Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 19:06, реферат
Когда впервые появился вексель достоверно установить невозможно. Исследователи высказывают различные точки зрения о времени и месте появления первых векселей.
Для вступления Конвенции в силу необходимо, чтобы ее ратифицировали или к ней присоединились 10 государств. В настоящее время Конвенция еще не вступила в силу.
1.2 Источники правового регулирования вексельных отношений в Российской Федерации
Как уже отмечалось - важнейший международно-правовой акт, регламентирующий вопросы вексельного обращения, - Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе, участником которой раньше был СССР, а теперь в порядке правопреемства его место "унаследовала" Россия.
Согласно статье 1 данного международно-правового акта, страны участницы конвенции, именуемые "Высокими Договаривающимися Сторонами", приняли на себя обязательство "ввести в действие на своих территориях по принадлежности, либо в одном из его подлинных текстов, либо на своих национальных языках Единообразный Закон, составляющий Приложение 1 к "Конвенции", то есть Единообразный Закон о переводном и простом векселе.
Вексельное законодательство России является частью международного вексельного права, относящегося к Женевской системе.
Отправным моментом можно признать наличие в гражданском законодательстве самого понятия векселя и особенности его обращения. Первый по значимости нормативный акт, в котором содержаться нормы вексельного права является Гражданский кодекс РФ9. В ст.143 ГК РФ вексель отнесён к ценным бумагам. В ст. 815 ГК РФ дано определения векселя как ничем не обусловленное обязательство векселедателя (заёмщика) либо иного указанного в векселе плательщика (акцептанта) выплатить по наступлении определённого срока полученные взаймы денежные средства. При этом указывается, что отношения, возникающие по переводному или простому векселю регулируются соответствующим законом.
Следующую группу источников правового регулирования вексельных отношений составляют нормативные акты, принятые высшим законодательным органом страны - законы. И первый по значимости из них - Федеральный закон “О переводном и простом векселе”.
Федеральный закон "О переводном и простом векселе" был принят 11 марта 1997 г. (№48-ФЗ)10. В статье 6 данного закона определен момент его вступления в силу: со дня официального опубликования, то есть с 18 марта 1997 г.
Данный законодательный акт отличается небольшим объемом. Он состоит всего из 8 статей. Однако большинство содержащихся в них правовых норм носит бланкетный характер, отсылая правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативно-правовым актам.
Основная суть закона сводится к тому, что указанный нормативный акт установил, что на территории Российской Федерации применяется Положение от 1937г. Хотя он не внёс существенных новелл в систему вексельного законодательства, им были установлены некоторые положительные моменты: определил субъектный состав участником вексельных правоотношений (ст.2); порядок исчисления пени и штрафов, связанных с взысканием вексельного долга (ст.3); важным моментов является то, что обязательство может считаться векселем, если оно составлено в простой письменной форме (ст.4); установлен упрощенный порядок производства по опротестованным векселям в соответствии с главой 11.1 и разделом V Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ст.5)11.
В том случаи, когда вексель с соблюдением установленного порядка выписан в иностранной валюте, он считается валютной ценностью. В этом случаи порядок обращения такого векселя регулируется нормами вексельного права, но с учётом особенностей валютного законодательства, и прежде всего Законом РФ от 9 октября 1992 г. №3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"12.
Также в систему источников правового регулирования вексельных правоотношений, на законодательном уровне, необходимо включить нормы налогового законодательства, нормы уголовного законодательства. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации13 устанавливает ответственность за злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) – ст. 185.
Следующая категория источников вексельного права состоит из подзаконных нормативных актов. Прежде всего, основной нормативный акт - Постановление ЦИК и СНК СССР “О введении в действие Положения о переводном и простом векселе” от 7 августа 1937г. Названый нормативный акт является основным источником вексельного права. Он регулирует отношения начиная с момента возникновения вексельного обязательства, в процессе обращения векселей, предъявления к платежу и акцепту, по протестам в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, сроках исковой давности по вексельному обязательству.
