Управление собственным капиталом организации на примере ООО «АвтоАльянс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является подробное рассмотрение такого понятия как собственный капитал предприятия и управление им.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

определить сущность и основные характеристики понятия «собственный капитал» и «управление собственным капиталом»;

определить основные источники формирования собственного капитала;

выявить задачи и функции управления собственным капиталом;

рассмотреть существующие методы оценки собственного капитала;

оценить методы управления собственным капиталом;

выявить количественные характеристики оценки собственных средств;

рассмотреть политику распределения прибыли;

Файлы: 1 файл

Управление собственным капиталом организации на примере ООО АвтоАльянс.rtf

— 2.51 Мб (Скачать)

     2.3 Расчет цены собственного капитала ООО «АвтоАльянс»

 

     Цена капитала - это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. В теории финансов и финансовой практике до сих пор остается проблемным определение цены собственного капитала предприятий. Разные специалисты предлагают разные способы расчета величины этого показателя. Каждый из них по-своему учитывает многообразие факторов, так или иначе влияющих на его размер, и обосновывает собственные подходы к решению указанной проблемы.

     Традиционно цену собственного капитала определяют как отношение суммы чистой прибыли, выплаченной акционерам, к величине собственного капитала в отчетном периоде:  

     Цск= (ЧПAXx100)/CKqt (3) 

     где Цск - цена собственного капитала в отчетном периоде;

     ЧП ак - сумма чистой прибыли, выплаченной акционерам (дивиденды);

     СКср - средняя величина собственного капитала в отчетном периоде

     Совершенно очевидно, что все предлагаемые формулы имеют ограниченное применение, поскольку в случае отсутствия дивидендов (как, впрочем, и в случае их незначительной величины), их числитель будет равен нулю. И, если предприятие не имеет акций или имеет, но не выплачивает по ним дивидендов, или на его акции отсутствует спрос (а именно такую ситуацию можно наблюдать на большинстве российских предприятий), то для оценки его собственного капитала эти формулы становятся неприменимыми, в противном случае придется признать несуществующей цену их собственного капитала, что, конечно же, если и является выводом, то выводом абсурдным. Отсутствие дивидендов, котировок акций на фондовой бирже и т.п. не могут отменить и не отменяют цену за капитал, они могут ее снизить, но не свести к нулю.

     Практическая деятельность в сфере оценки бизнеса показывает, что привлекательность инвестирования в капитал конкретного хозяйствующего субъекта обычно определяется величиной трансакционных издержек на единицу собственного капитала, а дивиденды являются только незначительной статьей затрат в общей их величине. Расчет трансакционных издержек предприятия позволяет определить затратность процесса создания нормальных условий для функционирования основного производства, которые, в свою очередь, обеспечивают получение основного дохода и требуемую доходность инвестору. При этом из трансакционных издержек исключаются затраты, связанные с привлечением заемных источников финансирования, к которым относятся кредиты, займы, выпуск облигаций, оплата лизинговых и факторинговых операций, налоговый кредит, штрафы и пени за просроченную кредиторскую задолженность. Если таким образом трансформировать трансакционные издержки и обозначить их как ТИск, можно получить новую формулу для расчета цены собственного капитала предприятия: 

     Ц ск =ТИСК/ск, где (4)  

     где Цск - цена собственного капитала в отчетном периоде;

     СКср - средняя величина собственного капитала в отчетном периоде;

     ТИ ск - трансакционные издержки собственного капитала предприятия.  

     Таблица 2.8. Расчет величины собственного капитала ООО «АвтоАльянс» в 2003-2005 гг.

     
Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г.
  Активы, принимаемые к расчету:      
1 Нематериальные активы 0 0 0
2 Основные средства 12000,00 16680,00 25680,00
3 Незавершенное строительство 0 0 0
4 Долгосрочные финансовые вложения 0 0 0
5 Прочие внеоборотные активы 0 0 0
6 Запасы 32000,00 47720,00 61000,00
7 Дебиторская задолженность 36880,00 39980,00 37030,00
8 Краткосрочные финансовые вложения 8000,00 20000,00 30000,00
9 Денежные средства 14000,00 26920,00 22850,00
10 Прочие оборотные активы 0 0 0
11 Активы, итого 106720,00 157440,00 188860,00
  Обязательства, принимаемые к расчету:      
12 Целевое финансирование 0 0 0
13 Заемные средства 20000,00 28000,00 35000,00
14 Кредиторская задолженность 47660,00 44750,00 50860,00
15 Расчеты по дивидендам 0 0 0
16 Резервы предстоящих расходов и платежей 0 0 0
17 Прочие краткосрочные обязательства 0 0 0
18 Обязательства, итого 67660,00 72750,00 85860,00
19 Собственный капитал (строка 11 - строка 18) 39060,00 84690,00 103000,00
 

     Рассчитаем цену собственного капитала ООО «АвтоАльянс».

     Для этого рассчитаем среднюю величину собственного капитала в отчетном периоде.

     Итак, для расчета нам понадобятся следующие данные величина собственного капитала на начало периода, на начало 2,3 и 4-го кварталов отчетного периода и на конец отчетного периода.

     Скн = 84 690,00 тыс. руб.

     Ск2 = 89 523,00 тыс. руб.

     Ск3 = 94 998,00 тыс. руб.

     Ск4 = 100 894,00 тыс. руб.

     Скк = 103 000,00 тыс. руб.

     Подставим данные в формулу расчета и получим СКср = (½* 84 690 тыс. руб. + 89 523 тыс. руб. + 94 998 тыс. руб. + 100 894 тыс. руб. + ½ * 103 000 тыс. руб.) / 4 = (42 345 + 89 523 + 94 998 + 100 894 + 51 500) / 4 =

     94 815 тыс. руб.

