Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:23, курсовая работа
Анализ на основе плановой и фактической информации даёт количественную и качественную оценку изменений, проходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учётной информации, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации.
Введение.. 3
1. Значение и анализ средств на оплату труда. 11
1.1. Трудовые ресурсы и средства на отплату труда как объект учета (на примере ГУО "Быховский ЦТКиЭ") 11
1.2. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 19
1.3. Значение фонда оплаты труда. 24
1.3.1. Теоретические основы формирования фонда заработной платы и прочих выплат 31
1.4. Удержания и вычеты из заработной плат.. 42
1.5. Методика анализа фонда заработной платы.. 46
2 Анализ трудовых ресурсов и фонда заработной платы ГУО "Быховский ЦТКиЭ" 50
2.1. Анализ состава и структуры трудового персонала. 50
2.2. Анализ движения штатных работников. 52
2.3. Факторный анализ фонда рабочего времени. 54
2.4. Анализ производительности труда. Факторный анализ среднегодовой выработки 58
2.5. Анализ состава и структуры фонда заработной платы.. 60
2.6. Факторный анализ использования фонда заработной платы.. 64
3. Резервы экономии фонда заработной платы.. 67
Заключение.. 72
Список использованных источников.. 75
Таблица 2.7. - Анализ динамики производительности труда основного персоналаПоказатель (тыс. руб) 2006г. 2007г. Отклонение
1. Объем расходов, в сопоставимых
ценах по утвержденной смете.
2. Темпы роста,% 100 104,9 +4,9
3. Среднесписочная численность
основного персонала, чел. 12
4. Темпы роста,% 100 108 +8
5. В том числе среднесписочная
численность рабочих, чел. 8 8
6. Темпы роста,% 100 100 -
Удельный вес рабочих
в общей численности
7. Среднегодовая выработка
на одного работника 12552,9
8. Темпы роста,% 100 96,9 -3,1
9. Среднегодовая выработка на одного рабочего, тыс. руб 18829 19761 -932
10. Темпы роста,% 100 104,9 +4,9
11. Количество отработанных
человеко-часов всеми
12. Количество отработанных
дней всеми рабочими за год
13. средняя продолжительность рабочего дня, ч 7,8 7,5 -0,3
14. Среднедневная выработка
одного работника 669,5 735,3 +
15. Среднечасовая выработка,1 работником 7,2 7,5 +0,3
2.5. Анализ состава и
структуры фонда заработной
Анализ фонда оплаты труда представляется целесообразным начать с изучения его удельного веса в структуре затрат на производства продукции (работ, услуг) (таблица 2.8).
Таблица 2.8. Структура затрат
бюджета на учреждение (тыс. руб) Показатели 2006г. 2007г.
сумма уд. вес сумма уд. вес
Всего затраты на производство
в том числе: 134375 100% 158089 100% -
Материальные затраты 14140,9
Затраты на оплату труда 88043 65,5% 103581 65,5%
Отчисления на социальные
нужды (Фонд социальной защиты Белгосстрах) 31695 23,6%
Прочие затраты 496,1 0,4% 614,
Затраты на оплату труда занимают наибольший удельный вес в себестоимости работ и услуг 65,5% и остаются постоянными в 2007г. по сравнению с 2006г. Данный показатель является характерным для бюджетной сферы и свидетельствует о жестком использования средств на оплату труда с целью снижения себестоимости оказываемых услуг.
Поскольку абсолютные суммы отдельных видов выплат фонда оплаты труда не сопоставимы из-за инфляционных процессов, целесообразно произвести анализ изменения структуры фонда заработной платы (таблица 2.9). Для анализа используем Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организации внешкольного образования на 1 января 2007 года и на 1 января 2008года, форма 3-14. (Приложение З, К).
Таблица 2.9. Анализ состава и структуры заработной платы
Наименование
показателя 2006г. 2007г.
тыс. руб. уд. вес тыс. руб. уд. вес
1 2 3 4 5 6
1ФЗП списочного и не
списочного состава в т. ч.:
1.1. Заработная плата, начисленная
за выполненную работу и
1.1.1. основной оклад гражданских
служащих 29219,3 33,2% 33932,
1.1.2. оплата труда внештатных
сотрудников 35047,7 39,8%
1.2. Выплаты стимулирующего
характера: 23776,0 27% 27972,
1.2.1. Надбавки к заработной плате 6320 7,1% 7467 7,2% +0,1
1.2.2. Дополнительная оплата
гражданских служащих 1377,8 1,
1.2.3. Прочие денежные выплаты
гражданским служащим в т. ч.
