Антикризисное управление: финансовые результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В настоящее время в рыночной экономике очень важное значение для предприятия играет формирование финансовых результатов (прибыли) и эффективности использования капитала предприятия.
Финансовый результат – это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности организации. Именно эти показатели, которые отображают в стоимостной форме конечный результат работы предприятия, по своей природе наиболее — сравнительно с другими стоимостными показателями — подходят для оценки деятельности предприятий в условиях их работы по принципам самофинансирования. Тенденция роста прибыли ведет к расширению объема деятельности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты формирования финансовых результатов и эффективности использования капитала…..................................4
1.1 Содержание финансовых результатов и эффективности использования капитала…………………………….……………………………………………...4
1.2 Методическое обеспечение формирования финансовых результатов и эффективности использования капитала…………………………………...….11
Глава 2. Анализ формирования финансовых результатов ООО “Санаторий ”Заполярье”……………………………………………………………….……...38
2.1 Характеристика деятельности предприятия………………………………38
2.2 Анализ формирования финансовых результатов предприятия…………..40
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы..…………………………………………………………..…59

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №3.doc

— 567.00 Кб (Скачать)

Таким образом, рассматривая подходы, отражающие разные позиции  и уровни управления, следует отметить, что каждый из данных подходов с разной степенью детализации представляет проблемы формирования финансовых результатов.

    Формирование  финансовых результатов является  прямым следствием использования  капитала, т.е. вложений в активы  компании.

Для того чтобы начать бизнес нужна определенная сумма денежной наличности, за счет которой приобретается количество ресурсов, организуется процесс производства и производится сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую. 

Первая стадия – предприятие  приобретает необходимые основные фонды, производственные запасы.

Вторая стадия – запасы поступают на производство, а денежные средства поступают на оплату труда  работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы.

Третья стадия – на счет предприятия поступают денежные средства за счет продажи фирмой готовой  продукции. Причем, как правило, денежных средств поступает больше, чем  было затрачено изначально.

Следовательно, чем быстрее  капитал сделает кругооборот, тем  больше предприятие получит и  реализует продукции при одной  и той же сумме капитала за определенный отрезок времени.

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если производство и реализация продукции является убыточными, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и проеданию капитала. Нужно стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к максимальной отдаче. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т.е. с прибылью.

Таким образом, эффективность  использования капитала характеризуется  его доходностью (рентабельностью) – отношением суммы прибыли к среднегодовой сумме капитала.

 

 

 

 

 

1.2 Методическое  обеспечение формирования финансовых  результатов и эффективности  использования капитала.

Рассмотренные в предыдущем параграфе теоретические подходы  имеют соответствующее методическое обеспечение.

Формирование финансовых результатов (прибыли, дохода и эффективности использования капитала) хозяйственной организации относится к наиболее сложным проблемам финансового управления.

На величину прибыли воздействует множество разнонаправленных факторов, что затрудняет прогнозирование прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в прошлые периоды.

На практике возможно применение различных методик, учитывающих данные факторы, которые можно классифицировать по трем группам:

- традиционные методы;

- методы маржинального анализа;

- экономико-математические методы.

К традиционным обычно относят  методы:

▫прямого ассортиментного расчета;

▫укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции);

▫совмещенного расчета.

Для применения традиционных методов необходима значительная исходная информация, не доступная на начальной стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.

Методы маржинального  анализа включают:

◊ расчет точки безубыточности и моделирование прибыли по соотношению «затраты-выпуск-прибыль» (costs-volume-profit);

◊ планирование прибыли на основе эффекта операционного и финансового левериджа (рычага);

◊ планирование прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода.

Применение этих методов  соответствует современной системе  финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Однако оно ограничено пределами релевантного диапазона и рядом условий, в числе которых:

◦ устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж;

◦ неизменность постоянных расходов;

◦ постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.

Эти условия достаточно трудно соблюсти в конкретной хозяйственной практике.

Применение математических методов оправдано лишь на основе достоверных экономических моделей, учитывающих реальные факторы в  прогнозируемом периоде. Очевидно, необходим  синтез имеющихся методик, раскрывающий различные факторы, воздействующие на прогнозируемую прибыль. Этот синтез может быть представлен как факторная модель прогнозирования прибыли от продаж.

Факторная модель обладает следующими преимуществами:

- она может быть использована при сравнительно малой информационной базе;

- она позволяет определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и соответствующим образом на них воздействовать;

- на ее основе можно проверить достоверность расчета прибыли другими методами.

Выполнять прогнозный расчет прибыли от продаж по факторам предусматривают:

◦фактор влияния объема продаж на прибыль (DS).

◦ влияние на прибыль фактора переменных расходов (DVC).

 ◦ влияние на прибыль фактора цен (D).

Применение факторных  моделей расширяет возможности  прогнозирования прибыли. Эти модели хорошо поддаются программированию и сочетаются с использованием возможностей обработки данных на персональных компьютерах, особенно для расчета структурных сдвигов7.

Целесообразнее при оценке формирования прибыли от продаж пользоваться инструментом, именуемым «операционный левередж».

Операционный левередж — это показатель, отвечающий на вопрос, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного левереджа позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде предприятию необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью операционного левереджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит нужную прибыль.

