Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:24, курсовая работа
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.
Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.
Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
Введение.
1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления
3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы
Заключение.
Список использованной литературы.
Оглавление.
Введение.
1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления
3.Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фирмы
Заключение.
Список
использованной литературы.
Введение.
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в промышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие цены на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает такой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.
Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.
Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
1.
Понятие «антикризисное
Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практике? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — система мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управление применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.
Таким образом, антикризисное управление — это:
• анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;
•
стратегический контроллинг фирмы
и выработка стратегии
•
оперативная оценка и анализ финансового
состояния фирмы и выявление
возможности наступления
• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.
Совершенно ясно, что действие механизма возникновения кризисного состояния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.
Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, удалось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигналов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.
2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший принцип стратегического антикризисного управления
Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные исходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл. ).
Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.
Важно
увязать антикризисное
Факторы внешней среды,
определяющие условия функционирования фирмы |
Сигналы
о возникновении исходных экономических
явлений, запускающих механизм изменения состояния фирмы | |||
Агрегиро-
ванные 1. |
Детализирова-
нные 2. |
сигналы
о нарастании угроз выполнению миссии
фирмы 3. | ||
Параметры спроса |
Величина спроса |
Падение
величины спроса на товары фирмы; рост
величины спроса на Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы. | ||
|
Стабильность
спроса | |||
|
Требования
покупателей к качеству товаров фирмы |
Нарастание
спроса на товары, превышающие стандарты
качества | ||
|
Эластичность
спроса |
Усиление эластичности спроса на товары фирмы | ||
|
Разнообразие
(сегментация) потребителей товаров фирмы |
Во
всех обслуживаемых сегментах рынка
утрачивается
интерес к товарам фирмы | ||
|
Экономический
Потенциал покупателей |
Снижение
покупательной способности
населения | ||
2..Параметры
факторов |
Конъюнктура
рынков сырьевых и материальных ресурсов |
Сокращение
предложения сырьевых и материальных
ресурсов; рост цен на сырье и материалы | ||
|
Конъюнктура
Рынков Трудовых ресурсов |
Сокращение
источников пополнения трудовых ресурсов;
рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией | ||
|
Конъюнктура
Рынков Финансовых ресурсов |
Повышение
процентных ставок по кредитам коммерческих
банков; падение курса собственных акций фирмы;
прекращение субсидий из организации | ||
|
Развитие
инновационной деятельности |
Рост
стоимости лицензий на использование
изобретений и
открытий; ужесточение условий получения грантов и
государственных заказов на | ||
|
Конъюнктура
рынков средств производства |
Сокращение
предложения средств на средства производства | ||
3.
Параметры
родственных и поддерживаю- щих отраслей |
Изменение
Потенциала Родственных отраслей |
Свертывание
производства родственных отраслей;
переориентация родственных технологию | ||
|
Производственная
инфраструктура
товаров фирмы |
Стагнация
научно-технического экономического
потенциала отраслей; внешней инфраструктуры | ||
|
Социальная
инфраструктура |
Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры | ||
|
Использование
достижений, полученных в родственных отраслях |
Неприемлемость
достижений родственных отраслей для
целей фирмы; недоступность стоимости | ||
4.
Параметры конкурентной
среды |
Соперничество
между существующими конкурирующими системами |
Конкурентный
статус фирмы конкурента существенно
повысился; число возросло; ценовая война началась | ||
|
|
Конкурентные силы, возника- ющие вследствие угрозы со
стороны товаров-заменителей |
«Потолок цен» создаваемый товаром- ственно снижает потенциальную прибыль; покупатели охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его дешевизны | |
|
|
Конкурентные
силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов |
Барьер
для входа на рынок практически
отсутствует;
фирмы, функционирующие на рынке, проявляют лояльность к новым конкурентам | |
|
|
Конкурентные
силы, возника- ющие вследствие экономических возмож- ностей и торговых способностей поставщиков |
Экономический
потенциал поставщиков высок
ввиду
существенной доли затрат на их продукцию в издержках
покупателя; поставщики — субъекты
рынка совершенной конкуренции: | |
5.
Деятельность государственных властных структур |
Налоговая
политика |
Повышение
налоговых ставок; снятие налоговых
льгот с
товаров фирмы; введение новых налогов; введение налоговых льгот на субституты | ||
|
Кредитно-
денежная политика |
Повышение
учетной ставки Центрального
банка;
неблагоприятное изменение жесткая политика финансовой стабилизации | ||
|
Таможенная
политика |
Неблагоприятное
изменение экспортных и импортных
таможенных пошлин | ||
|
Правовая среда | Изменчивое
гражданское и коммерческое
законодательство; введение разрешительного порядка | ||
|
Политика
цен и
доходов |
Введен
контроль за ценами; введено налогообложение,
стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен | ||
6.
Случайные
явления |
Форс-мажорные обстоятельства | Стихийные бедствия и т. п. | ||
|
Внешняя
Политика Иностранных государств — партнеров по бизнесу |
Случайна
и нестабильна; надежность инвестиций
не
гарантируется | ||
|
Научно-
технические |
Новые изобретения и т. п. |
Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.
3.
Факторы внутренней среды,
Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:
1.
Параметры технических
• средства технического оснащения;
• сырье, материалы, полуфабрикаты;
• энергия.
2.
Параметры технологических
• НИОКР;
• технология изготовления товаров фирмы.
3. Параметры кадровых ресурсов:
• работники, определяющие цели фирмы;
• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;
• работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы;
• работники, непосредственно создающие средства достижения целей фирмы;
• работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей фирмы.
4.
Параметры пространственных
• территория площадки фирмы;
• производственные здания;
• непроизводственные здания;
• сооружения и инженерные коммуникации.
5.
Параметры ресурсов
• степень адекватности и время прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии;
• степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР), на каждом уровне иерархии управления фирмой;
• степень гибкости организационной структуры системы управления фирмой.
6.
Параметры организационных
• информационное обеспечение производства;
• информационное обеспечение НИОКР;
• информационное обеспечение управления фирмой;
• научно-информационное обслуживание.
7. Параметры финансовых ресурсов:
• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:
• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям формирования конкурентного преимущества (КПФ).
В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы.
Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов, перечисленных ниже:
• перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;
• принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о состоянии и динамике экономической конъюнктуры;
• принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы;
• периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутренней и внешней сред фирмы;
• методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;
• методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических явлений;
• методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения динамики значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа;
•
принципы выработки антикризисных управленческих
решений на основе использования результатов
наблюдений и внутрифирменного экономического
анализа.
Заключение.
В заключении можно сказать. Что при подробном анализе перечисленных выше внутренних и внешних факторов представляется возможным заранее и определенно судить о возникновении в фирме кризисной ситуации.