     Рассчитаем ТИ ск - трансакционные издержки собственного капитала предприятия в отчетном периоде.

 

     Таблица 2.9. Трансакционных издержки собственного капитала

     
Вид трансакционных издержек Статьи расходов Сумма в 2005 г.
Издержки поиска, обработки и хранения информации Расходы на рекламу

Покупка периодических изданий

Содержание отдела маркетинга

Оплата услуг торговых агентов

Командировочные расходы

3 475,63
Издержки ведения переговоров Расходы на заключение и оформление контрактов (представительские расходы)

Содержание АУП

Командировочные расходы

1 865,05
Издержки спецификации и защиты прав собственности Затраты на лицензирование

Судебные расходы и издержки арбитражных процессов

158,96
Издержки измерения - Изготовление образцов

- Затраты гарантийного ремонта

- Формирование имиджа фирмы

1 651,20
Издержки оппортунистического поведения Издержки на организацию контроля (содержание АУП) 504,23
Издержки политизации Дивиденды

Издержки на проведение собраний акционеров

736,00
Издержки влияния Налоги

Взносы в общественные организации

7 378,00
Итого ТИск   15 769,07
 

     Рассчитаем цену собственного капитала в 2005 году:

     Ц ск =ТИск / СКср = 15 769,07 тыс. руб. / 94 815 тыс. руб. = 0,17 

     2.4 Оценка собственного капитала ООО «АвтоАльянс» 

     Условия формирования высоких конечных результатов деятельности предприятия в значительной степени зависят от оптимальности структуры капитала с позиций эффективного его функционирования. Структура капитала представляет собой соотношение собственных и заемных финансовых средств, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности. Это комбинация долга и собственного капитала, которая всякий раз должна уравновешиваться с активами предприятия. Часто структуру капитала определяют в более узком смысле, как пропорцию, в которой предприятие использует собственные и долгосрочные заемные источники.

     Структура капитала имеет колоссальное значение в жизни каждого предприятия. Между тем убедительного научного обоснования практической значимости структуры капитала до сих пор нет16.

     Одним из основных принципов формирования капитала предприятия также является обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников. Такая минимизация осуществляется в процессе управления стоимостью капитала.

     Для определения эффективности привлечения заемных средств на предприятие в мировой практике финансового менеджмента используют эффект финансового рычага.

     Уровень эффекта финансового рычага можно рассчитать по следующей формуле: 

      17 (5) 

     где ЭР - экономическая рентабельность предприятия,

     СРСП - средняя расчетная ставка процента18,

     ЗС - заемные средства,

     СС - собственные средства.

     Данная формула открывает перед финансовым менеджером широкие возможности по определению безопасного объема заемных средств, расчету допустимых условий кредитования, облегчению налогового бремени для предприятия, определению целесообразности приобретения акций предприятия с теми или иными значениями дифференциала, плеча рычага и уровня ЭФР в целом.

     Попробуем применить данную формулу и рассчитать эффект финансового рычага ООО «Авто Альянс» по состоянию на 1 января 2005 года.

     Сначала рассчитаем экономическую рентабельность предприятия:  

     

     (6) 

     Для определения суммы процентов можно воспользоваться формулой, приведенной в учебнике Ефимовой «Финансовый анализ»19. Сумма процентов определяется по следующей формуле: 

       (7) 

     где Ki - сумма полученного i- го кредита;

     Ci - процентная ставка i- го кредита;

     Ti - срок предоставления i- го кредита, дней;

     n - количество полученных в отчетном периоде кредитов.

     П = (20 000 * 18% * 360 дней) / 360 * 100 = 36 тыс. руб.

     Также можно воспользоваться расшифровкой статьи «Прочие затраты» в составе затрат предприятия, где указывается сумма процентов за кредит, отнесенных на себестоимость.

     Таким образом, сумма процентов по кредитам, отнесенных на себестоимость, составила на 1 января 2005 г. - 36 тыс. руб.

     Находим экономическую рентабельность предприятия:

     

     В течение года предприятие использовало рублевые кредиты (процентная ставка 18%).

     Таким образом, эффект финансового рычага составит:

     

     В нашем случае наблюдается отрицательный эффект финансового рычага, в результате чего происходит «проедание» собственного капитала. Предприятию следует срочно увеличить свою экономическую рентабельность, иначе последствия могут быть для него разрушительными.

     Привлечение заемных средств в такой ситуации невыгодно, что характерно не только для рассматриваемого предприятия, а и для большинства предприятий РФ. Поэтому предприятию следует ограничить привлечение заемных средств при такой низкой экономической рентабельности и высокой процентной ставке. Следует искать альтернативные источники привлечения капитала.

     Конечно, без притока капитала со стороны предприятие не сможет полноценно работать, и поэтому вынуждено постоянно брать кредиты. Возникает извечный вопрос: что делать? Выход из данной ситуации видится довольно простым и банальным - необходимо заемный капитал заменить собственным. Следует провести реорганизацию предприятия с привлечением инвестиций. Это может быть приватизация через акционирование с участием капитала, как находящегося в РФ, так и пришедшего из-за границы. Смена формы собственности и эмиссия акций позволит предприятию привлечь капитал со стороны, не прибегая к дорогостоящим кредитам банков. При этом в пассиве баланса значительно измениться структура капитала: возрастет доля собственных средств при снижении доли заемных. Если рассматривать актив баланса, то там увеличится удельный вес собственного оборотного капитала, что в свою очередь позволит предприятию закупить новое оборудование, технологии, сырье и материалы для более эффективной работы. Таким образом, в результате акционирования предприятию будет дан определенный «толчок» в его развитии.

Информация о работе Управление собственным капиталом организации на примере ООО «АвтоАльянс»