Основные особенности и процедуры выборов в Государственную Думу

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть основные особенности и процедуры осуществления выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Достижению цели работы способствуют следующие задачи:

Рассмотреть правовой статус Государственной Думы как законодательного органа.
Выделить нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выборов депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
Показать основные особенности и процедуры выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
Порядок финансирования выборов и защиты нарушенных прав избирателей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..…..…3

1. Государственная Дума Российской федерации: положение в системе органов государственной власти и правовое регулирования…………..5

1.1 Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации …..5

1.2 Нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную Думу ………………………………………………………………………….....8

2. Основные особенности и процедуры выборов в Государственную Думу …………………………………………………………………..........….13

2.1 Порядок подготовки и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации ………………………………………………………13

2.2 Порядок финансирования выборов в Государственную Думу………...21

2.3 Защита нарушенных прав избирателей………………………………….23

Заключение ......................................................................................................25

Библиографический список …………………………………………….....

Файлы: 1 файл

курсовая по констит праву.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Предвыборная  агитация.

    Предвыборные  встречи, митинги, агитации проводятся в порядке, установленном действующим  законодательством. Средства массовой информации, одним из учредителей  которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты Государственной Думы.

    Кандидат  в депутаты имеет право на одно выступление по государственному телевидению  и одно по государственному радио. Политические партии, участвующие в выборах, кандидаты  в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата, или общефедерального списка кандидатов и прекращается в день выборов.

    Порядок голосования, подсчета голосов, установление результатов выборов и их опубликование

    Для выборов в Государственную Думу каждый избиратель получает два избирательных  бюллетеня различной формы, установленной  Центральной избирательной комиссией.

    Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.

    По  каждому избирательному округу, прежде всего, отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя.

    Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

    Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера его удостоверения личности или паспорта и уполномоченным представителем избирательного объединения.

    Центральная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий.

    Если  пять процентов действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов, выборы по общефедеральному округу считаются несостоявшимися.

    Окружная  избирательная комиссия по выборам  в Государственную Думу по получении  протоколов участковых избирательных  комиссий избирательного округа производит не позднее трех дней после выборов  подсчет голосов, поданных по одномандатному избирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, и выносит решение: признать избранным кандидата, признать выборы недействительными или несостоявшимися.

    После получения информации из окружной избирательной комиссии о том, признаны ли выборы по общефедеральному избирательному округу состоявшимися и действительными, экземпляр протокола направляется в Центральную избирательную комиссию. На основании протокола Центральной избирательной комиссии о результатах выборов по общефедеральному избирательному округу, протоколов окружных избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней по их получении, но не позднее, чем через месяц после проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.

    Повторное голосование, повторные и дополнительные выборы.

    Если  выборы депутатов Государственной  Думы признаны не состоявшимися или  недействительными по основаниям, предусмотренным законом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы в вышерассмотренном порядке. Повторные выборы проводятся не позднее, чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более, чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов депутатов Государственной Думы публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем через три дня после принятия соответствующего решения. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может распорядиться о продлении полномочий участковых избирательных комиссий либо о формировании в этих случаях участковых избирательных комиссий в новом составе.

    Таким образом, порядок выбора депутатов  можно разбить на определенные стадии, в которых имеются особенности  и процедуры связанные с различными обстоятельствами: желанием законодателя исключить непредвиденные обстоятельства и гарантировать выборы, различным положением субъектов права, территориальными особенностями Российской Федерации и иными обстоятельствами. Следует отметить, что названный порядок не является эталонным, и постоянно корректируется с учетом новых реалий и требований нашего общества.

    2.2 Порядок финансирования выборов в Госсударственную Думу

    Рассмотрение  предложенной темы было бы не полным без  освещения вопросов финансирования выборов, а также вопросов защиты нарушенных избирательных прав граждан.

    Анализируя  законодательство Российской Федерации  можно выделить ряд источников финансирования:

    1.Средства  федерального бюджета.

    Расходы, связанные с подготовкой и  проведением выборов депутатов  Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части (для избирательных участков, образованных на территории воинских частей), на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, либо в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Главным распорядителем указанных средств является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

    Эти средства поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которая распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями.

    Председатели  избирательных комиссий распоряжаются  средствами, выделенными из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной  Думы, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств, в порядке и сроках, которые установлены настоящим Федеральным законом. Не израсходованные избирательными комиссиями средства возвращаются в доход федерального бюджета

    2.Собственные  средства политических партий.

    В соответствии с ФЗ от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании, и обязана открыть специальный избирательный счет для формирования этого фонда. Избирательный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации, указанном для политической партии Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, для регионального отделения политической партии избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Политическая партия, ее региональное отделение вправе открыть только по одному специальному избирательному счету.

    Избирательные фонды политических партий могут  создаваться только за счет:

    1) собственных средств политической  партии, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

    2) добровольных пожертвований граждан  и юридических лиц в размере,  не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

    Предельная  сумма же всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.

    2.3 Защита нарушенных  прав избирателей

    Теория  права выделяет различные виды защиты нарушенных прав, анализируя которые можно выделить наиболее обобщенные разновидности, которые именуются формами защиты прав. Их выделяют три: общественная, судебная и административная.1 Законодатель предоставляет различные гарантии гражданам для обеспечения участия в выборах. В частности одной из таких гарантий является предоставление права обжалования нарушенных прав. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

    Пункт 1 статьи 75 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит:

    "Решения  и действия (бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и должностных лиц,  а также решения и действия (бездействие) комиссий и их  должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд". Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд. Таким образом, предоставляется судебная форма защиты нарушенных прав.

    Согласно  ФЗ от 18.05.2005 №51-ФЗ "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях данного закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Таким образом, осуществляется административная форма защиты нарушенных прав.

    Подводя итог вышесказанному можно отметить несколько важных положений. Во-первых, основными источниками финансирования проведения выборов является федеральный  бюджет и собственные избирательные фонды политических партий. Причем законодатель, весьма четко регулирует финансовые операции, как в первом, так и во втором случае, вводя различные ограничения, устанавливая отчетность. Во-вторых, законодательство предоставляет субъектам избирательного права широкие возможности защита нарушенных прав, которые могут осуществляться как в судебной форме, путем обращения в суд, так и в административной, путем обращения в вышестоящую избирательную комиссию. 
 
 
 
 

    Заключение

    Таким образом, рассмотрев поставленные для написания курсовой работы задачи, можно уверенно сказать, что цель работы достигнута. Выполнив работу, мы рассмотрели порядок и особенности выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, изучил нормативно-правовую базу, регламентирующую данный порядок и особенности; рассмотрели порядок финансирования выборов и защиты нарушенных избирательных прав, систематизировал знания, уже имеющиеся у нас по данному вопросу.

Информация о работе Основные особенности и процедуры выборов в Государственную Думу