Резервы экономии фонда заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Анализ на основе плановой и фактической информации даёт количественную и качественную оценку изменений, проходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учётной информации, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации.

Оглавление

Введение.. 3

1. Значение и анализ средств на оплату труда. 11
1.1. Трудовые ресурсы и средства на отплату труда как объект учета (на примере ГУО "Быховский ЦТКиЭ") 11
1.2. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 19
1.3. Значение фонда оплаты труда. 24
1.3.1. Теоретические основы формирования фонда заработной платы и прочих выплат 31
1.4. Удержания и вычеты из заработной плат.. 42
1.5. Методика анализа фонда заработной платы.. 46
2 Анализ трудовых ресурсов и фонда заработной платы ГУО "Быховский ЦТКиЭ" 50
2.1. Анализ состава и структуры трудового персонала. 50
2.2. Анализ движения штатных работников. 52
2.3. Факторный анализ фонда рабочего времени. 54
2.4. Анализ производительности труда. Факторный анализ среднегодовой выработки 58
2.5. Анализ состава и структуры фонда заработной платы.. 60
2.6. Факторный анализ использования фонда заработной платы.. 64

3. Резервы экономии фонда заработной платы.. 67

Заключение.. 72

Список использованных источников.. 75

Файлы: 1 файл

Анализ фонда зп.docx

— 90.18 Кб (Скачать)

 

Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит  труду. Только труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать  прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов

 

Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда являются наиважнейшими  для работника и для нанимателя. Основу всех этих взаимоотношений составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и ряд других нормативных правовых актов, которые обеспечивают государственные гарантии по оплате труда: величину минимальной заработной платы в соответствии с потребительским минимальным бюджетом; размер тарифной ставки первого разряда; правила индексации заработной платы; размеры удержаний из заработной платы; ответственность нанимателей за нарушения трудовых соглашений; установление продолжительности рабочего дня, отпуска и др.

 

Важными документами, регулирующими  трудовые отношения, являются коллективный договор и трудовой договор, которые  заключаются только в письменной форме в двух экземплярах (нанимателю и работникам).

 

Классификация выполняемых  работ, должностей, тарифных ставок отражены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, Единой тарифной сетке. Единой тарифной сеткой установлены минимальные размеры заработной платы.

 

На основе коллективного  договора в зависимости от условий  труда, сложности работы, при высокой  квалификации работника предприятие  имеет право повышать тарифные ставки отдельным категориям работников на определенный процент, но не боли чем  на 50%.

 

Нормативная правовая база по заработной плате в Республике Беларусь включает нормативные правовые акты, характеризующие гарантии, меры стимулирования оплаты труда, включение в затраты  различных выплат:

 

Закон "О бухгалтерском  учете и отчетности" от 18 октября 1994 г. N 3321-XII (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 29.12. 2006 г. № 188-3) определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [16].

 

Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 30.05. 2003 г. № 89 " Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета  и Инструкции по применению Типового плана бухгалтерского учета " содержит характеристику счетов бухгалтерского учета и рекомендации по применению в системе бухгалтерского учета  Типового плана счетов [17].

 

Декрет Президента от 18.07. 2002 № 17 "О некоторых вопросах регулирования  оплаты труда работников" [18]. В  данном Декрете говорится о том, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением  или нанимателем, в зависимости  от сложности и условий труда  этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

 

Постановление Совмина от 27.04. 2006 № 555 "О некоторых мерах  по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда" [19]. Этим нормативным документом введена  норма, предусматривающая, что премирование руководителей (их заместителей) и главных  специалистов коммерческих организаций  должно осуществляться в порядке, предусмотренном  законодательством, по итогам работы за квартал.

 

Закон от 17.07. 2002 № 124-3 "Об установлении и порядке повышения размера  минимальной заработной платы" повествует, что размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются  Советом Министров ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета республики, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год, а также с учетом уровня занятости и производительности труда, потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, и сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат [20].

 

Указ Президента от 28.01. 2006 № 55 "О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции" устанавливает, что в соответствии со ст.58 Трудового кодекса индексация заработной платы производится, если индекс потребительских цен, исчисленный  нарастающим итогом с момента  предыдущей индексации, превышает 5-процентный порог. Индекс потребительских цен  исчисляется в порядке, установленном  правительством, и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется  в республиканских средствах  массовой информации, в том числе  нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации. Индексация зарплаты осуществляется на величину индекса потребительских  цен с корректировкой для различных  частей дохода по шкале нормативов. С 1 января 2006г. увеличен норматив индексации денежных доходов населения, подлежащих индексации, с 75 до 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемый Совмином и действующим  на момент индексации.

