязан вести реестр требований кредиторов, созывать собрание кредиторов, рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, представлять заключения о ходе выполнения плана и графика собранию кредиторов, предоставлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана и графика, осуществлять контроль за выполнением текущих обязательств должника, требовать от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения своих обязательств.

Административный  управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей по собственному заявлению, а отстранен в следующих случаях:

• на основании  решения общего собрания кредиторов;

• в связи  с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве;

• в случае выявления  обстоятельств, препятствующих утверждению  лица административным управляющим.

 Определение  арбитражного суда об освобождении  или отстранении административного  управляющего вступает в силу немедленно, и он в течение трех дней обязан передать бухгалтерскую и иную документацию предприятия и печати вновь утвержденному административному управляющему.

Информация о работе Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства