Специфика деятельности инвестиционных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы российские регионы осваивают новые инструменты активизации инвестиционных процессов.
Инвестиционные институты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою деятельность с ценными бумагами как исключительную.
Инвестиционные институты являются теми финансовыми посредниками, которые запускают механизм фондового рынка, осуществляют перераспределение денежных ресурсов от тех, кто обладает денежными средствами, к тем, кто нуждается в дополнительных финансовых ресурсах для осуществления коммерческих проектов.

Файлы: 1 файл

Инвест институты курс ВЗФЭИ 837 прав.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

 

            До 2002 года эти деньги шли на выплату текущих пенсий. Однако наступил момент, когда было принято решение о том, что работники должны иметь возможность самостоятельно позаботиться о своем пенсионном будущем.

На текущий момент 6% от заработной платы людей 1967 года рождения и моложе переводятся на их именной лицевой счет в Пенсионном фонде РФ (ПФР)

Год рождения

Размер накопительной части в ПФР 4% (руб.)

Размер накопительной части в НПФ "Социум" 6% (руб.)

муж.

жен.

муж.

жен.

1953

517,95

 

910,70

 

1957

580,10

466,22

1 019,98

733,13

1961

649,71

522,16

1 142,38

821,11

1965

727,68

584,82

1 279,46

919,64

1969

815,00

655,00

1 433,00

1 030,00

1973

943,0

783,00

1 818,00

1 346,00

1977

1 071,00

911,00

2 268,00

1 716,00

1981

1 199,00

1 039,00

2 794,00

2 148,00

1985

1 327,00

1 167,00

3 410,00

2 655,00

1988

1 423,00

1 263,00

3 939,00

3 090,00


Рис . 4 Расчет будущей накопительной пенсии при зарплате 10 тыс. руб.

 

1. Основные аспекты сотрудничества

НПФ «Социум» предлагает своим вкладчикам и участникам полный спектр услуг по дополнительному, негосударственному пенсионному обеспечению, включая:

Обслуживание предприятий и организаций всех форм собственности, частных лиц;

Консультирование по всем вопросам дополнительного пенсионного обеспечения;

Разработку пенсионных программ с учетом потребностей и интересов вкладчиков, минимизации расходов и максимального использования существующих налоговых льгот;

Подготовку полного пакета документов, обеспечивающих реализацию корпоративных пенсионных программ.

         Пенсионные схемы Фонда позволяют решить практически все вопросы дополнительного пенсионного обеспечения и обеспечить эффективное соотношение «результаты / затраты»

        При разработке пенсионных программ Фонд гибко подходит к учету интересов VIP - категорий участников.

2. Первые шаги сотрудничества

             Дополнительное пенсионное обеспечение, как инструмент социальной политики, обладает рядом специфических особенностей и возможностей.

Поэтому, в качестве первых шагов сотрудничества Фонд предлагает Вам:

Более детальное ознакомление с особенностями и возможностями дополнительного пенсионного обеспечения.

Определение потребностей Вашего предприятия и согласование их с возможностями Фонда.

Разработка проекта пенсионной программы.

3. Деятельность Фонда

Миссия Фонда - повышение социальной защищенности работников предприятий и организаций Вкладчиков Фонда и частных лиц посредством предоставления высококачественных услуг по добровольному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.

Тип Фонда - открытый. Вкладчиком НПФ "Социум" может стать: любое предприятие (организация) независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности, любой гражданин старше 16 лет независимо от места работы и жительства.

Деятельность фонда регулируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» (№ 75-ФЗ от 07.05.98 с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.12.04), законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Направления деятельности:

дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение Участников (Вкладчиков) фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании с 2004 года;

обязательное профессиональное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (после принятия соответствующих законов).

4. Негосударственное пенсионное  обеспечение на условиях пенсионных  схем Правил НПФ «Социум» по пенсионным договорам с Вкладчиками - юридическими лицами

 Негосударственное пенсионное обеспечение Участников (будущих и настоящих получателей негосударственных пенсий) осуществляется за счет пенсионных взносов Вкладчиков и дохода, полученного фондом от инвестирования этих взносов.       

Основанием для уплаты пенсионных взносов Вкладчиком является пенсионный договор, заключаемый между фондом и Вкладчиком в пользу Участника (группы Участников).

Пенсионный договор заключается в соответствии с пенсионными правилами фонда (далее Правила) на условиях любой пенсионной схемы, предусмотренной Правилами

Пенсионная схема представляет собой совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий.

Выбор пенсионной схемы Вкладчиком зависит от задач, которые Вкладчик хочет решить с помощью фонда. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование деятельности НПФ «Социум»

 

3.1. Изменение правового  статуса НПФ «Социум»

 

Нынешний статус НПФ создает ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию отрасли, в частности: нечетко закреплены права учредителей, возникают трудности при реорганизации (слияниях и поглощениях), у инвесторов отсутствуют стимулы к вложению средств в имущество для осуществления уставной деятельности (ИОУД) и др. По-видимому, изменение правового статуса НПФ способствовало бы их решению.

Вместе с тем превращение НПФ в коммерческую организацию повлекло бы за собой не только необходимость разработки и внедрения новой правовой базы, но и возникновение конфликта интересов владельцев фонда (чьей основной целью в данном случае станет получение прибыли), с одной стороны, и застрахованных лиц (заинтересованных в сохранении и приросте пенсионных средств для увеличения будущей пенсии) — с другой. Таким образом, в изменении правового статуса НПФ на коммерческий потенциально заложено противоречие между целями коммерческой организации и социальной ориентированностью деятельности фондов.

