Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа
Актуальность темы. В настоящее время в рыночной экономике очень важное значение для предприятия играет формирование финансовых результатов (прибыли) и эффективности использования капитала предприятия.
Финансовый результат – это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности организации. Именно эти показатели, которые отображают в стоимостной форме конечный результат работы предприятия, по своей природе наиболее — сравнительно с другими стоимостными показателями — подходят для оценки деятельности предприятий в условиях их работы по принципам самофинансирования. Тенденция роста прибыли ведет к расширению объема деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты формирования финансовых результатов и эффективности использования капитала…..................................4
1.1 Содержание финансовых результатов и эффективности использования капитала…………………………….……………………………………………...4
1.2 Методическое обеспечение формирования финансовых результатов и эффективности использования капитала…………………………………...….11
Глава 2. Анализ формирования финансовых результатов ООО “Санаторий ”Заполярье”……………………………………………………………….……...38
2.1 Характеристика деятельности предприятия………………………………38
2.2 Анализ формирования финансовых результатов предприятия…………..40
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы..…………………………………………………………..…59
Маржа безопасности исчисляется, как правило, в денежном выражении и в процентах (долях) и в последнем случае представляет собой коэффициент маржи безопасности. Маржа безопасности имеет самое непосредственное отношение к прибыли организации. Коэффициент маржи безопасности можно получить, разделив норму прибыли на коэффициент маржинального дохода. В свою очередь, если известны коэффициент маржи безопасности и коэффициент маржинального дохода, можно рассчитать норму прибыли.
Маржа безопасности может
рассматриваться и как
В случае если размер маржи безопасности представляется неудовлетворительным, можно предпринять некоторые меры по исправлению сложившейся ситуации. Во-первых, можно увеличить цену продажи. Во-вторых, можно снизить затраты. Однако при этом следует принять во внимание тот факт, что снижение издержек не происходит само собой; поддерживать достигнутый уровень продаж и одновременно снижать затраты не так просто, особенно если компания уже действует достаточно эффективно. И, в-третьих, может быть предложена замена менее прибыльного продукта или продуктов на более прибыльные. И, наконец, можно увеличить объем выпуска продукции.
В рамках анализа соотношения “затраты – объем - прибыль” можно достаточно быстро (без подготовки полного отчета о прибылях и убытках) рассчитать – как повлияют изменения объемов продаж на прибыль компании. Для этого используется показатель, представляющий собой отношение маржинального дохода к прибыли18.
Для того чтобы выяснить, на сколько процентов изменится размер прибыли, нужно процентное изменение объема продаж умножить на рассчитанное соотношение.
Одной из основных задач анализа “затраты – объем - прибыль” является подбор наиболее прибыльных соотношений между переменными затратами и постоянными затратами, продажными ценами и объемами продаж. Величина маржинального дохода и значение коэффициента маржинального дохода являются ключевыми в принятии решений, связанных с затратами и доходами компаний; причем выработка таких решений не требует составления нового отчета о прибылях и убытках, поскольку может основываться на анализе прироста тех показателей, которые могут быть изменены.
В ходе анализа необходимо четко представлять следующее. Во-первых, изменение постоянных затрат меняет положение точки безубыточности, но не меняет размер маржинального дохода. Во-вторых, изменение переменных затрат на единицу продукции изменяет показатель маржинального дохода и местоположение точки безубыточности. В-третьих, одновременное изменение постоянных и переменных затрат в одном и том же направлении вызывает сильное смещение точки безубыточности. И, в-четвертых, изменение в цене продаж меняет маржинальный доход и местоположение точки безубыточности19.
Нельзя оставить без внимания расчеты такого важного для оценки финансового состояния предприятия показателя как норма прибыли (рентабельности).
Анализ соотношения “затраты – объем - прибыль” представляет собой ценный инструмент для осмысленного формирования финансовых результатов и для планирования и для принятия краткосрочных управленческих решений. Полученная информация позволяет направлять деятельность компании в более прибыльное русло. Тем не менее анализ соотношения “затраты – объем - прибыль” не является простой механической заменой такому сложному делу, как управление организацией. Он является просто средством, способствующим достижению конечной цели такого управления – расширенному развитию хозяйственного субъекта.
Нельзя оставить без внимания методику оценки эффективности использования капитала. Эта методика раскрывается в факторном анализе рентабельности активов. Факторные модели представляют собой аналитический инструмент, который позволяет выявить причины (факторы), влияющие на рентабельность активов, и количественно оценивать влияние каждого из них на изменение рентабельности активов в отчетном периоде.
Рассмотрим три факторные модели, отражающие три последовательные стадии детализации факторов рентабельности активов.
- Анализ на основе двухфакторной модели: оценка влияния рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
Кврент = КNрент * Квоб,
где Кврент - рентабельность всех активов предприятия, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде;
КNрент – рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде;
Квоб – оборачиваемость всех активов предприятия в отчетном периоде20.
Данная модель означает, что рентабельность всех активов предприятия равняется произведению двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости всех активов. Первый фактор отражает эффективность продаж, второй – деловую активность предприятия.
- Анализ на основе
КNрент
Кврент = -------------------- ,
1 1
-------- + -------
КFотд КЕоб
где Кврент - рентабельность всех активов предприятия, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде;
КNрент – рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли, полученной в отчетном периоде;
КЕоб – оборачиваемость оборотных активов, определяемая как отношение выручки от продаж к средней за отчетный период стоимости оборотных активов;
КFотд – отдача внеоборотных активов, определяемая как отношение выручки от продаж к средней за отчетный период остаточной стоимости внеоборотных активов21.