 

Постановление Минтруда и  соцзащиты от 20.09. 2002 № 123 "Об утверждении  Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь" (с изменениями и  дополнениями) определен порядок  применения Единой тарифной сетки для  работников производственных отраслей экономики с учетом их специфики.

 

Декрет Президента от 26.07. 1999 № 29 "О дополнительных мерах  по совершенствованию трудовых отношений  укреплению трудовой и исполнительской  дисциплины" предусматривает, что  контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в числе: предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней повышение тарифной ставки (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством).

 

Постановлением Совмина  от 9.11. 1999 № 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного  труда" предусмотрены показатели и размеры премирования также  иные меры материального стимулирования рабочих специалистов, служащих, руководителей  за высокопроизводительный и качественный труд. Для рабочих-сдельщиков - на основе введения прогрессивно возрастающих до 10% расценок за увеличение производства продукции; для рабочих-повременщиков - на основе повышения до 10% тарифной ставки присвоенного разряда; для руководителей, специалистов и служащих - на основе повышения до 7% должностных окладов.

 

В Постановлении Министерства экономики, труда от 15.03. 2000 № 46/35 "Об утверждении Типового положения  о стимулировании снижения себестоимости  продукции (работ, услуг)" перечислены  принципы организации премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих организаций за экономию материальных, трудовых и прочих ресурсов.

 

Постановление Минтруда от 30.03. 2001 № 39 "О принятии Рекомендаций по премированию работников государственных  предприятий и предприятий с  долей собственности государства  в их имуществе по результатам  финансово-хозяйственной деятельности". Рекомендации этого документа применяются  при организации премирования рабочих, руководителей (кроме генерального директора, директора), специалистов, служащих государственных предприятий и  предприятий с долей собственности  государства в их имуществе.

 

Постановление Минтруда и  соцзащиты от 20.04. 2005 № 50 "О принятии Рекомендаций по совершенствованию  состава заработной платы работников коммерческих организаций и увеличению удельного веса оплаты труда по тарифным ставкам и окладам". Это постановление устанавливает, что рекомендации определяют порядок совершенствования состава зарплаты работников коммерческих организаций и увеличения удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной зарплате в размере не менее 65%.

 

Правовым основанием регулирования  контрактной формы найма работников в настоящее время являются подписанный  Президентом РБ Декрет от 26.07. 1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию  трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее – Декрет № 29), предоставивший нанимателям право заключать  с работниками контракты, и принятые в его исполнение постановления  Совета Министров РБ от 25.09. 1999 № 1476 "Об утверждении Положения о  порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками" и от 02.08. 1999 № 1180 "Об утверждении примерной формы контракта нанимателя с работником". Вместе с тем, поскольку контракт является трудовым договором, заключаемым в письменной форме на определенный в нем срок и содержащим особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде (напомним, что одной из таких особенностей является ограничение контракта по минимальному сроку заключения – не менее одного года), данные отношения регулируются также нормами Трудового кодекса РБ в части регламентации трудовых договоров, заключенных на определенный срок. Контракты, заключаемые с работниками бюджетных организаций, характеризуются рядом особенностей, обусловленных прежде всего характером финансирования. Правилами составления и исполнения смет республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования, утвержденными приказом Минфина РБ от 30.12. 1998 № 316, дается конкретное определение бюджетного учреждения (организации). Трудовое законодательство определяет минимальные государственные гарантии для организаций, финансируемых из бюджета, в частности: формы и системы оплаты труда работников устанавливаются нанимателем, а размеры оплаты труда – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст.63 ТК РБ). Например, в настоящее время оплата труда работников бюджетных организаций регламентируется Указом Президента РБ от 28.12. 1999 № 770 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета", одноименными постановлениями Совета Министров РБ от 31.12. 1999 № 2070 и Минтруда РБ от 21.01. 2000 № 6; – размер тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для работников бюджетной сферы, а также республиканские тарифы оплаты труда – часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников (ст.56, 60, 61 ТК РБ), устанавливаются государством путем определения решением Правительства РБ их фиксированного размера; индексация заработной платы, выплачиваемой работникам, производится за счет средств соответствующего бюджета (ст.58 ТК РБ); размер минимальной заработной платы устанавливается Правительством Республики Беларусь (ст.59 ТК РБ); размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст.67 ТК РБ); при временном заместительстве замещающему работнику оплата производится в размере должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием замещаемого работника (без надбавок и доплат) (ст.68 ТК РБ); за каждый час работы в ночное время и за многосменный режим работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом Правительством РБ или уполномоченным им органом для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (ст.70 ТК РБ); порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках, а также конкретные размеры компенсаций при переезде на работу в другую местность устанавливаются Правительством РБ для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (ст.95, 97 ТК РБ).

