Управление собственным капиталом организации на примере ООО «АвтоАльянс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является подробное рассмотрение такого понятия как собственный капитал предприятия и управление им.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

определить сущность и основные характеристики понятия «собственный капитал» и «управление собственным капиталом»;

определить основные источники формирования собственного капитала;

выявить задачи и функции управления собственным капиталом;

рассмотреть существующие методы оценки собственного капитала;

оценить методы управления собственным капиталом;

выявить количественные характеристики оценки собственных средств;

рассмотреть политику распределения прибыли;

Файлы: 1 файл

Управление собственным капиталом организации на примере ООО АвтоАльянс.rtf

— 2.51 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дипломная работа на тему:

«Управление собственным капиталом организации на примере ООО «АвтоАльянс» 
 

 

     Введение 

     Развитие рыночной экономики и стремление предприятий к росту благосостояния в условиях полной хозяйственной самостоятельности способствует все большей концентрации внимания на управлении источниками финансирования коммерческой деятельности, в том числе такой их важной составляющей как собственный капитал. О повышении значимости данной составляющей напрямую свидетельствуют такие факты как существенные изменения в подходах к учету собственного капитала и усиление роли данного показателя в анализе финансово-хозяйственной деятельности организаций в последние годы.

     Собственный капитал позволяет сформировать активы, свободные от притязаний лиц, не являющихся собственниками организации, и в этой связи является основой финансовой устойчивости и стабильного успешного функционирования любого коммерческого предприятия. Динамика величины

     собственного капитала и его отдельных составляющих, равно как и эффективность его использования, являются предметом пристального внимания внешних контрагентов компании, среди которых отдельно выделяются хозяйствующие контрагенты (поставщики, подрядчики, покупатели, заказчики), кредиторы и потенциальные инвесторы. Информация о собственном капитале может иметь определяющее значение при принятии внешними контрагентами решений о начале или продолжении сотрудничества с рассматриваемой компанией. При этом одной из наиболее заинтересованных групп лиц являются потенциальные инвесторы, которые рассматривают компанию как возможный объект вложения средств, обеспечивающий отдачу, аналогичную текущей рентабельности собственного капитала компании-объекта инвестиций. Таким образом, необходимость управления собственным капиталом продиктована не только внутренними предпосылками (стремлением к улучшению финансовых результатов деятельности компании в целях роста благосостояния ее собственников), но и зависимостью фирмы от внешнего экономического окружения, оценивающего ее деятельность со стороны и образующего систему хозяйственных взаимосвязей с нею.

     Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии.

     Тема рационального управления собственным капталом предприятия особенно актуальна сегодня, поскольку в нашей стране - нестабильная экономическая ситуация, резкий рост конкуренции практически во всех секторах экономики, нередко отсутствие профессиональных знаний у части руководителей предприятий и другие негативные факторы приводят к банкротству организаций со всеми вытекающими последствиями. Поэтому для нашей страны наличие собственного капитала является первым условием надежности предприятия.

     Целью дипломной работы является подробное рассмотрение такого понятия как собственный капитал предприятия и управление им.

     Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

     определить сущность и основные характеристики понятия «собственный капитал» и «управление собственным капиталом»;

     определить основные источники формирования собственного капитала;

     выявить задачи и функции управления собственным капиталом;

     рассмотреть существующие методы оценки собственного капитала;

     оценить методы управления собственным капиталом;

     выявить количественные характеристики оценки собственных средств;

     рассмотреть политику распределения прибыли;

     рассчитать эффективность использования собственных средств предприятия.

     Для достижения поставленных задач работа разделена на три взаимосвязанных части, первая глава носит сугубо практический характер и содержит ответ на первые три вопроса. Во второй главе на практическом примере осуществлена попытка применить существующие методы оценки собственного капитала. Третья глава содержит ответ на два заключительных вопроса.

     В качестве предмета исследования выбран собственный капитал предприятия, его структура и динамика.

     В качестве объекта исследования выбрано предприятие ООО «АвтоАльянс». Перед фирмой стоит задача войти на рынок автомобильных шин и дисков г. С. Петербурга.

     Различным аспектам управления формированием собственного капитала и эффективностью его использования уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных экономистов.

     В зарубежной литературе наиболее полное освещение отдельные стороны исследуемой проблемы получили в работах Х. Андерсона, Л.А. Бернстайна, Р. Брейли, Ю. Бригхема, М.Ф. Ван Бреда, Л. Гапенски, Д. Гарнера, А. Дамодарана, Б. Коласа, Д. Колдуэлла, Р. Конвейя, Ченг Ф. Ли, С. Майерса, М. Миллера, Ф. Модильяни, Б. Нидлза, Р. Оуэна, Ж. Ришара, К. Уолша, Д.И. Финнерти, Э. Хелферта, Э.С. Хендриксена, Дж. Р. Хикса.

     Наибольший интерес среди работ отечественных авторов представляют труды В.С. Белова, Н.И. Берзона, И.А. Бланка, В.В. Бочарова, О.В. Ефимовой, А.П. Ковалева, В.В. Ковалева, М.Н. Крейниной, В.Е. Леонтьева, Я. Миркина, В.Д. Новодворского, В.В. Палия, В.Ф. Палия, М.Л. Пятова, Г.В. Савицкой, Р.С. Сайфулина, Н.Н. Селезневой, А.Д. Шеремета, Е.И. Шохина.

