Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового оздоровления, выявление условий и возможностей осуществления данной стадии процедуры банкротства.
В рамках достижения поставленной цели мною поставлены следующие задачи:
изучение подходов к формированию политики финансового оздоровления предприятия с учетом его антикризисного
потенциала, специфики его функционирования, особенностей состояния макросреды;
рассмотреть риски, сопутствующие кризисному состоянию предприятия;
рассмотреть подходы к разработке организационной схемы управления финансовым оздоровлением;
рассмотреть государственное регулирование процессов финансового оздоровления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Стратегия и тактика финансового оздоровления…………………....
Этапы разработки программ финансового оздоровления………..
Оперативная и стратегическая реструктуризация
для финансового оздоровления………………………………………..
Глава 2. Классификация и типологизация рисков, сопутствующих
кризисному состоянию предприятия……………...................................
Глава 3. Управление финансовым оздоровлением как составная
часть менеджмента………………………………………………………...
Глава 4. Государственное регулирование процессов финансового
оздоровления………………………………………………………………
4.1 Региональные программы реформирования и финансового
оздоровления предприятий………………………………………………
4.2 Арбитражная процедура финансового оздоровления
Предприятий………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованных источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Тверской колледж  имени А. Н. Коняева

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине

антикризисное управление

на тему

«Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры  банкротства»

 

 

                                                                  Выполнила

                                                                                          Студентка группы 4ННС

                                                                               Косарева Светлана

                                                                Проверила

                                                                              Цветкова Ангелина

                                                                       Александровна

 

 

Тверь

2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. Стратегия  и тактика финансового оздоровления…………………....

    1. Этапы разработки программ финансового оздоровления………..
    2. Оперативная и стратегическая реструктуризация

для финансового  оздоровления………………………………………..

Глава 2. Классификация  и типологизация рисков, сопутствующих

кризисному  состоянию предприятия……………...................................

Глава 3. Управление финансовым оздоровлением как составная

часть менеджмента………………………………………………………...

Глава 4. Государственное регулирование процессов финансового

оздоровления………………………………………………………………

4.1 Региональные программы реформирования и финансового

оздоровления предприятий………………………………………………

4.2 Арбитражная процедура финансового оздоровления

Предприятий………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………...

Список использованных источников…………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных  условиях рыночной экономики, когда  многие организации сталкиваются с проблемой неплатежеспособности, особенной значимостью обладают меры по их финансовому оздоровлению. Меры этой программы направлены на выработку условий проведения реструктуризации долгов кредиторами, что приведет к улучшению общего состояния деятельности предприятия и экономики в целом.

Финансовое  оздоровление может быть определено как пассивная оздоровительная процедура, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течении определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно.

Актуальность  настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме финансового оздоровления в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового  оздоровления, выявление условий  и возможностей осуществления данной стадии процедуры банкротства.

В рамках достижения поставленной цели мною поставлены следующие  задачи:

  • изучение подходов к формированию политики финансового оздоровления предприятия с учетом его антикризисного потенциала, специфики его функционирования, особенностей состояния макросреды;
  • рассмотреть риски, сопутствующие кризисному состоянию предприятия;
  • рассмотреть подходы к разработке организационной схемы управления финансовым оздоровлением;
  • рассмотреть государственное регулирование процессов финансового оздоровления.

 

 

 

 

 

Глава 1 Стратегия и тактика финансового оздоровления

    1. Этапы разработки программ финансового оздоровления

Программы финансового  оздоровления обладают значительной общностью  с программами развития фирмы. Поэтому  иногда считают, что в конечном счете любая программа развития направлена на финансовое оздоровление фирмы. Однако в нестабильных условиях, если существует угроза кризиса или он уже наступил, необходимо выделить принципиальные отличия этих двух видов программ. Рассмотрим основные из них.