 

Контракты, заключенные с  работниками бюджетных организаций, должны содержать в качестве обязательных условия, предусмотренные Декретом № 29. Примерная форма контракта  нанимателя с работником утверждена постановлением Совета Министров РБ от 02.08. 1999 № 1180. Следует учитывать, что примерные условия договоров в соответствии со ст.397 ГК РБ в отличие от типовых (ст.396 ГК РБ) не носят столь обязательного характера. При неисполнении данных условий договор является ничтожным. Поэтому при отсутствии в законодательстве механизма и источников финансирования из бюджета условие договора может быть опущено, т.е. автоматически не переносится в качестве обязательного в контракт. Например, норма о предоставлении дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней в качестве дополнительной меры стимулирования труда носит для бюджетных организаций больше декларативный характер, так как нормативные правовые акты, принятые в развитие Декрета, не предусматривают механизм предоставления такого поощрительного отпуска и, соответственно, выделение бюджетных средств на эти цели. Кроме того, необходимо обратить внимание, что заключаемые в настоящее время контракты должны содержать норму о минимальной компенсации в размере 3 среднемесячных заработных плат за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя (не распространяется на работников, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и имеющих право на полную пенсию, а также работников, не достигших указанного возраста, но получающих пенсии (кроме трудовых, пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий)).

 

На основании Постановления  Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. №26 "О совершенствовании  организации труда педагогических работников" и на основании статьи 319 Трудового кодекса Республики Беларусь и в целях совершенствования  организации труда работников учреждений образования из числа руководителей, эффективности использования их творческого потенциала, а также  поддержания их профессионального  уровня Министерство образования Республики Беларусь постановляет: Установить, что руководители (их заместители) учреждений образования (их структурных подразделений) могут выполнять в рабочее время оплачиваемую преподавательскую работу по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов преподавательской работы за ставку педагогических работников либо рабочего времени профессорско-преподавательского состава в соответствии с перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право выполнять в рабочее время оплачиваемую преподавательскую работу по месту основной работы [21].

 

Во исполнение пункта 2 постановления  Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. N 2070 "О мерах  по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых  из бюджета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 5, 5/2342) Министерство труда Республики Беларусь по согласованию с Министерством  финансов Республики Беларусь производятся повышение тарифных ставок и окладов, рассчитанных в соответствии с установленной Правительством Республики Беларусь тарифной ставкой первого разряда и коэффициентами Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, за стаж работы по специальности (в отрасли) (за исключением служащих государственного аппарата) в следующих размерах [22]:

 

·     до 5 лет 10 процентов

 

·     от 5 до 10 лет 15 процентов

 

·     от 10 до 15 лет 20 процентов

 

·     от 15 лет и  выше 30 процентов

1.2. Ведение бухгалтерского  учета в бюджетных организациях

 

 

 

Бухгалтерский учет в бюджетных  организациях ведется: бухгалтерской  службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером; бухгалтером (на правах главного) при  отсутствии самостоятельного структурного подразделения; централизованной бухгалтерией – самостоятельным структурным подразделением, созданным при государственных органах, бюджетных организациях, отделах (управлениях) органов местного управления и самоуправления по отраслевому (ведомственному) признаку, осуществляющим ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов по бюджету, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым средствам, иным источникам соответствующих бюджетных организаций.

 

На субсчете 180 "Расчеты  с рабочими и служащими" учитываются  расчеты с работниками учреждений, состоящими и не состоящими в списочном  составе по всем видам заработной платы, премиям, пособиям но временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года.

 

Начисление заработной платы  и пособий производится один раз  в месяц и отражается в учете  в последний день месяца. Документами  для начисления заработной платы  являются: приказы но учреждению о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табели учета использования рабочего времени и другие документы. Табели ведутся ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению. Табели ведутся по учреждению и целом или в разрезе структурных подразделений (отделом, отделений, факультетов, лабораторий и др.). В конце месяца но табелю определяется общее количество отработанных дней, а также часы переработок. Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы. За первую половину месяца работникам выдается плановый аванс. Плановый аванс устанавливается в размере 40% месячной заработной платы за минусом сумм налогов, подлежащих удержанию в установленном порядке.

Информация о работе Резервы экономии фонда заработной платы