     При проведении расчетов использовались методики ведущих российских экономистов, таких как Г.В. Савицкая, М.С. Абрютина, Н.П. Любушин, О.В. Ефимова и Т.Б. Бердникова.

     Не умаляя значения теоретических и практических наработок вышеуказанных ученых, следует отметить, что в настоящее время исследований, посвященных системному рассмотрению проблемы управления собственным капиталом, все еще недостаточно. При этом очевидно, что быстро меняющиеся российские экономические условия способствуют формированию богатой эмпирической базы для продолжения исследований в данном направлении. Все это послужило дополнительными факторами, определяющими выбор автором темы настоящего дипломного проекта.

     В процессе работы над дипломной работой были использованы такие общенаучные методы исследования как: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и формализация.

     Из числа специальных методов и приемов: приемы математики, экономической статистики, анализа финансово - хозяйственной деятельности предприятий, методы чтения и анализа финансовой отчетности, метод средних величин, факторный анализ, разработка системы показателей и построение аналитических таблиц. 

 

      1. Теоретические и методологические аспекты управления собственным капиталом предприятия

     1.1 Собственный капитал предприятия: определение и сущностные характеристики

 

     Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли1.

     Капитал -- одна из фундаментальных экономических категорий, сущность которой научная мысль выясняет на протяжении ряда столетий.

     Термин «капитал» имеет латинское происхождение и означает основной, главный. Проблемами его экономической сущности занимались К. Маркс, Д. Рикардо, А. Смит, Дж. Кейнс, Д.Б. Кларк, Миллер, Модильяни и другие талантливые ученые2.

     В первоначальных работах экономистов капитал рассматривался как основное богатство, основное имущество. По мере развития экономической мысли это первоначальное абстрактное и обобщенное понятие капитала наполнялось конкретным содержанием, соответствующим господствующей парадигме экономического анализа развития общества.

     В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно он меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы продукции, товара и другие, в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, и, наконец, капитал вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот.

     На основе изучения генезиса теорий капитала «капитал» можно определить как ценное общественное богатство, находящееся в постоянном движении и способное приносить доход его собственникам, которое является носителем факторов риска и ликвидности и выступает объектом экономического управления.

     В зависимости от источников образования и целевого назначения, имущество организации разделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (заемный капитал, созданный за счет обязательств) (см. Приложение 1.).

     Стоимость имущества, вложенного (инвестированного) собственником в предприятие, формирует собственный капитал этого предприятия. Для того, чтобы превратить свое имущество (или его часть) в капитал (капитализировать его), владелец данного имущества должен как минимум соблюсти следующие условия:

     капитализируемое имущество должно быть отделено от другого личного имущества владельца на длительное время (возможно - навсегда). Собственник теряет возможность использования физических или иных свойств капитализируемого имущества для непосредственного личного потребления;

     с момента капитализации право на пользование и распоряжение инвестированным имуществом должно быть передано другому экономическому субъекту - предприятию. Капитализированное имущество становится активами предприятия, обязующегося использовать их таким образом, чтобы стоимость этих активов максимально возросла.

     Стимулом, подвигающим собственника на добровольный отказ от части своих законных прав на принадлежащее ему имущество, является предоставляемое ему взамен право на получение суммы прироста собственного капитала предприятия.

     Под собственным капиталом понимают совокупность экономических отношений, позволяющих включить в хозяйственный оборот финансовые ресурсы, принадлежащие либо собственникам, либо самому хозяйственному субъекту.

     Собственный капитал - это часть экономических ценностей, сформированных предприятием с начала его экономической деятельности, свободная от притязаний третьих лиц, не являющихся владельцами общества, и используемая обществом с целью получения дохода3

     Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия4.

     Стоимость активов всегда равна стоимости вложенного в них капитала. Главное предназначение активов предприятия - приносить ему доход. Предприятие может комбинировать своими активами любым не запрещенным законом способом, чтобы максимизировать этот результат. В финансовом менеджменте исключается возможность случайного приобретения предприятием каких-либо активов. Любая закупка должна иметь предварительное финансовое обоснование, основным критерием которого является максимизация дохода. Если окажется, что приобретенный актив не способен обеспечить предприятию ожидаемый доход, то он должен быть продан, а высвободившиеся деньги вложены в другой, более доходный актив. Операции с активами, не приводящие к изменению стоимости активов (активы продаются по той же цене, по которой они были куплены), оставляют величину собственного капитала предприятия неизменной.

     Собственный рассчитывается как разница между совокупными активами предприятия и его обязательствами (пассивами) и представляет собой сумму превышения обоснованной рыночной стоимости собственности над непогашенной задолженностью.

     Для того, чтобы превратить свое имущество в капитал, владельцы данного имущества должны как минимум соблюсти следующие условия:

     капитализируемое имущество должно быть отделено от другого личного имущества владельцев на длительное время. В этом случае собственник теряет возможность использования физических или иных свойств капитализируемого имущества для непосредственного личного потребления;

Информация о работе Управление собственным капиталом организации на примере ООО «АвтоАльянс»