В отличие от двухфакторной модели, наиболее обобщенно отражающей влияние деловой активности предприятия на рентабельность всех активов (в виде показателя оборачиваемости всех активов), в трехфакторной модели влияние деловой активности представлено более конкретно – в виде показателя оборачиваемости оборотных активов. Кроме того, в этой модели отражено влияние отдачи внеоборотных активов на рентабельность всех активов. Т.о. в трехфакторной модели система факторов рентабельности всех активов становится многообразной и более детализированной по сравнению с двухфакторной моделью.
- Анализ рентабельности
активов на основе семифакторно
1 – КNмат - КNоп.тр - КNам - КNпр + КNсд
Кврент = ------------------------------
1 1
---------- + ----------
КFотд КЕоб
где КNмат = Sмат / N – доля материальных затрат в составе выручки от продаж;
Sмат – материальные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности;
КNоп.тр = Sоп.тр / N – доля суммы затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды в составе выручки от продаж;
Sоп.тр – сумма затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды в составе расходов по обычным видам деятельности;
КNам = Sам / N – доля амортизации внеоборотных активов в составе выручки от продаж;
Sам – амортизация внеоборотных активов в составе расходов по обычным видам деятельности;
КNпр = Sпр / N – доля прочих затрат по обычным видам деятельности в составе выручки от продаж;
Sпр – прочие затраты в составе расходов по обычным видам деятельности;
КNсд = Рсд / N – доля сальдо прочих (операционных, внереализационных, чрезвычайных) доходов и расходов, не связанных непосредственно с обычными видами деятельности, в составе выручки от продаж;
Рсд – сальдо прочих (операционных, внереализационных, чрезвычайных) доходов и расходов, не связанных непосредственно с обычными видами деятельности;
КЕоб – оборачиваемость оборотных активов, определяемая как отношение выручки от продаж к средней за отчетный период стоимости оборотных активов;
КFотд – отдача внеоборотных активов, определяемая как отношение выручки от продаж к средней за отчетный период остаточной стоимости внеоборотных активов22.
Данная модель обеспечивает дальнейшее расширение факторного поля рентабельности активов: в ней учтено не только влияние эффективности использования внеоборотных активов и оборачиваемости оборотных активов, но и влияние удельных весов элементов затрат в выручке от продаж.
Использование семифакторной модели для целей управления предприятием позволяет организовать одновременное и комплексное воздействие как на состояние различных групп активов предприятия, так и на структуру его затрат с целью достижения намеченного уровня рентабельности активов.
Рассматривая методику оценки эффективности использования капитала предприятия, необходимо оценивать:
- темп роста собственного капитала;
- анализ рентабельности капитала;
- оценка эффективности
использования заемного
- анализ оборачиваемости капитала.
Темп роста собственного капитала (отношение суммы реинвестированной прибыли отчетного периода к собственному капиталу) зависит от следующих факторов:
- рентабельности оборота (Rоб) – отношение чистой прибыли к выручке;
- оборачиваемости капитала (Kоб) – отношение выручки к среднегодовой сумме капитала;
- мультипликатора капитала (МК), характеризующего финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношение среднегодовой суммы активов баланса к среднегодовой сумме собственного капитала);
- доли отчислений чистой
прибыли на развитие
Пк ЧП В KL Пк
Т↑СК =------ = ----- * ----- * ----- * ----- = Rоб * Kоб * МК * Дотч
СК В KL CK ЧП
где Т↑СК – темп роста собственного капитала
Пк – сумма капитализированной прибыли
СК – собственный капитал
ЧП – чистая прибыль
В - выручка
KL – общая сумма капитала23.
Два первых фактора отражают действие тактической, а два последних – стратегической финансовой политики. Правильно выбранная ценовая политика, расширение рынков сбыта приводят к увеличению объема продаж и прибыли предприятия, повышению уровня рентабельности продаж и скорости оборота капитала24.
Анализ рентабельности капитала
1. Факторный анализ рентабельности операционного капитала
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости операционного капитала . Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе.
В первую очередь необходимо
изучить факторы изменения
При внутреннем анализе более подробно изучаются причины изменения рентабельности продаж. Ее уровень можно увеличить за счет сокращения затрат или повышения цен. Однако при росте цен возможно снижение спроса на продукцию и как следствие замедление оборачиваемости активов. В итоге прирост рентабельности капитала за счет роста цен может компенсироваться снижением коэффициента его оборачиваемости и общая доходность капитала может не улучшиться25.
2. Анализ рентабельности совокупного капитала
Рентабельность совокупного капитала по уровню своего синтеза является более сложным показателем. Его величина зависит не только от рентабельности операционного капитала и факторов, формирующих его уровень, но и доли в нем операционного капитала, а также от структуры прибыли. Чем больше получено прибыли от прочих видов деятельности, тем выше соотношение общей суммы брутто-прибыли и операционной прибыли, а следовательно, и доходность совокупного капитала. Способствовать его росту будет также увеличение доли операционного капитала и уменьшение доли неработающих активов, не приносящих предприятию никакого дохода.
3. Анализ доходности собственного капитала
Рентабельность собственного капитала замыкает всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия. Вся деятельность предприятия должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышение уровня его доходности. Рассчитывается она отношением суммы чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала.
Информация о работе Антикризисное управление: финансовые результаты