Механизм применения операционного левереджа зависит от того, какие факторы воздействуют на изменение выручки от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, либо динамика натурального объема продаж, либо оба фактора вместе. Как правило, на практике выручка растет или снижается под влиянием одновременного действия обоих факторов. Но при планировании прибыли важнейшее значение имеют степень и направление воздействия на выручку каждого фактора. Динамика выручки от продаж в результате снижения или роста цен на продаваемую продукцию сказывается на величине прибыли иначе, чем динамика выручки в результате увеличения или уменьшения натурального объема продаж.

Если изменение спроса на продукцию выражается только через изменение цен, а натуральный объем продаж остается на базисном уровне, то вся сумма прироста или уменьшения выручки от продаж одновременно становится суммой прироста или снижения прибыли. Если сохраняются базисные цены, но изменяется натуральный объем продаж, то рост или снижение прибыли — это по сумме рост или снижение выручки, уменьшенный на соответствующее изменение величины переменных затрат.

Следовательно, изменение  цен в большей степени отражается на динамике прибыли от продаж, чем изменение натурального объема продаж. Выше было сказано, что операционный левередж — это измеритель превышения темпов динамики прибыли над темпами динамики выручки. Поэтому, не делая никаких расчетов, можно утверждать следующее: показатель операционного левереджа при изменении выручки только за счет цен всегда будет выше, чем при изменении выручки только за счет натурального объема продаж.

Это означает, что операционный левередж выражается не одним, а, как  минимум, двумя показателями, из которых один рассчитывается для случая, когда в плановом периоде меняются только цены на реализуемую продукцию, второй — для случая изменения только натурального объема продаж. При условии, что плановая выручка от продаж изменяется за счет обоих факторов, в расчетах применяются оба названных показателя операционного левереджа.

Назовем условно первый из указанных видов операционного  левереджа ценовым, второй — натуральным. Формализация расчета каждого вида базируется на методе прямого счета прироста выручки от продаж и прибыли (или их снижения) в плановом периоде.

Ценовой операционный левередж в конечном счете равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж. Механизм ценового операционного левереджа работает и в случаях убыточности продаж в базисном или плановом периоде.

Натуральный операционный левередж — это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.

С помощью показателя натурального операционного левереджа  рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии изменения  в плановом периоде только натурального объема продаж.

Таким образом, сравнивая  результаты расчетов на основе ценового и натурального операционного левереджа, можно сделать следующие выводы:

Чем выше показатели операционного  левереджа обоих видов, тем большим  колебаниям подвержена прибыль при  одинаковом изменении выручки от продаж. Поэтому при высоком операционном левередже снижение выручки от продаж чаще может привести к убыточности продаж, чем при низком его уровне.

Большая разница уровней  ценового и натурального операционного  левереджа отражает относительно сильное  влияние динамики переменных затрат на динамику прибыли от продаж. При росте выручки за счет натурального объема продаж в этом случае увеличение прибыли значительно меньше, чем при увеличении цен. И наоборот, снижение выручки в форме уменьшения натурального объема продаж приводит к лучшему финансовому результату, чем снижение цен.

Применение показателей  операционного левереджа при  планирова- 
нии выручки и прибыли от продаж позволяет без специальных расчетов определять максимально возможное снижение выручки для сохранения безубыточности продаж или минимально необходимый рост выручки для ликвидации убытка от продаж.

Однако все, что было изложено выше, — это лишь инструмент планирования финансового результата от продаж при идеальных условиях. Он пригоден только для случаев, когда  динамика прибыли определяется одним фактором при неизменном другом: либо меняются цены, но не меняется натуральный объем продаж, либо наоборот.

В реальных условиях, как  правило, происходит одновременное  изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора  могут действовать и в одном направлении, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях.

Применение операционного  левереджа для планирования финансового результата от продаж позволяет не только определить изменение прибыли в плановом периоде по сравнению с ее величиной в базисном периоде, но и оценить факторы, влияющие на это изменение. Определенное сочетание динамики цен и натурального объема продаж обеспечивает размер прибыли от продаж, необходимый предприятию. Зная это сочетание, предприятие в пределах имеющихся возможностей способно маневрировать индексами цен и натурального объема продаж, приближая условия спроса на продукцию к желаемым.

Операционный левередж — инструмент, позволяющий оперативно реагировать на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового результата от продаж8.

При формировании финансовых результатов деятельности предприятия  очень важно ввести такое понятие  как “управление доходом” предприятия. Использование такой цели, как “благосостояние или доход владельцев предприятия” позволяет выявить показатели, определяющие доход владельцев предприятия, и, главное, обеспечить оперативное и долгосрочное управление этим доходом путем оптимизации финансово – хозяйственной деятельности.

Управление доходом  владельцев фирмы можно рассматривать  с точки зрения такого подхода, как “скользящий метод планирования”.

Подготовку рекомендаций, выполнение которых позволит максимально  возможно увеличить доход владельцев предприятия в предстоящем периоде, необходимо выполнить в два этапа.

На первом этапе нужно  в динамике проанализировать такие  основные показатели финансового состояния  предприятия как доход владельцев и рентабельность производства. Этот анализ следует выполнять на основе данных довольно продолжительного периода (не менее 2 лет), т.к. выполнение рекомендаций полученных за счет анализа за небольшой промежуток времени может привести к негативным для фирмы последствиям.

Информация о работе Антикризисное управление: финансовые результаты