Пути повышения эффективности работы МКП «Теплоэнергия» (на примере г. Новокузнецка)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - повышение эффективности работы МКП «Теплоэнергия».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- дать понятие эффективности работы в системах теплоснабжения,
- проанализировать нормативно-законодательное обеспечение функционирования систем теплоснабжения

Оглавление

Введение
5
1 Теоретические аспекты эффективной работы теплоснабжающих
предприятий

8
1.1 Понятие эффективности и факторы ее, определяющие в сфере теплоснабжения

8
1.2 Нормативно-законодательное обеспечение функционирования систем теплоснабжения

10
1.3 Основные проблемы в работе систем теплоснабжения
14
1.4 Реструктуризация систем теплоснабжения (российский и зарубежный опыт повышения эффективности работы систем теплоснабжения)
2 Описание объекта исследования


16
55
3 Анализ состояния МКП «Теплоэнергия»
54
3.1 анализ организационно-управленческой структуры МКП
«Теплоэнергия»

28
3.2 Анализ движения кадров и заработной платы МКП «Теплоэнергия»

36
3.3 Анализ себестоимости продукции МКП «Теплоэнергия»
51
3.4 Анализ топлива, используемого на МКП «Теплоэнергия»
3.5 Анализ загрязнения окружающей среды МКП «Теплоэнергия»
3.6 Анализ финансового состояния МКП «Теплоэнергия»
53
56
57
3.7 SWOT-анализ деятельности МКП «Теплоэнергия»
61
4 Разработка мероприятий по повышению эффективности работы
предприятия
4.1 Выбор и обоснование проектных решений
4.2 Экономическая оценка мероприятий по замене котлов типа ВКС – 4 с ручной подачей топлива на котлы типа КВ – 0.8 с механизированной подачей топлива
4.3 Технологический расчет и экономическая оценка внедрения автоматизированной очистки вагонов из-под угля
4.4 Совокупная эффективность от всех проектных мероприятий

66
66




56

65

66
Заключение
86
Список использованных источников
88

Файлы: 1 файл

готовый диплом с изм.doc

— 825.50 Кб (Скачать)

Централизованное планирование привело  к негативным последствиям с точки зрения эффективности использования энергии. Технически не возможно эффективно осуществлять управление всей теплоэнергетикой огромной страны из единого центра.

Региональное управление на уровне областей, республик и  крупных городов позволяет осуществлять планирование с учетом местных особенностей: климата, наличия и стоимости топлива, развития инфраструктуры, наличия местных энергоресурсов и возможностей использования возобновляемых источников энергии.

В общем виде региональная структура управления системой теплоснабжения устанавливает взаимосвязи исполнительных органов администрации, комитетов законодательного собрания, надзорно- разрешительных органов, региональной энергетической комиссии, производителей и поставщиков тепла, потребителей, вспомогательную инфраструктуру (ремонтные и эксплуатационные организации, расчетно-кассовые центры, энергоаудиторские и энергосберегающие компании).

Органы муниципального управления сегодня – единственный орган, реально заинтересованный в  экономии собственных скудных средств, именно при них необходимо создавать органы управления энергетикой.

Местные власти должны нести  ответственность за планирование развития и выполнение проектов на местном  уровне, гарантировать их  общественную и экономическую эффективность, а так же соответствие конкретных проектов национальной энергетической политике.

Несовершенство нормативно-правовой базы  - это лишь одна из проблем  функционирования системы теплоснабжения, однако, существуют и другие, которые тормозят развитие данной системы.

1.3 Основные проблемы в работе систем теплоснабжения

Ситуацию на сегодняшний  день сложившуюся в системе теплоснабжения можно охарактеризовать как критическую.

Это вызвано влиянием причин финансового, социально –  экономического, политического, организационно-управленческого, технико – технологического, информационного и инвестиционного характера.17

Около 50% объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15% находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 30%. Главные резервы экономии ТЭР сосредоточены у потребителя и в инженерных сетях, в том числе 25-60% по теплу и 15-25% по электрической энергии.

Причин такого состояния теплоснабжения много. Это дефицит финансов, износ оборудования и тепловых сетей, слабое управление и нерешённые вопросы разграничения зон полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения и т.п.

Представляется, что теплоснабжение такой северной страны, как Россия, должно относиться к числу важнейших приоритетов. Причём основная задача государства – не контроль за теплоснабжением каждого посёлка и района, а создание системы, обеспечивающей координированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей. После создания указанной системы за государством должна остаться разработка стратегических направлений развития отрасли, анализ возможных проблем и поиск возможных путей их решения, государственный надзор.

Потребление тепловой энергии  в жилищно-коммунальном секторе  России составляет около половины суммарного теплопотребления в стране, на что  используется более 25% топлива, ежегодно используемого в хозяйстве страны.