В настоящее время в российском правительстве обсуждается вопрос об изменении правового статуса НПФ на статус хозяйственных обществ, что, по сути, равноценно изменению статуса НПФ на статус коммерческой организации, поскольку по ныне действующему законодательству хозяйственные общества существуют только в этом качестве. Причем прямое преобразование НПФ как некоммерческой организации в хозяйственное общество невозможно. Для этого необходимо фонды ликвидировать и создать новые в виде хозяйственных обществ. Это означает, что нельзя будет перевести уже сформированные накопления во вновь зарегистрированные организации. Новые организации надо будет регистрировать, оформлять лицензии и заново формировать капитал. Непонятно, что будет и с уже существующими в НПФ накоплениями. В соответствии с ФЗ РФ ”О негосударственных пенсионных фондах” ликвидация фонда подразумевает, что средства пенсионных накоплений застрахованных лиц в трехмесячный срок передаются в ПФР, который становится правопреемником фонда в части исполнения обязательств перед застрахованными лицами.

Учитывая огромную социальную значимость рассматриваемых организаций, их возрастающую роль в системе обязательного пенсионного страхования представляется необходимым сохранить нынешний статус НПФ как наиболее соответствующий их целям и задачам. Решить же указанные выше проблемы, можно посредством изменения организационно-правовой формы НПФ (например, выделив такие фонды в качестве самостоятельного вида некоммерческих организаций).

Анализируя деятельность НПФ, важно исходить из тех направлений, которые были для них законодательно установлены. Согласно ст.2 ФЗ РФ ”О негосударственных пенсионных фондах”, НПФ — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами НПО;

- деятельность в качестве  страховщика по ОПС;

- деятельность в качестве  страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию в соответствии  с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

В системе НПО фонды аккумулируют пенсионные взносы, организуют размещение пенсионных резервов, ведут учет пенсионных обязательств, назначение и выплату негосударственных пенсий своим участникам. Таким образом, НПФ — это социально ориентированный институт, функционирующий в системе пенсионного обеспечения. При этом важно отметить, что в отличие от иных финансовых институтов НПФ принимают на себя долгосрочные обязательства (в среднем более чем на 15 лет) социально-страхового характера. Но поскольку фонды имеют право самостоятельно размещать пенсионные резервы, а через УК участвовать в инвестировании пенсионных накоплений, то их госрегулятор относит и к коллективным инвесторам.

Кроме того, НПФ нередко выступают в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Осуществление такой деятельности НПФ возможно в силу п.2 ст.7 и ст.24 ФЗ РФ ”О некоммерческих организациях”. Ограничения на деятельность НПФ перечислены только в ст.14 ФЗ РФ ”О негосударственных пенсионных фондах” и не предполагают запрета на осуществление фондами предпринимательской деятельности с использованием имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. Вместе с тем такая деятельность сопряжена со значительными рисками. Вот почему в последнее время при принятии решений суды все чаще исходят из полного запрета предпринимательской деятельности для фондов. Данную позицию подтвердила Счетная палата РФ и Генеральная прокуратура РФ.

Тенденция к укрупнению НПФ отражена и в проекте федерального закона ”О внесении изменений в Федеральный закон ”О негосударственных пенсионных фондах”, разработанного Минфином России. В частности, предполагается увеличить величину денежной оценки ИОУД: с 1 января 2014 г. его стоимость должна быть не менее 60 млн. руб., с 1 января 2016 г. — не менее 80 млн., с 1 января 2018 г. — не менее 100 млн. руб. Что касается фондов, осуществляющих деятельность в системе ОПС, то предлагается повысить совокупный вклад учредителей НПФ с 1 января 2014 г. не менее чем до 120 млн. руб., с 1 января 2016 г. — не менее чем до 150 млн., с 1 января 2018 г. — не менее чем до 200 млн. руб.

Эти меры приведут к дальнейшему укрупнению НПФ. Они станут более финансово устойчивыми, что будет способствовать усилению защиты прав вкладчиков, участников и застрахованных лиц фондов. Результатом сокращения числа НПФ станет и повышение качества рынка, поскольку более крупные участники смогут позволить более качественно организовывать инвестиционный процесс, снизив тем самым риски вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

 

3.2. Развитие инвестиционной  политики организации

 

Количественный рост рынка НПФ не сопровождается укреплением финансовой устойчивости самих фондов: инвесторы не готовы вкладывать в них дополнительные средства (вложения в ИОУД экономически не выгодны инвесторам, ситуация в настоящее время усугубляется и неопределенностью развития накопительной части трудовой пенсии).

Чтобы повышать доходность, фондам требует больше доступных финансовых инструментов и меньше ограничений. В частности, НПФ ждут разрешения от госрегулятора инвестировать пенсионные средства в инструменты с высокими кредитными рейтингами, а не в бумаги, отобранные по принципу листинга. Однако снятие или минимизация ограничений в инвестиционной активности фондов предполагает: создание риск-ориентированного надзора за деятельностью НПФ, формирование систем риск-менеджмента в самих фондах.

В настоящее время и то, и другое практически отсутствует. НПФ не имеют комплексной системы управления рисками, поэтому передают управление рисками в УК (которые, как правило, исходят из собственной стратегии риск-менеджмента).

Тем не менее определенные шаги в направлении создания систем риск-менеджмента в фондах уже предпринимаются. Так, совсем недавно в НАПФ были разработаны и утверждены Стандарты управления рисками для негосударственных пенсионных фондов. Хотя, как показал проведенный анализ, большая часть фондов еще не готова к введению риск-менеджмента (это требует не только финансовых вложений, но и наличия соответствующих профессиональных кадров, коих в фондах нет).

Информация о работе Специфика деятельности инвестиционных институтов