Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить эффективные способы управления производственными конфликтами.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:
Провести теоретический анализ понятия конфликта, видов и факторов возникновения.
Раскрыть сущность и особенности производственных конфликтов.
Изучить производственные конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Выявить и классифицировать производственные конфликтные ситуации.
Определить способы разрешения конфликтной ситуации.
Сравнить по степени эффективности способы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ, ФАКТОРЫ 5
1.2 ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 11
1.3 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ 23
1.4 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И СПОСОБ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 25
1.4.1 СПОСОБ КАРТОГРАФИИ 25
1.4.2 ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ СПОСОБ 28
1.4.3 СТРУКТУРНЫЙ СПОСОБ 29
1.4.4 МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ СПОСОБ 31
1.4.5 ПЕРЕГОВОРЫ 34
1.5 СТЕРЕОТИПЫ В ВОСПРИЯТИИ КАК ПРИЧИНА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 48
2.1 ОПИСАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 54
2.2 МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Титульный лист
Производственные конфликты
в современной организации.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования
В современной
ситуации роста экономических показателе
Наша работа посвящена раскрытию одного из способов разрешения конфликтной ситуации, с которой сталкивается множество компаний и фирм, однако не все находят адекватный вариант решения подобных ситуаций – это аттестация сотрудников с последующей и дифференциацией заработной платы.
Работа имеет теоретическое и практическое значение в том, что показывает возможные варианты и пути разрешения конфликтных ситуаций, а также демонстрирует механизм, который может выступить основой ля действий руководителей различных организаций, при возникновении схожей проблемной ситуации.
Данная работа
может быть полезной руководителям
подразделений компаний, начальникам
отделов персонала, кадровым работникам,
психологам, работающим в психологии
труда и организационной
Объект исследования: производственный конфликт в современной организации.
Предмет исследования: конфликтная ситуация в современной организации и пути ее разрешения.
Цель исследования: изучить эффективные способы управления производственными конфликтами.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:
Гипотеза исследования: аттестация сотрудников, является одним из наиболее эффективных структурных методов управления конфликтной ситуацией в организации.
Методологические и
1.1 Понятие конфликта. Виды конфликтов, факторы
Конфликт – это весьма сложное психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение, противоречие, противодействие сторон, мнений, в силу противоположности, несовместимости. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятие "конфликт" и "противоречие" фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как системы отношений, процесса развития взаимодействия, заданных различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Здесь предполагается, что субъектом взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.1
Сторонники
первого подхода описывают
Сторонники
второго подхода считают
Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо "решения", "разрешения" применяют термин "преодоление", подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, в других социальных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и далее конструктивность политической и административной манипуляции в начальных фазах конфликта, но основывается на обеспечении информационной полноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспечивающем возможность перехода в его последнюю фазу. Общая тенденция в последние годы такова: большинство теоретиков и практиков социальной психологии склоняются ко второму подходу, при некотором сохранении ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта базовым в данном выборе становится то, что первый подход строится на субъект – объектном, а второй строится на субъект – субъектном. Выбор менеджером одного из двух подходов определяет и выбор им, как следствие первого выбора, форм работы и рекомендаций своей команде, структурным подразделениям по действиям в конфликтных ситуациях. 2
Современная точка
зрения заключается в том, что
далее в организациях с эффективным
управлением некоторые
Конфликт (от лат. “conflictus” – “столкновение”) – есть форма выражения противоречия. Это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.4
Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
На сегодняшний
день представляется необходимым связать
в систему все те практически
не связанные между собой
Эти соображения
обосновывают необходимость выделения
самостоятельной науки – конфли
В социальной психологии существует многовариантная классификация конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
Можно выделить основные виды конфликтов:
Итак, рассмотрим некоторые виды конфликтов подробнее. Конфликт бывает внутриличностным. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Конфликт может быть межличностным. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Различают так же конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие ожиданиями или требованиями отдельной личности и, сложившихся в группе, нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива, между формальной и неформальной группами.
Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
Исходя из временных параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются); затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).
Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние.
Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бывают конфликты, проходящие без кризисов, но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации), и само общество должно быть на столь же высоком уровне развития. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта заключается в росте самосознания участников конфликта. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников.7
Информация о работе Производственные конфликты в современной организации