Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть основные особенности и процедуры осуществления выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Достижению цели работы способствуют следующие задачи:
Рассмотреть правовой статус Государственной Думы как законодательного органа.
Выделить нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
Показать основные особенности и процедуры выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
Порядок финансирования выборов и защиты нарушенных прав избирателей.
Введение ………………………………………………………………..…..…3
1. Государственная Дума Российской федерации: положение в системе органов государственной власти и правовое регулирования…………..5
1.1 Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации …..5
1.2 Нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную Думу ………………………………………………………………………….....8
2. Основные особенности и процедуры выборов в Государственную Думу …………………………………………………………………..........….13
2.1 Порядок подготовки и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации ………………………………………………………13
2.2 Порядок финансирования выборов в Государственную Думу………...21
2.3 Защита нарушенных прав избирателей………………………………….23
Заключение ......................................................................................................25
Библиографический список …………………………………………….....
План
Введение
………………………………………………………………..…..…
1. Государственная Дума Российской федерации: положение в системе органов государственной власти и правовое регулирования…………..5
1.1
Правовой статус
1.2 Нормативно-правовое
регулирование выборов в Государственную
Думу …………………………………………………………………………..
2.
Основные особенности
и процедуры выборов
в Государственную
Думу ………………………………………………………………….....
2.1 Порядок
подготовки и проведения
2.2 Порядок финансирования выборов в Государственную Думу………...21
2.3 Защита нарушенных прав избирателей………………………………….23
Заключение
..............................
Библиографический
список …………………………………………….....27
Введение
Конституция 1993г провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Для реализации этих положений была коренным образом изменена система государственных органов и принципов их взаимодействия. Согласно Положению о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденному Указом Президента России 11 октября 1993 г. N1626, депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании мажоритарной системы, по двухмандатным избирательным округам. Таким образом, стал функционировать первый в новой России институт осуществления власти народа через представителей.
Актуальность рассмотрения данной темой обусловлена положением занимаемым Государственной Думой в системе органов власти Российской Федерации, а так же ролью выполняемой в этой системе. Государственная Дума, являясь нижней палатой парламента, выполняет функции народного представительства, являясь институтом представительной демократии. Осуществляя законотворческую деятельность, депутаты реализуют в законах тенденции общественного развития, условия осуществления и защиты прав граждан, условия для полноценного развития общества и личности, стабильного существования системы власти. Соответственно не может не представлять интерес то, каким образом происходит отбор представителей в Государственную Думу Российской Федерации, какими нормативно-правовыми актами он регулируется.
Предмет
исследования – порядок осуществления
выборов депутатов в
Объект
- общественные отношения, возникающие
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Российской Федерации,
их закрепление и нормативно-
Цель работы - рассмотреть основные особенности и процедуры осуществления выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Достижению цели работы способствуют следующие задачи:
Структура
курсовой работы: Данная работа структурно
состоит из введения, двух глав (в
каждой по два параграфа), заключения.
Также приведен список используемой
литературы.
1. Государственная Дума Российской федерации: положение в системе органов государственной власти и правовое регулирование
1.1 Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации
Теория государства и права определяет статус субъекта права как совокупности прав, обязанностей, гарантий и ответственности. Однако, говоря о статусе того или иного органа в первую очередь необходимо сказать о его месте в системе органов государственной власти, его компетенции, составе и взаимоотношении с другими органами государственной власти.
Место в системе. Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Таким образом, Государственная Дума является нижней палатой парламента, являясь представительным и законодательным органом, наряду с Советом Федерации.1
Принципы организации. Важнейшим элементом организации любого органа как системы, является принцип. Принцип - основополагающая идея, фундаментальное начало, определяющее направление деятельности и состояние любой системы. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.2 Решения вопросов принимаются простым числом голосов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.
Состав. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты. Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.
В
настоящее время в
Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу. Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов палаты. Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.
В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.
Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания.
В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.
Депутат
Государственной Думы вправе состоять
только в одном депутатском
В
настоящее время в
Компетенция. Конституция подробно определяет компетенцию Государственной Думы Российской Федерации. К ее ведению относятся2:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Таким образом, Государственная Дума Российской Федерации является нижней палатой парламента Российской Федерации - Федерального собрания, выполняет законодательные и представительные функции. Дума состоит из 450 депутатов, которые вправе объединяться во фракции, а также входят в комитеты и комиссии.
1.2 Нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную Думу
Как и любые правовые отношения, отношения по выбору представителей в Государственную Думу Российской Федерации закрепляются в соответствующих источниках права - нормативно-правовых актах. Для достижения цели работы необходимо выделить круг таких нормативно-правовых актов.
Фундаментальные основы и принципы выборов в Государственную Думу заложены, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, как исходном пункте законодательства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Именно
в целях достижения предписаний
и принципов Конституции
Глава 5 Конституции «Федеральное Собрание» не определяет порядок выборов народных представителей, говоря о том, что порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Информация о работе Основные особенности и процедуры выборов в Государственную Думу