Немаловажную роль в вексельном законодательстве занимают подзаконные нормативные акты. Это указы Президента РФ и постановлени Правительства РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 19 октября 1993 г. №1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение"14, принятый в целях преодоления кризиса неплатежей, предотвращения дальнейшего роста просроченной взаимной задолженности предприятий и организаций и усиления имущественной ответственности юридических лиц за соблюдение финансовой дисциплины, и Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. №1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения"15, направленное на исполнение указов Президента Российской Федерации от 19 октября 1993 г. №1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение" и от 23 мая 1994 г. №1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве"16, а также усиления финансовой дисциплины и создания условий для широкого применения прогрессивных форм расчетов.
Особое место в системе вексельного законодательства занимают нормативные акты Центрального банка РФ. Самый первый из них - Письмо ЦБР от 9 сентября 1991 г. N 14-3/30 "О банковских операциях с векселями"17. Этим письмом были утверждены рекомендации банкам по работе с векселями, и не смотря на то, что текст письма официально опубликован не был, а значит не имеет юридической силы, он часто применятся на практике для толкования вексельных терминов и решении ряды вопросов.
В разделе 1 Рекомендаций идёт своего рода комментарий к Положению, что в сущности упрощает понимание основных положений обращения векселей. В следующем разделе Рекомендаций освещается вопрос особенностей операций с векселями в коммерческих банках: операции по учёту векселей, ссуды под обеспечение векселей, инкассация векселей, домициляция.
Центральным банком принимались акты о переучёте векселей предприятий Банком России (Указание ЦБР от 30 декабря 1998 г. №472-У "О порядке переучета векселей Банком России"18), где устанавливаются общие принципы и порядок переучета векселей, владельцами которых являются коммерческие банки, акты о порядке отражения дисконта по собственным векселям кредитных организаций.
В Указаниях ЦБ РФ № 292-У от 15.07.98г. разработаны общие принципы депозитарных операций и учёта векселей в коммерческих банках, что в сущности нормализовало работу по бездокументарному обращению векселей.
Действует и ряд других писем и инструкции Центрального Банка Российской Федерации, большая часть которых так и не была официально опубликована, а значит все эти акты носят в основном рекомендательный характер.
Наряду с актами ЦБ РФ необходимо выделить письма и инструкции и иных министерств и ведомств Российской Федерации. Это письма и инструкции Государственного Таможенного Комитета, акты Министерства по налогам и сборам и др.
В качестве примера можно выделить Инструкцию Внешторгбанка СССР от 25 декабря 1985 г. №1 "О порядке совершения банковских операций по международным расчетам"19, где приводится информация о вексельном законодательстве зарубежных стран.
Практика выработала определённое отношение к отдельным вопросам вексельного обращения. Так, Пенсионный Фонд РФ, анализируя судебную практику по взысканию сумм вексельного долга на основании выданного судом общей юрисдикции судебного приказа на основании опротестованного векселя, выработал практические рекомендации для своих региональных отделений по этому вопросу20. Указанные рекомендации должны быть интересны не только работникам социальных служб, но и послужить пищей для законодателя по вопросам совершенствования вексельного обращения.
Немаловажное значение в этой системе занимают акты судебных инстанций, носящие характер актов общего действия, а также решения которых выработаны из различных споров по делам, вытекающих из обращения векселей. Несмотря на то, что «де юре» эти акты не являются источниками права в Российской Федерации, «де факто» суды низших инстанций при принятии решений руководствуются материалами судебно-арбитражной практики.
Так можно выделить: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. №3/1 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О переводном и простом векселе"21; Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июля 1997 г. №18 "Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте"22.
