Антикризисное управление: финансовые результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В настоящее время в рыночной экономике очень важное значение для предприятия играет формирование финансовых результатов (прибыли) и эффективности использования капитала предприятия.
Финансовый результат – это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности организации. Именно эти показатели, которые отображают в стоимостной форме конечный результат работы предприятия, по своей природе наиболее — сравнительно с другими стоимостными показателями — подходят для оценки деятельности предприятий в условиях их работы по принципам самофинансирования. Тенденция роста прибыли ведет к расширению объема деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты формирования финансовых результатов и эффективности использования капитала…..................................4
1.1 Содержание финансовых результатов и эффективности использования капитала…………………………….……………………………………………...4
1.2 Методическое обеспечение формирования финансовых результатов и эффективности использования капитала…………………………………...….11
Глава 2. Анализ формирования финансовых результатов ООО “Санаторий ”Заполярье”……………………………………………………………….……...38
2.1 Характеристика деятельности предприятия………………………………38
2.2 Анализ формирования финансовых результатов предприятия…………..40
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы..…………………………………………………………..…59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №3.doc

— 567.00 Кб (Скачать)

Анализ и обработка данных полученных за прошедший период дает возможность оценить не только платежеспособность фирмы, но и дать рекомендации о необходимой величине запасов.

На этом этапе может  быть рассмотрен весьма важный вопрос об оценке возможности снижения себестоимости производимой продукции в основном за счет снижения наиболее затратных ее составляющих.

Таким образом, на основе анализа полученных результатов  может быть дана оценка эффективности  управления фирмой, ее привлекательности  для деловых партнеров и выявлены основные проблемы, которые необходимо решить в предстоящем периоде.

Основная задача второго  этапа состоит в подготовке на долгосрочный период наиболее доходного  для владельцев фирмы плана финансово  – хозяйственной деятельности. Такой  план может быть разработан с помощью экономико – математической модели, используя которую проводится анализ возможных вариантов развития фирмы и определяется оптимальная инвестиционная и дивидендная политика. Для реализации стратегии развития на длительный срок необходимо использовать скользящий метод планирования, который предполагает разработку на основе долгосрочного плана среднесрочного и краткосрочного планов.

Суть скользящего метода планирования состоит в том, что  по фактическим результатам выполнения очередного плана в случае необходимости среднесрочный и долгосрочный планы уточняются, а краткосрочный – составляется заново.

Использование такого метода позволит управлять доходом владельцев фирмы за счет:

- управления номенклатурой  и объемами производства продукции;

- планомерного снижения  себестоимости производимых изделий;

- разработки порядка  и сроков замены малопроизводительного  оборудования и внедрения новых  технологий;

- оптимизации величины  быстро ликвидных активов, резервного  фонда и материальных запасов;

- определения приемлемых  условий привлечения кредитов  и дополнительного акционерного  капитала;

- разработки наиболее  доходной инвестиционной и дивидендной  политики предприятия;

- подготовки оперативных  и долгосрочных планов развития  производства9.

Также следует отметить, что устойчивый рост дохода владельцев предприятия возможен при постоянном увеличении коэффициента рентабельности производства.

Критерий “доход владельца” является обобщающим показателем основной деятельности предприятия. Поэтому его следует рассмотреть с точки зрения анализа финансового состояния предприятия.

Анализ финансового  состояния предприятия целесообразно  начинать с определения динамики изменения величины коэффициента рентабельности производства, который определяется как отношение стоимости продаж готовых изделий фирмы – производителя к полной себестоимости производства изделий с учетом коммерческих и управленческих расходов.

Величина этого критерия чрезвычайно важна как для  предприятия в целом, так и  каждого вида производимых изделий, а его смысл понятен даже для неспециалистов по финансовому анализу – во сколько раз дороже могут быть проданы готовые изделия по отношению к себестоимости их производства.

Для принятия решений  о подготовке или снятия с производства того или иного вида изделий достаточно определить динамику коэффициента рентабельности для каждого из них, что позволит управлять номенклатурой производимой продукции.

Некоторые трудности  при определении себестоимости  каждого вида готовой продукции  могут возникнуть для предприятия, производящего несколько видов разнородной продукции и имеющего централизованный аппарат управления.

