Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:25, контрольная работа
Менеджмент - управленческая деятельность, направленная на оптимальное использование ресурсов организации для удовлетворения потребностей личности и общества в целом.
Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Основные функции менеджмента: планирование, организация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.
Роль человека, его профессиональные и личностные качества значительно возрастают.
Причины возникновения
конфликтов:
Для эффективного управления конфликтом
необходимо понимать его сущность и природу, иметь
возможность действовать на причины его
возникновения и менять условия его развития.
Факторы, вызывающие возникновения
конфликта, можно разделить на три группы:
Индивидуальные характеристики человека;
Ситуационные условия;
Структурные факторы.
Индивидуальные характеристики
человека играют важную роль в процессе конфликта. Часто
именно различие в ценностях, отношениях
и убеждениях людей могут явиться причиной
возникновения конфликтной ситуацией.
Ситуационные условия.
Сложившаяся в организации система связей
между сотрудниками в определенных условиях
может способствовать развитию конфликта
в случае, если она является определяющим
фактором во взаимоотношениях между людьми.
Структурные факторы, являющиеся
причины возникновения конфликтов, связаны
с организацией работы в компании, ее стратегией
и политикой, иерархией власти и т.д.
В основе конфликта может также лежать различие между подразделениями компаний, осуществляющими основные и вспомогательные виды деятельности.
Вопрос №25.
Конфликты подразделяются:
Внутриличностные кофликты.
Вкаждой личности обычно сочетаются конкурирующие
потребности и роли; различные способы
выражения побудительных мотивов; разного
рода барьеры, возникающие между побудительным
мотивом и целью; положительные и отрицательные
ощущения, связанные с желаемой целью.
Все это усложняет процесс адаптации человека
к существующей ситуации и часто приводит
к конфликтам. Например, при разработке
стратегического плана развития организации
руководитель может быть абсолютно уверен
в правильности сформулированной цели.
В процессе же его реализации, по мере
того как возникает необходимость привлекать
ресурсы и выполнять план, его возможные
отрицательные последствия становятся
более значительными, чем они казались
на стадии разработки. В результате этого
может возникнуть множество внутриличностных
конфликтов и стрессов, которые вызывают
нерешительность, определенный моральный
дискомфорт и даже депрессию.
Межличностные конфликты.
Межличностные отношения являются важными
движущими силами поведения людей. Они
являются серьезной проблемой, ибо оказывают
значительное влияние на человеческие
эмоции. Чаще всего менеджеры, конфликтующие
со своими подчиненными, начальниками
или коллегами, склоны искать причину
этого в особенностях характера или каких-
либо изъянах другой стороны. Однако это
не всегда так. К причинам возникновения
межличностных конфликтов помимо индивидуальных
различий можно отнести несовместимость
ролей; дефицит информации; стресс, обусловленный
окружающей средой. Например, ролевой
конфликт может возникнуть, когда, с одной
стороны, компания стремится сократить
запасы готовой продукции с целью сокращения
затрат, а с другой стороны- с целью увеличения
доходов стремится увеличить объемы продаж.
В этом случае роли менеджера по производству
и менеджера по продажам, функции и задачи
которых взаимозависимы, в ряде случаев
оказываются несовместимыми: может сложиться
такая ситуация, когда покупателям подтвердят
такие сроки поставки, которые невыполнимы
из-за низкого уровня товарных запасов,
поддерживаемых производственным отделом.
Межгрупповые конфликты.
Межгрупповое поведение возникает тогда,
когда индивидуумы, принадлежащие к одной
группе, взаимодействуют коллективно
или индивидуально с другой группой или
ее членами в соответствии с тем, что диктует
им групповая принадлежность. Круг людей,
включающий «нас» (позиция внутри группы),
исключает «их» (позиция за пределами
группы). Таким образом, сам опыт образования
групп может способствовать внутригрупповой
пристрастности и конфронтации между
различными группами. Острые конфликты
часто разгораются из-за работы, поощрений
и наград и т.д. В основе межгруппового
конфликта лежит борьба за ресурсы, взаимозависимость
задач, неопределенность в сфере полномочий,
борьбы за статус. Например, группы внутри
организации могут соперничать друг с
другом из-за бюджетных средств, помещений,
персонала и т.д.
Организационные конфликты. Достаточно
широкие возможности для возникновения
конфликтов существуют как в классических,
так и в современных структурах. Неотъемлемыми
составными частями конфликта в организации
являются внутриличностный, межличностный
и групповой конфликты.
В компаниях часто возникают конфликты,
связанные с иерархией; функциональные
конфликты, конфликты между штабным и
линейным персоналом, менеджеры на местах
могут рассматривать рекомендации сотрудников
центрального офиса компании как угрозу
для себя.
Некоторые компании могут использовать
в формировании отношений между подразделениями
политическое влияние, что также может
приводить к конфликтам.
Рациональные конфликты –
это конфронтация между индивидуумами
или группами, которая повышает результативность
деятельности организации. Последствия
таких конфликтов оказывают положительное
влияние на решение возникшей проблемы.
