Производственные конфликты в современной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить эффективные способы управления производственными конфликтами.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:
Провести теоретический анализ понятия конфликта, видов и факторов возникновения.
Раскрыть сущность и особенности производственных конфликтов.
Изучить производственные конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Выявить и классифицировать производственные конфликтные ситуации.
Определить способы разрешения конфликтной ситуации.
Сравнить по степени эффективности способы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ, ФАКТОРЫ 5
1.2 ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 11
1.3 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ 23
1.4 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И СПОСОБ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 25
1.4.1 СПОСОБ КАРТОГРАФИИ 25
1.4.2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ СПОСОБ 28
1.4.3 СТРУКТУРНЫЙ СПОСОБ 29
1.4.4 МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ СПОСОБ 31
1.4.5 ПЕРЕГОВОРЫ 34
1.5 СТЕРЕОТИПЫ В ВОСПРИЯТИИ КАК ПРИЧИНА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 48
2.1 ОПИСАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 54
2.2 МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Файлы: 1 файл

Proizvodstvennye_konflikty.doc

— 369.00 Кб (Скачать)

Титульный лист

Производственные конфликты  в современной организации. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования

В современной  ситуации роста экономических показателей в нашей стране и кажущейся стабильности, возникает достаточное количество новых фирм и организаций, которые стремятся занять определенное место на рынке, пытаются предложить клиентам новые услуги или их комплекс, предложить новый подход, повысить качество обслуживания, ищут все более и более качественные и новые подходы в сервису и взаимодействию с клиентами.  Однако не каждый руководитель к сожалению учитывает в своем желании экономической стабильности и роста прибыли психологические показатели, особенно личностные качества сотрудников, которых нанимает на работу. Зачастую руководители считают, что все можно решить без привлечения сторонних специалистов-психологов, что это аттестация персонала – это лишняя трата сил, времени и денег компании. Однако практика показывает, что подобные мероприятия приносят пользу и экономически выгодны компаниям, если проводятся с четко определенной целью, особенно, если такой целью является снижение напряженности и разрешение конфликтной ситуации в фирме.

Наша работа посвящена раскрытию одного из способов разрешения конфликтной ситуации, с которой сталкивается множество компаний и фирм, однако не все находят адекватный вариант решения подобных ситуаций – это аттестация сотрудников с последующей и дифференциацией заработной платы.

Работа имеет  теоретическое и практическое значение в том, что показывает возможные  варианты и пути разрешения конфликтных  ситуаций, а также демонстрирует  механизм, который может выступить  основой ля действий руководителей  различных организаций, при возникновении схожей проблемной ситуации.

Данная работа может быть полезной руководителям  подразделений компаний, начальникам  отделов персонала, кадровым работникам, психологам, работающим в психологии труда и организационной психологии.

Объект  исследования: производственный конфликт в современной организации.

Предмет исследования: конфликтная ситуация в современной организации и пути ее разрешения.

Цель исследования: изучить эффективные способы управления производственными конфликтами.

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Провести теоретический анализ понятия конфликта, видов и факторов возникновения.
  2. Раскрыть сущность и особенности производственных конфликтов.
  3. Изучить производственные конфликтные ситуации и способы их разрешения.
  4. Выявить и классифицировать производственные конфликтные ситуации.
  5. Определить способы разрешения конфликтной ситуации.
  6. Сравнить по степени эффективности способы.

Гипотеза  исследования: аттестация сотрудников, является одним из наиболее эффективных структурных методов управления конфликтной ситуацией в организации.

Методологические и теоретические  основы исследования. Методологическими основами настоящего исследования являются исследования по изучению конфликтов, их видов, причин и факторов возникновения, а также путей выхода из конфликтных ситуаций в организациях в трудах отечественных и зарубежных психологов, таких как Гришина Н.В., Кричевский Р.Л., Шаленко В.Н. и др.

 

ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие конфликта. Виды конфликтов, факторы

Конфликт – это весьма сложное психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение, противоречие, противодействие сторон, мнений, в силу противоположности, несовместимости. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятие "конфликт" и "противоречие" фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как системы отношений, процесса развития взаимодействия, заданных различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Здесь предполагается, что субъектом взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.1

Сторонники  первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Они разделяют  конфликты на деструктивные и  конструктивные. Большинство работ  по технологии работы в конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют "управление конфликтом", "управление конфликтной ситуацией". Главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.

Сторонники  второго подхода считают конфликт естественным условием существования  взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого общества, хотя и имеющих деструктивные  последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Подобный подход характерен для современной социологии конфликта, социальной психологии, теории организационного развития, общей теории конфликта. При таком подходе все перечисленные дисциплины вполне корректируют между собой, что позволяет выводы в одних применять для теоретических построений в других, сохраняя научную строгость, полноту и непротиворечивость.

Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо "решения", "разрешения" применяют термин "преодоление", подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, в других социальных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и далее конструктивность политической и административной манипуляции в начальных фазах конфликта, но основывается на обеспечении информационной полноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспечивающем возможность перехода в его последнюю фазу. Общая тенденция в последние годы такова: большинство теоретиков и практиков социальной психологии склоняются ко второму подходу, при некотором сохранении ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта базовым в данном выборе становится то, что первый подход строится на субъект – объектном, а второй строится на субъект –  субъектном. Выбор менеджером одного из двух подходов определяет и выбор им, как следствие первого выбора, форм работы и рекомендаций своей команде, структурным подразделениям по действиям в конфликтных ситуациях. 2

Современная точка  зрения заключается в том, что  далее в организациях с эффективным  управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личностью и достижению целей организации в целом. Но в некоторых случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое количество альтернатив и проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а так же дает возможность людям выразить свои мысли и соображения и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это так же может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения проходит до их фактического исполнения. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся положительными и отрицательными эмоциями.3

Конфликт (от лат. “conflictus” – “столкновение”) – есть форма выражения противоречия. Это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.4

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.

На сегодняшний  день представляется необходимым связать  в систему все те практически  не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математике, педагогике, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономике и других наук. Такая система не будет искусственным образованием. Ее создание возможно, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль, как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание необходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими, экономическими и другими аспектами.5

Эти соображения  обосновывают необходимость выделения  самостоятельной науки – конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом – общая закономерность их возникновения, развития и завершения.

В социальной психологии существует многовариантная классификация конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Можно выделить основные виды конфликтов:

  1. Внутриличностные конфликты – это внутриличностные противоречия, воспринимаемая и эмоционально переживаемая как значимая для человека психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на преодоление определенного противоречия.
  2. Межличностный конфликт – это ситуация, в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации оценивается как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на возникновение возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обоих сторон или одной из сторон.
  3. Личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
  4. Межгрупповой конфликт. Возникает, когда происходит столкновение стереотипов, поведения, норм, целей и ценностей представителей разных групп. Примером могут служить межнациональные конфликты.6

Итак, рассмотрим некоторые виды конфликтов подробнее. Конфликт бывает внутриличностным. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

Конфликт может  быть межличностным. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Различают так же конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие ожиданиями или требованиями отдельной личности и, сложившихся в группе, нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива, между формальной и неформальной группами.

Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

Исходя из временных  параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются); затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).

Длительность  конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние.

Конфликты различают  и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бывают конфликты, проходящие без кризисов, но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации), и само общество должно быть на столь же высоком уровне развития. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта заключается в росте самосознания участников конфликта. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников.7

Информация о работе Производственные конфликты в современной организации