Для действующих производств  рекомендуется использовать два  метода расчета полной себестоимости  изготавливаемой продукции: позаказный и попроцессный, которые обычно адаптируют к условиям конкретного производства.

Позаказный метод учета  затрат и калькулирования себестоимости характеризует изменение затрат по каждому выполненному заказу, а не за промежуток времени.

Попроцессный метод  учета себестоимости применяется  фирмами, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют  непрерывный производственный цикл. В этом случае определяется полная себестоимость продукции, произведенной за определенный период времени (квартал, полугодие, год)10.

Также следует рассмотреть  формирование финансовых результатов  с точки зрения статистического  анализа прибыли. Очевидно, что доходами экономического субъекта признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого субъекта, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В связи с этим, выгодно использование такого подхода к формированию финансовых результатов как “директ - костинг”.

Размеры и динамика выручки  и прибыли от продаж — важнейшие  показатели, определяющие финансовое состояние предприятия: от них зависят уровень рентабельности продаж и активов, оборачиваемость активов, движение денежных средств, инвестиционная привлекательность предприятия.

Величина выручки от продаж функционально зависит от двух групп факторов: первая группа — натуральный объем продаж и цена на единицу каждого вида продукции; вторая группа — общая сумма затрат на проданную продукцию и прибыль от продаж. Соответственно выручку можно рассматривать либо как произведение натурального объема продаж на цены по всей номенклатуре продукции, либо как сумму затрат и прибыли от продаж.

Для рассмотрения отдельных  аспектов управления выручкой и прибылью конкретную значимость приобретает  одна из двух названных групп факторов, формирующих выручку от продаж.

Если перед предприятием стоит задача достижения определенной стоимости выручки от продаж независимо от получаемого при этом финансового результата, используется первая группа факторов. Разумеется, финансовый результат не должен иметь отрицательного знака. В случае, когда необходимо обеспечить определенную прибыль от продаж, практическое значение имеет вторая группа факторов.

Однако в действительности, как правило, одновременно решаются задачи получения и необходимой  выручки, и необходимой прибыли  от продаж, поэтому в расчетах участвуют обе группы факторов, тем более что они взаимозависимы.

Для решения любых  вопросов, связанных с управлением  выручкой и прибылью от продаж, важно  правильно определить характер затрат на реализуемую продукцию. Речь идет о разделении всех затрат на постоянные и переменные, а также на прямые и косвенные11.

Такое же деление затрат происходит и при использовании  системы “директ - костинг”. Система “директ - костинг” создает основу для исследования зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. Система позволяет решать стратегические управленческие задачи по выпуску продукции с большой рентабельностью, в результате чего возможна быстрая переориентация производства в ответ на меняющиеся условия внешней среды.

Постоянные затраты  – затраты, величина которых не зависит  от объема производства продукции хозяйствующего субъекта. Если даже продукция не выпускается, то экономический субъект несет  определенные затраты, например арендная плата, повременная заработная плата и т.п. Практика показывает, если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20%, то общие постоянные затраты остаются неизменными. Постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются с увеличением объема производства.

Переменные затраты  – затраты, величина которых зависит  прямо пропорционально от объема производства. Сюда можно отнести  такие затраты, как затраты на приобретение сырья и материалов, топлива, электроэнергии, тары, сдельной заработной платы и т.п. Если значение этого показателя увеличивается на 10%, то общие переменные затраты также увеличиваются на 10%. Однако переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными при изменении объема производства.

Большую роль при изучении факторов, влияющих на сумму прибыли, играет маржинальный анализ, с помощью которого изучаются соотношения показателей: издержек, объема производства (реализации) продукции, прибыли и прогнозирования величины каждого из названных показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ использует категорию маржинального дохода, который представляет собой разность прибыли  и постоянных затрат экономического субъекта.

Для достижения максимальной прибыли экономический субъект  должен определить безубыточный объем продаж и зону безопасности, в которой гарантирована минимальная сумма прибыли. Величину выручки от реализации, при которой экономический субъект в состоянии покрыть все свои расходы (как переменные, так и постоянные), не получая прибыли, принято называть точкой критического объема производства, которая определяется двумя способами: графическим и алгебраическим12.

Еще одной немаловажной методикой, которая создана помочь при формировании финансовых результатов  является подход “Затраты – Объем - Прибыль”.