В России по данным Минэнерго функционирует около 20 000 центральных тепловых пунктов далее ЦТП. Многие из них сооружены 20-30 лет назад. В них используются трубчатые теплообменники, выработавшие срок службы, требующие больших площадей и объёмов помещений. Как правило, на этих ЦТП нет приборов учёта тепловой энергии и теплоносителя, отсутствуют средства автоматического управления тепловым и гидравлическим режимами. Вода для систем горячего водоснабжения чаще всего не обрабатывается. Это является причиной интенсивной внутренней коррозии трубопроводов ГВС, загрязнения и разрушения теплообменников ГВС. Плотность трубопроводов ГВС периодически нарушается, они постоянно требуют ремонта и частичной или полной замены. В ряде случаев изношенный подающий трубопровод ГВС выводится из работы. Снабжение потребителей горячей водой осуществляется по циркуляционному трубопроводу. Система ГВС становится тупиковой. К утечкам воды из системы через неплотности добавляются утренние сливы воды, охладившейся за ночь в сетях и в стояках. Всё это приводит к увеличению потерь воды и нагрузки водопроводных и канализационных сетей и т.д. Таким образом, назревает необходимость реконструкции ЦТП.

ЦТП многих жилых и некоторой части общественных зданий также нуждаются в установке приборов учёта тепловой энергии и теплоносителя, систем регулирования нагрузок отопления и ГВС, а в общественных зданиях и вентиляции. В последние 5-6 лет в России наблюдается большой интерес к разработке, производству и установке приборов учёта. За этот период внесено в Госреестр средств измерений свыше 200 наименований теплосчётчиков и счётчиков горячей воды и пара для систем теплоснабжения и налажен их выпуск. Признано, что приборы отечественного производства более полно учитывают особенности российских систем теплоснабжения, чем зарубежные, и предпочтительнее по этой причине, а также по стоимости. 18

Одна из основных проблем  – это износ основных фондов (объектов тепло- и водоснабжения). В ряде территорий Кузбасса он достигает 70%.

Из 1406 котельных –  более половины, в особенности принятых совместно с ветхими тепловыми сетями, находятся в крайне неудовлетворительном состоянии из-за их морального и физического износа, имеют низкий КПД котлов, отсутствуют механизация углеподачи и золоудаления, необходимая водоподготовка, так как введены в эксплуатацию в 40-50 годах и т.д.

Тепло, вырабатываемое этими  «паровозными котлами» в 2-3 раза превышает  стоимость тепла, которое производится на ТЭЦ и ГРЭС и не по карману, ни населению, ни бюджету, так как  в доле платежей населения тепло  и горячая вода составляет более 50% оплаты ЖКУ.

Предприятия отрасли, принявшие  эти объекты, в большинстве своем  стали работать не в эксплуатационном, а в аварийно - восстановительном  режиме, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты  на плановый ремонт таких же объектов. Число аварий на 1 км инженерных сетей возросло на 62%.

В настоящее время  деятельность предприятий ЖКХ продолжает сопровождаться большими потерями ресурсов. Например: потери в теплосетях достигают  до 25%. Предприятия отрасли не имеют финансовых возможностей по замене в необходимых объемах устаревшего оборудования и изношенных основных фондов.

В области имеются  три специализированные службы, которые  занимаются проектированием, монтажом и сервисным обслуживанием приборов учета и регулирования, которые монтируются на границах раздела тепловых сетей в 27 городах и рабочих поселках Кузбасса. Установка одного теплового узла с погодным регулированием уменьшает в год 30% потребляемой энергии.19

Из выше изложенного  видно, что регион переживает тяжелый кризис недофинансирования капиталовложений в систему теплоснабжения. Скудные муниципальные бюджеты не в состоянии обеспечить потребности города в реконструкции и развитии системы теплоснабжения в том числе и в г. Новокузнецке.20

Таким образом, система теплоснабжения крупного города работает неэффективно (наблюдается большой износ основных фондов, происходят потери тепла, недостаток финансирования, применение устаревшей техники и технологии), т.е. необходимо провести реструктуризацию системы теплоснабжения.

Цель реструктуризации – повышение эффективности работ  системы теплоснабжения. Для реализации этих целей необходимы следующие мероприятия:

  1. создание конкурентной среды;
  2. совершенствование нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях, чтобы привлекать в эту отрасль отечественные и иностранные инвестиции;
  3. совершенствование ценовой политики, в том числе введение дифференцированных тарифов, стимулирующих экономическое расходование теплоресурсов;
  4. обеспечение экономической заинтересованности всех потребителей тепла в установке приборов учета;
  5. создание взаимоотношений производителей и потребителей услуг, стимулирующих теплосбережение.

6) согласование при  реализации энергосберегающих проектов  интересов собственников объектов ЖКХ, инвесторов, производителей и потребителей услуг.

Таким образом, проблем  накоплено множество. Пытаться решать их изолировано нельзя — такой  подход обречен на неудачу — необходимо рассматривать задачу системно.21

1.4 Реструктуризация систем теплоснабжения (российский и зарубежный опыт повышения эффективности работы систем теплоснабжения)

Чиновники России заявляют, что удовлетворены опытом применения в ряде городов систем поквартирного отопления. В ряде городов России по проведено экспериментальное строительство многоэтажных жилых зданий с применением поквартирных систем теплоснабжения, в которых в качестве источников теплоты используются индивидуальные теплогенераторы с закрытыми камерами сгорания на природном газе. Заявляется, что применение поквартирных систем теплоснабжения подтвердило их высокую эффективность, надежность и безопасность в эксплуатации.