  1. У программ развития и программ оздоровления разные цели. Программы развития разрабатываются для стабильно работающих предприятий, нацеленных на укрепление позиций, расширение деятельности. А задачами программ финансового оздоровления являются стабилизация производственной, финансовой и инвестиционной деятельности, вывод предприятия из состояния убыточности, другими словами, - выживание.
  2. Программы финансового оздоровления предприятия по содержанию могут сильно отличаться от обычных программ развития, поскольку, например, увеличение выпуска производимой продукции у стабильно развивающегося предприятия, как правило, приводит к улучшению финансовых показателей, а у проблемных предприятий может усугублять убыточность.
  3. Инвестиционные проекты у проблемных предприятий, как правило, направлены не на освоение принципиально новых технологий, а на применение уже известных апробированных технологий.
  4. Программы развития могут реализовываться на имеющихся технологической базе и мощностях, в рамках работающей институциональной структуры. Проблема же убыточности и выхода из кризиса в рамках сложившейся структуры и технологии производства, организации управления производством и сбытом продукции обычно не решается.
  5. Несмотря на то что ресурсы, как правило, ограничены даже у предприятий, находящихся на подъеме, проблемные предприятия особенно страдают от нехватки финансовых ресурсов, ограниченности возможностей привлечения инвестиций, а также времени для реформирования своей деятельности.

Вышеназванные отличия помогают глубже понять специфику программ финансового оздоровления и приступить к выработке рекомендаций по формированию концепции политики финансового оздоровления предприятий.

В основе разработки такой концепции для подавляющего большинства предприятий и ситуаций лежит принцип, сформулированный специалистами – практиками по антикризисному управлению: любая задача решаема, если есть три ресурса и два граничных условия:

  • ресурс первый – достаточное время на решение задачи;
  • ресурс второй – достаточный объем полномочий кризисных управляющих по выбору методов решения задачи;
  • ресурс третий – достаточные финансы для решения задачи;

первое граничное  условие – ни один из ресурсов не должен быть равен нулю;

второе граничное  условие – недостаток одного ресурса  восполняется увеличение двух других; недостаток двух ресурсов восполняется увеличением оставшегося.

В то же время  необходимо понимать, что стратегия  и тактика антикризисного управления у каждого предприятия своя, каждое предприятие имеет свой антикризисный  потенциал, определяемый спецификой его функционирования. У одних это высокие технологии, современное оборудование; у других – устойчивые налаженные связи с партнерами; у третьих – высокий кадровый потенциал; у четвертых – качество продукции, особая рыночная позиция и т.д. Стратегия и тактика по предотвращению кризиса и выхода из него различаются у крупных и малых предприятий, у находящихся в кризисном состоянии во время общеэкономического подъема и у находящихся в кризисном состоянии, усугубляющемся общим экономическим спадом в стране, у проводящих  санацию самостоятельно и у попавших под внешнюю санацию и т.д. Однако изучение и обобщение разнообразного опыта предприятий как в России, так и за рубежом позволяют выявить общие закономерности, а также наметить этапы предотвращения кризиса или его преодоления для всех типов предприятий и возможных ситуаций.

Как отмечалось выше, в основном преобладает отношение  к кризису как к чрезвычайной, катастрофической ситуации, что приводит к авральным, разрозненным, малоэффективным действиям менеджеров. При разработке концепции финансового оздоровления конкретного предприятия особое внимание следует уделить превентивному антикризисному управлению, позволяющему предотвратить кризис, исключить или уменьшить его последствия. Процедуры антикризисного управления следует применять не с момента, когда единственным способом управления становится внешнее управление, а постоянно. Любое, даже, на первый взгляд, незначительное,  ухудшение показателей или достаточно длительное неблагоприятное их значение должно активизировать реализацию адекватных мер по стабилизации состояния предприятия.

Первыми сигналами, глубинными признаками, свидетельствующими о возможном ухудшении финансового  положения предприятия в будущем, даже при общем благоприятном  на сегодняшний день фоне, могут быть:

  • недостаточная диверсификация деятельности предприятия, чрезмерная зависимость сегодняшних и будущих результатов его функционирования от узкой номенклатуры продукции, какого-либо конкретного проекта, вида актива и т.д.;
  • потеря ключевых партнеров или осложнения во взаимоотношениях с ними;
  • недооценка или невозможность постоянного технического и технологического обновления производства, переобучения персонала;
  • малоэффективные долгосрочные соглашения с поставщиками и потребителями продукции, а также кредиторами;
  • ставка на успешность и прибыльность нового рискованного проекта;
  • появление сильных конкурентов на том же сегменте рынка.