“По этому методу определяются объемы продаж продукции, обеспечивающие безубыточность производства; размеры  желаемой прибыли. Создаются необходимые  предпосылки для повышения уровня гибкости финансовых планов за счет маневра  ценовыми факторами, объемами продаж и т.д”13.

Этот подход применяется  в том случае, когда в определенный момент времени руководство предприятия  становится перед выбором одного из нескольких путей дальнейшего  развития.

В основе анализа соотношения  “затраты – объем - прибыль” лежит отчет о прибылях и убытках. Однако данные для такого анализа нельзя взять напрямую из традиционного отчета; каждая статья расходов, указанная в отчете, должна быть проанализирована с позиции определения ее постоянных и переменных составляющих, причем постоянная часть должна отражать итоговые данные за период, а переменная часть – долю или процент от выручки. Тогда отчет о прибылях и убытках, используемый в ходе анализа соотношения “затраты – объем - прибыль”, приобретает вид маржинального отчета, важнейшим показателем которого является показатель маржинального дохода, представляющий собой разницу между выручкой от продаж и переменными затратами.

Маржинальный отчет  о прибылях и убытках

Выручка от продаж – переменные затраты = маржинальный доход – постоянные затраты = прибыль до налогообложения.

Существуют три основных подхода к данному виду анализа: количественный, стоимостной, графический. Согласно первому подходу объем  продаж выражается в количестве проданных  единиц, а второму – величиной полученной выручки, в основе третьего лежит графический способ.

Одним из направлений  анализа соотношения “затраты –  объем - прибыль” является определение  точки безубыточности. “Метод критического объема продаж, или “мертвой точки”, заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность”14. Можно найти такой объем продаж (в единицах продукции), при котором, совокупные доходы компании равняются совокупным затратам.

Следует отметить, что  существуют некоторые различия между стоимостным и количественным подходами к анализу соотношения “затраты – объем - прибыль”. Во-первых, при стоимостном подходе объем продаж определяются не количеством реализованных единиц продукции, а полученной выручкой. Во-вторых, переменные затраты на единицу продукции выражаются не как часть себестоимости единицы продукции, а как часть цены.

Из двух рассмотренных  подходов (количественного и стоимостного) к анализу соотношения “затраты – объем - прибыль” при выпуске  одного вида продукции ни один из них  не имеет реального преимущества. Однако при анализе нескольких видов продукции расчеты становятся более сложными. И в этой ситуации стоимостной подход получает преимущество.

Таким образом, при стоимостном  подходе не используется расчет маржинального дохода для пакета, не требуются данные отдельно по каждому продукту, вычислительные процедуры существенно упрощены по сравнению с применяемыми при количественном подходе. Когда компания продает несколько видов продукции, коэффициент маржинального дохода представляется более простым в применении, чем показатели в расчете на единицу каждой продукции. В то же время при стоимостном подходе отсутствует информация об индивидуальной прибыльности каждого продукта15.

Зависимость “затраты –  объем - прибыль” можно представить графически. Такие графики являются весьма упрощенными, однако их основное преимущество как раз и заключается в простоте построения и наглядности. Графики “затраты – объем - прибыль” являются, по существу, статичными; те или иные изменения в исходных данных (в том числе продажной цены) требуют построения нового графика или серии графиков.

Предполагается также  линейная зависимость затрат и объемов  продаж, что является определенным упрощением. Графики “затраты –  объем - прибыль” строятся в том виде, который лучше всего подходит для иллюстрации конкретной проблемы, из чего следует, что существуют различные виды графиков16.

С анализом соотношения  “затраты – объем - прибыль” тесно  связано такое понятие, как “маржа безопасности”, которая является важным показателем, влияющим на устойчивость деловой активности компании. Данный показатель представляет собой превышение фактических (или запланированных) продаж над продажами в точке безубыточности. Иными словами, “маржа безопасности показывает, насколько компания может сократить объем реализации, прежде чем понесет убыток”17, или “запас прочности” компании. При высокой марже безопасности компания может получать прибыль даже при значительном падении объемов продаж. С другой стороны, если данный показатель низкий, то любое снижение продаж может для компании серьезные последствия.

Информация о работе Антикризисное управление: финансовые результаты