1.2.3.1Премии и
1.2.3.1.1. премии и вознаграждения
гражданских служащих: 9510,5
1.2.3.1.2. в т. ч. премии
внештатных сотрудников 2590,1
1.2.4. другие регулярные
выплаты стимулирующего
1.3. ежемесячная материальная
помощь, гражданских служащих 1377,8 1,
1.4. Другие выплаты включаемые
в ФЗП 3977,6 4,5% 4683,5 4,5%
1.5. Прочие трансферты населению
Расходы всего 88307 103851
Анализируя структуру фонда заработной платы по направлениям использования, можно отметить, что заработная плата за выполненную работу и отработанное время в 2007 году составила 73% и осталось неизменной по сравнению с 2005г. . Доля же заработной платы гражданским служащим уменьшилась незначительно на 0,4%. Доля выплат по тарифным ставкам и окладам составляет основную часть (73%), и большую долю занимает заработная плата работников не списочного состава т. е внештатные сотрудники учреждения 40,2% в 2007 году и 39,8 в 2006, что составляет наибольший удельный вес от фонда оплаты труда. Структура фонда заработной платы по анализируемым годам представлена (Приложение М).
Значительный удельный вес занимают выплаты стимулирующего характера, доля которых, по смете на 2006 и 2007 год составляет около 27%. Среди поощрительных выплат большую половину занимают единовременные премии и вознаграждения – 13,7%, удельный вес которых по сравнению с прошлым годом остался неизменным. Стоит отметить тот факт, что наибольший удельный вес от фонда оплаты труда составляет заработная плата внештатных сотрудников, но премиальный фонд у данной категории работников практически в четыре раза меньше чем у штатных работников хотя он незначительно возрос на 0,1% по сравнению с 2006годом.
Наименьший удельный вес (1,5%) в фонде заработной платы занимают отдельные выплаты социального характера, т. е ежемесячная материальная помощь гражданским служащим (штатным работникам учреждения), которая по сравнению с прошлым годом уменьшились незначительно 0,1%. Следует отметить тот факт, что незначительное изменение выплат социального характера является негативным явлением, и что численность служащих по сравнению с 2006 годом увеличилась, что видно из таблиц 2.2. и 2.3., а на этом фоне происходит уменьшение выплат социального характера.
Следует отметить, что структура фонда заработной платы по видам выплат изменилась по сравнению с прошлым годом незначительно. Анализ фонда зарплаты в разрезе основных групп и категорий персонала представлен в таблице 2.10. Удельный вес фонда заработной платы по основным категориям и группам персонала изменился совсем незначительно. Можно отметить увеличение удельного веса ФЗП по основной деятельности, увеличения доли фонда заработной платы работников не списочного состава на 0,6% по сравнению с 2006 годом, и уменьшение фонда заработной платы работников списочного состава. на 0,4%.
Таблица 2.10. Анализ фонда зарплаты в разрезе основных групп и категорий персонала (в тыс. руб) Показатели ФЗП 2006 год ФЗП 2007 год Отклонение уд. веса,%
Аб. сумма % к итогу Аб. сумма % к итогу
1. Основная деятельность 29219,3
2. Фонд з/п работников не списочного
состава 35047,7 54,5% 41676,9
Всего ФЗП 64267 100% 75609 100% -
Наибольший удельный вес в фонде оплаты труда имеют работники не списочного состава 55,1 в отношении к 2006 году их доля незначительно увеличилась на 0,6. Распределение ФЗП среди рабочих и служащих примерно существенно не отличается, в 2007 г. по сравнению с 2006 годом фонд оплаты труда рабочих уменьшился на 1,9, а фонд оплаты труда служащих увеличился на 1,3. Динамику фонда оплаты труда можно наблюдать (Приложение М) Фонд заработной платы работников списочного состава уменьшился на 0,4%, а работников не списочного состава увеличился на 0,6%, на ряду с этим стоит отметить, что произошло увеличение работников списочного состава на 1 человека (таблица 2,2 и 2,3) и уменьшение работников не списочного состава на 5 человек.
2.6. Факторный анализ
На изменение фонда оплаты труда сотрудников списочного состава оказывают влияние факторы, представленные в таблице 2.11.
Таблица 2.11. Исходные данные для анализа фонда зарплаты штатных сотрудников учреждения. Показатели 2006 год 2007 год Отклонение
1. Среднесписочная численность рабочих повременщиков 12 13 +1
2. Кол-во отработанных дней одним рабочим в среднем за год 225 215 -10
3. Средняя продолжительность
рабочей смены, час 7,8 7,5 -0,
4. Фонд оплаты труда,
т. р. (в сопоставимых ценах) 32754,
5. Зарплата одного внештатного сотрудника, тыс. руб.