Более грозными признаками неблагополучия, т.е. признаками, наличие которых может свидетельствовать о наступлении финансовых затруднений с достаточно большой вероятностью, могут быть:

  • неблагоприятные изменения в портфеле заказов, потеря долгосрочных контрактов;
  • неритмичность производства, вынужденные остановки;
  • изменение цены капитала, использование новых финансовых источников на относительно невыгодных условиях;
  • осложнение отношений с банками;
  • высокий удельный вес брака и возврата продукции;
  • использование краткосрочных заемных средств для финансирования долгосрочных проектов в больших объемах;
  • постоянная нехватка оборотных средств;
  • рост неэффективно используемых основных производственных фондов;
  • увеличение запасов без соответствующего роста производства;
  • неэффективная реинвестиционная политика.

Подобная классификация  признаков потенциальных финансовых затруднений с разной вероятностью наступления событий названа двухуровневой. Рассмотренная система признаков позволяет определить возможность ухудшения финансового состояния на ранней стадии и своевременно принять превентивные меры.

Начальным этапом финансового оздоровления любого предприятия является формирование концепции предотвращения кризиса (или вывода предприятия из кризиса) и разработка политики финансового оздоровления. Для более глубокого рассмотрения данного вопроса целесообразно уточнить некоторые термины.

 

Под концепцией финансового оздоровления понимается идея, которая может стать основой улучшения положения предприятия (например, диверсификация деятельности или уход с рынка данной продукции).

Под политикой финансового оздоровления, как правило, понимают систему конкретных мер, направленных на преодоление кризиса и ликвидацию его последствий. Политика финансового оздоровления вытекает из выбранной концепции. При этом политика финансового оздоровления подразделяется на стратегию и тактику.

Стратегия финансового оздоровления определяет долгосрочные цели и относительно долговременные мероприятия по стабилизации и развитию организации.

Тактика финансового оздоровления направлена на разработку системы быстрых мер, позволяющих в короткие сроки «купировать болезнь», не дать кризису развиваться и углубляться. Тактика финансового оздоровления разрабатывается в рамках выбранной концепции и стратегии, однако может повлиять на них: если первые результаты тактических мер не оправдывают ожиданий, возможно, требуется корректировка стратегии и концепции оздоровления.

Понятно, что  стратегия и тактика финансового  оздоровления конкретного предприятия  являются производными от его финансово-экономического состояния, однако во всех случаях последовательность вывода предприятия из кризисной ситуации предполагает следующие блоки (этапы) работ.

  1. Сбор информации по центрам повышенной опасности. Как правило, к ним относятся материальное обеспечение, производство, сбыт, финансы. Реже к точкам повышенной опасности в России относят кадровый потенциал, институциональную структуру предприятия и ее соответствие поставленным целям
  2. Оценка финансово-экономического положения предприятия, выявление проблемных видов деятельности и участков работы, по возможности блокирование и ликвидация объективных условий, в которых вероятен кризис.
  3. Анализ причин отклонения от нормального развития, включая изучение как внутренних факторов, так и макросреды, оказывающей влияние на макроэкономическое состояние субъекта хозяйствования (конъюнктура рынка сбыта, динамика рыночных цен, налоговые выплаты, валютные курсы и т.д.). Хотя предприятие может лишь очень ограниченно влиять на макросреду, анализ ее воздействия или возможности адаптации к ней необходим. Это объясняется тем, что и после проведения эффективных с точки зрения внутреннего состояния фирмы мероприятий налоги, невыгодная динамика валютного курса, другие факторы макросреды могут поглощать все доходы и затруднять финансовое оздоровление предприятия. На данном этапе предпринимается попытка ликвидации уже существующих объективных признаков кризиса, недопущение их «раскрутки», если не сработало «блокирование» на предыдущем этапе.
  4. Выбор стратегии и тактики финансового оздоровления, исходя из специфики состояния фирмы, ее потенциала и ресурсов, выявленных с помощью рассмотренных первых трех этапов.
  5. Реализация первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению, нейтрализующих качественные изменения в результате кризиса или не допускающих их в принципе. Оценка результатов проведенных мероприятий. Выявление причин неудач (как внутренних, так и внешних), а также наиболее перспективных направлений. Корректировка политики.
  6. Прогнозирование будущих кризисных явлений. Прогнозирование возможно как на основе экспертных оценок, так и по финансовой отчетности. Как правило, используются комбинации этих методов.

Информация о работе Финансовое оздоровление как одна из стадий процедуры банкротства