Что касается локального теплоснабжения, то, действительно, жители наиболее теплых европейских стран (Италии, Испании, Франции) предпочитают поквартирное теплоснабжение, для чего используют в основном настенные газовые котлы. Германия, Великобритания, Австрия наряду с поквартирными системами отопления активно развивают автономные домовые котельные. Однако и доля централизованного теплоснабжения в этих странах тоже значительна.

В европейских государствах с более суровым климатом использование  системы централизованного теплоснабжения признано наиболее эффективным как  с экономической, так и с экологической  точки зрения. Страны Восточной Европы продолжают сохранять ее высокий удельный вес, доставшийся в наследство от социалистических времен. А скандинавские страны, в особенности Дания, с 70-х годов неуклонно сворачивают индивидуальное отопление в пользу централизованных источников. В Финляндии, например, к системам центрального теплоснабжения подключена примерно половина домов страны. В больших городах Северной Европы, таких как Хельсинки и Копенгаген, их доля превышает 90%.22

Сургут – крупный  промышленный и культурный центр  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с населением 290,4 тыс. человек. Учитывая важность повышения эффективности производства и снижения нерациональных затрат, вопросам ресурсосбережения в Городской программе было отведено особое место.

Важным итогом работы в области ресурсосбережения  явилось внедрение приборов учета, что позволило производить расчеты за фактически оказанные коммунальные услуги, выявить объекты со сверхнормативным расходом энергоресурсов и выполнить на них первоочередные работы по энергосбережению, составить базу данных для разработки нормативов потребления коммунальных услуг населением.

В течение 2003 г. на вводах в здания были установлены 423 прибора  учета тепловой энергии (251 – в  жилых домах) и 699 – горячей воды (387 приборов – на объектах жилищного  назначения). Индивидуальными приборами учета тепловой энергии было оснащено 482 квартиры, установлено 29 219 приборов учета расхода горячей воды. В соответствии с решением администрации города все вновь вводимые в эксплуатацию объекты жилищного назначения в обязательном порядке оснащаются общедомовыми и квартирными приборами учета. Сравнительный анализ нормативного и фактического потребления населением тепловой энергии, горячей воды в полностью благоустроенном жилищном фонде, оборудованном приборами учета, показал их экономию более 20%, а использование в жилищном фонде общедомовых приборов учета расхода тепла и воды за период с 1999 по 2003 гг. сократило потребление указанных ресурсов на сумму более 8 млн. руб. 23

При реконструкции систем теплоснабжения наибольший эффект энергосбережения (до 20% в сравнении с нормативами) дают компактные тепловые установки – индивидуальные тепловые пункты (ИТП). ИТП просты в эксплуатации и могут применяться для нужд горячего водоснабжения и теплоснабжения по независимой схеме. Благодаря компактности ИТП размещаются в существующих помещениях жилых домов. Монтаж производится на базе высокоэффективных пластинчатых теплообменников «Альфа Лаваль». ИТП включают регулирующую автоматику, бесшумное насосное оборудование, механические фильтры и надежную арматуру. Сегодня в городе эффективно функционирует 21 ИТП.

С 2001 г. начато внедрение автоматизированных узлов управления (АУУ) режимом теплопотребления зданий, что позволяет экономить тепловую энергию за счет использования на 26 объектах пониженного температурного графика в ночное время и переходный период отопительного сезона.

В городе проводится большая  работа по реконструкции центральных тепловых пунктов (ЦТП) с использованием современного оборудования, в т. ч. фирм GRUNDFOS и WILO. С помощью технических средств контроля, автоматизации и теледиспетчеризации обеспечиваются нормальные эксплуатационные режимы технологических процессов.

Модернизация ЦТП позволяет  экономить до 14% электро- и до 20% тепловой энергии и воды. На сегодняшний  день завершена реконструкция 17 ЦТП (17,4% от их общего количества), в т. ч. 7 ЦТП в рамках совместной программы с ЕБРР.

Снижение потерь при  транспортировке тепловой энергии от источника до потребителя достигается при применении трубопроводов из стальных труб в пенополиуретановой тепловой изоляции с полиэтиленовым покрытием. Срок службы таких трубопроводов увеличивается в 1,5 раза по сравнению с существующими, а устойчивая работа без капитального ремонта продлевается до 30 лет. На сегодняшний день трубопроводами, изолированными методом “труба в трубе”, заменено 63 км теплотрасс. Экономия от снижения потерь тепловой энергии составляет 2220 тыс. руб. в год. В целом по городу экономический эффект от реализации энергосберегающих мероприятий за 1998–2003 гг. составил 9627,78 тыс. кВт*ч электроэнергии, 67,356 тыс. Гкал тепловой энергии, 236,11 тыс. куб. м воды, или 25 883,53 тыс. руб. 24

Информация о работе Пути повышения эффективности работы МКП «Теплоэнергия» (на примере г. Новокузнецка)