Вексель - достаточно непростой инструмент экономического оборота, а его правовая регламентация - одна из сложнейших областей юридической науки. Далеко не все организационно-правовые вопросы могут быть отрегулированы на государственном уровне. Поэтому важной особенностью правового регулирования вексельного обращения во всем мире является участие в его организации объединений (ассоциаций) участников вексельного рынка, разрабатывающих условия саморегулирования рынка, определяющих стандарты вексельного обращения, осуществляющих консультационное и методическое обслуживание участников рынка и т.п. То есть, регламентация деятельности субъектов вексельного рынка осуществляется не только государством в рамках соответствующих нормативных актов, но и негосударственными объединениями участников рынка, разрабатывающих нормативы, обязательные для их членов.
В России ведущей организацией, работающей в этом направлении, является Ассоциация участников вексельного рынка ("АУВЕР"), объединяющая преимущественно коммерческие банки, а также ряд финансовых компаний и крупных промышленных предприятий. Разработкой нормативных документов и стандартов деятельности для членов Ассоциации занимаются ее комитеты: Комитет по инфраструктуре и технологиям и Комитет по стандартам. В частности, одним из основных документов, разработанных и утвержденных Комитетом по инфраструктуре и технологиям, была Концепция построения инфраструктуры вексельного рынка, одним из принципов которой - доступность информации о векселях, обращающихся на рынке, векселедателях, трассантах и т.д. Помимо более тесного сотрудничества между коммерческими банками, эта концепция предполагает создание специальных институтов: информационных, консалтинговых компаний, депозитариев, домицилиатов, юридических фирм, отвечающих требованиям рынка и способных компетентно обслуживать любые вексельные операции.
Современное состояние нормативной базы и ее правоприменения потребовало создания определенных правил и стандартов деятельности на вексельном рынке. Попытка решить эту проблему и была предпринята Комитетом по стандартам. При этом, учитывая тот факт, что Единообразный закон о переводном и простом векселе является документом самодостаточным, все разработанные правила и ограничения носят чисто рекомендательный характер. Тем не менее и они могут служить определенным регулятором, способствующим упорядочению вексельного обращения.
Основным препятствием на пути к порядку на рынке векселей является недисциплинированность значительной части российских участников вексельного рынка. Многие из них до сих пор не следуют основному вексельному закону - Единообразному закону о переводном и простом векселе. Поэтому довольно часто в современной практике встречаются, например, векселя, предполагающие оплату товаром или услугами; действительные только при предъявлении письма векселедателя; а также бумаги, не содержащие одного или нескольких вексельных реквизитов, или срок платежа которых отличен от требуемых законом. Часто векселя не имеют собственноручной подписи векселедателя, а подписаны факсимиле.
В настоящее время привлечь к соблюдению общих правил и стандартов возможно только банки, крупные финансовые компании, крупные промышленные предприятия, дорожащие своим именем, а также часть наиболее "сознательных" и образованных в вексельной области компаний.
Чтобы как-то упорядочить существующие операции с векселями, АУВЕР разработал Стандарт о фактах выдачи векселей, неплатежа по векселям, неакцепта, утраты, хищения и блокирования векселей. С учетом этих рекомендаций и рассмотрим некоторые операции банков с векселями.
Вексель согласно ст.143 и 815 Гражданского кодекса РФ - это ценная бумага, содержащая, по указанию ст. 1 и 75 Положения о переводном и простом векселе 1937 года, вексельную метку и простое и ничем не обусловленное обязательство (простой вексель) или предложение векселедателя, адресованное им третьему лицу (переводной вексель), об уплате векселедержателю определенной денежной суммы в определенное время и в определенном месте.
Согласно Письму ЦБ РФ "О банковских операциях с векселями" «вексель - документ, составленный по установленной законом форме и содержащий безусловное абстрактное денежное обязательство; ценная бумага; разновидность кредитных денег. Различают вексель простой и переводный». Однако, как мы уже отмечали, во-первых, письма и инструкции ЦБ РФ не являются нормативными актами, во-вторых, это письмо не было официально опубликовано, что говорит о том, что такое определение носит рекомендательный характер.