5.1. Среднегодовая тыс. руб. 2729,6 2610,2 -119,4
5.2. Среднедневная тыс. руб 12,1 12,1 0
5.3. Среднечасовая тыс. руб 1,5 1,6 +0,1
В анализируемом учреждении
по отношение к прошлому году среднесписочная
численность работников увеличилась
на 1 человека. Средняя продолжительность
рабочей смены уменьшилась на
0,1 часа. Фонд оплаты труда также
уменьшилась на 1177,3 тыс. руб. Среднегодовая
зарплата одного рабочего уменьшилась
на 119,4 тыс. руб., среднечасовая осталась
неизменной, а среднечасовая заработная
плата незначительно
Расчет влияния этих факторов можно произвести способом абсолютных разниц на основе формул 1.1-1.4, представленных в первом разделе (таблица 2.11).
Таблица 2.12 Анализ фонда зарплаты. Факторы Расчет влияния фактора Уровень влияния фактора, тыс. руб.
1. Изменение численности
штатных сотрудников 1*225*7,8*
2. Изменение количества дней, отработанных в среднем одним сотрудником 13*(215-225) *7,8*1,5 -1521
3. Изменение средней
4. Изменение среднечасовой
зарплаты одного сотрудника 13*
Итого +1950
В отчетном году в учреждении
фонд заработной платы рабочих увеличился
на сумму 1950тыс. руб. Увеличение численности
сотрудников привело к
Для анализа полного использования фонда оплаты труда необходимо провести анализ повременного фонда оплаты труда, т.е. заработной платы внештатных совместителей, так как в общем фонде оплаты труда заработная плата данной категории рабочих занимает наибольший удельный вес 55,5% в 2007 году и 54,5% в 2006 году данные представлены в (таблице 2.10). На изменение повременного фонда оплаты труда оказывают влияние факторы, представленные в (таблице 2.13).
Таблица 2.13 Исходные данные для анализа повременного фонда зарплаты внештатных сотрудников учреждения. Показатели 2006 год 2007 год Отклонение
1. Списочная численность рабочих повременщиков 37 32 -5
1.1. Среднесписочная рабочих повременщиков согласно Отчету по труду и движению работников (1-туд) 7 5 -2
2. Кол-во часов в рабочем дне 8 8 -
3. Кол-во отработанных
дней одним внештатным
3.1. Средняя продолжительность рабочей смены, час (3.3. /3.2) 8 8 -
3.2. Отработано за год всеми работниками дней (3 * 1) 2072 1280 -792
3.3. Отработано за год всеми работниками часов (3 * 3.1. * 1) 16576 10240 -6336
4. Фонд повременной оплаты труда, т. р. (в сопоставимых ценах) 39288,5 41676,9 +2388,4
5. Зарплата одного внештатного сотрудника, тыс. руб.
5.1. Среднегодовая тыс. руб. 1061,9 1302,4 +240,5
5.2. Среднедневная тыс. руб (4/3.2) 18,9 32,5 +13,6
5.3. Среднечасовая тыс. руб (4/3.3) 2,4 4,0 +1,6
В анализируемом учреждении
по отношение к прошлому году списочная
численность рабочих
Таблица 2.14 Анализ повременного фонда зарплаты рабочихФакторы Расчет влияния фактора Уровень влияния фактора, тыс. руб.
1. Изменение численности
рабочих-повременщиков -5*56*8*
2. Изменение количества дней, отработанных в среднем одним рабочим 32*(40-56) *8*2,4 -9830,4
3. Изменение средней
4. Изменение среднечасовой
зарплаты одного рабочего 32*
Итого +4057,6
В отчетном году на предприятии
повременный фонд заработной платы
рабочих увеличился на сумму 4057,6тыс.
руб. Уменьшение численности внештатных
сотрудников привело к
3. Резервы экономии фонда заработной платы
Для расширенного воспроизводства
получения необходимой прибыли
и рентабельности необходимо, чтобы
темпы роста производительности
труда опережали темп роста его
оплаты. Если этот принцип не соблюдается,
то происходит перерасход фонда зарплаты,
повышение себестоимости
Изменение среднего заработка работающих за период характеризуется его индексом (JЗП), который определяется отношением средней заработной платы за отчетный период (ЗП1) к средней заработной плате в базисном периоде (ЗП0). Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда (Jгв):
JЗП = (75609/45) / (64267/49) = 1680,2 / 1311,6 = 1,281;
Jгв = (103581/45) / (88043/49) = 2301,8 / 1796,7 = 1,281;
Темп роста производительности труда должен опережать темп роста средней заработной платы. Для этого рассчитывают коэффициент опережения Коп и анализируют его в динамике:
Коп = Jгв / JЗП;
Коп = 1,281 / 1,281 = 1,0.
Затем производят подсчёт суммы экономии (перерасхода) (Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты:
.
Э = 75609*(1,28-1,28/1,28) = 0 тыс. руб.
В учреждении нет экономии
фонда заработной платы, необходимо
пересмотреть существующий план по труду
и зарплате, так как его цель
заключается в изыскании