Например, межличностный или межгрупповой
конфликт, возникший в компании в процессе
формулирования и анализа различных путей
достижения поставленной цели - снижение
себестоимости продукции, - дает возможность
выбрать из предложенных вариантов решения
проблемы наиболее оптимальный. Такое
столкновение мнений носит конструктивный
характер. Позитивные результаты рациональных
конфликтов состоят в том, что они побуждают
участников к апробации новых идей, идентификации
и устранению проблем.
Иррациональные конфликты –
это любой вид конфронтации или взаимодействия
между индивидуумами или группами, который
может нанести вред организации или послужить
препятствием достижению целей, стоящих
перед ней. Такие конфликты оказывают
разрушительное воздействие на организацию.
Негативные эффекты могут быть следствием
продолжительности того или иного конфликта,
его интенсивности, размаха, напряженности.
Вопрос №26.
Авторитарный метод.
Использование авторитарных методов руководства
– наиболее «старый» и часто используемый
метод разрешения конфликтов. Пользуясь
этим методом, руководство разрешает конфликтную
ситуацию так, как считает нужным, и доводит
свои решения до всех участников конфликта,
издавая приказы, распоряжения, директивы
и т.д. Подчиненные обычно выполняют решения
высшего руководства вне зависимости
от того, согласны они с этим решением
или нет. Как правило, такой метод решения
ориентирован на краткосрочную перспективу,
не затрагивает причины возникновения
конфликта, а концентрируется на преодолении
его последствий. Если же причины конфликта
не ликвидированы, то существует вероятность
того, что рано или поздно напряженность
в организации возникнет вновь.
Переговоры. Процесс переговоров
– это широко применяемый, но тем не менее
не всегда так широко признаваемый метод
урегулирования конфликтов. В основном
переговоры представляют собой поиск
компромисса, хотя участники переговорного
процесса могут использовать различную
тактику. Иногда они конкурируют, используя
силу или угрозы. Иногда они уступают,
рассчитывая, что частичная уступка с
их стороны вызовет аналогичную реакцию
противоположной стороны.
Принципиальное согласование включает
в себя четыре основных элемента: отделение
людей от проблем; акцентирование внимания
на интересах, а не на позициях; поиск взаимоприемлемого
решения; учет целевых критериев при выборе
окончательного решения. Принципиальное
согласование ориентировано на определение
проблемы и способствует тому, чтобы стороны,
участвующие в конфликте, совместно искали
выход из создавшийся ситуации.
Посредничество. Для нахождения
компромиссного решения в споре участники
конфликта могут при обоюдном согласии
пригласить посредника, который не уполномочен
принимать какие-либо решения, но может
давать советы, контролировать взаимодействие
конфликтующих сторон, принимать различные
меры для урегулирования ситуации. Посредник
может снизить степень напряженности,
разъединив враждующие стороны, и привнести
объективность в процессе обсуждения
возникшей проблемы и поиска компромиссного
решения, вновь сведя их вместе. Широкое
распространение данный метод урегулирования
конфликтов получил при разрешении трудовых
споров и многих других вопросов.
Арбитраж является альтернативой прямым
переговорам. В некоторых случаях конфликтующие
стороны не в состоянии разрешить существующие
между ними противоречия путем прямых
переговоров. Такие ситуации характерны
для постоянно конфликтующих между собой
групп, а также групп, во главе которых
стоят менеджеры одинакового ранга. В
ходе конфликта группы могут достичь той
стадии, когда их разногласия примут необратимый
характер. Тогда, не допуская перерастания
конфликта в продолжительное противоборство,
предпочтительно обратиться к внешнему
посреднику ( например, менеджеру более
высокого уровня). В этом случае посредник
исполняет роль арбитра: он работает с
обеими сторонами, изучает обстоятельства
конфликта, а затем выносит обязательное
для всех сторон решение. Преимущество
подобного метода заключается в том, что
конфликтующие стороны избавляются от
необходимости вести прямые переговоры
друг с другом, что чревато усилением иррациональности
конфликта. После принятия решения, предложенного
арбитром, обе группы вновь могут вернуться
к работе на основе взаимного сотрудничества.
Интегральный метод решения
конфликта - это метод совместного принятия
решений, использующий подходы рассмотренных
методов разрешения конфликтных ситуаций.
В основе данного метода лежит предположение,
что существует решение вопроса, приемлемое
для всех сторон. Участвующие в конфликте
стороны вместе работают над поиском путей
выхода из создавшейся ситуации, ставя
на первое место суть проблемы, а не свои
взаимоотношения.
Вопрос №27.
Стресс - повышенная раздражительность, или бессонница во время экзаменационной сессии.
Как управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса.
Вопрос №28.
Лидерство – это способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
1. Неэффективное
лидерство построено на
отношениях "хозяин - раб", когда власть
лидера практически абсолютна и может
распространяться на решение вопросов
о жизни и смерти членов его группы. Исторически
они связаны с рабовладельческим и феодальным
обществом и построены на рабском малооплачиваемом
и малопроизводительном труде людей. В
современных условиях они распространены
в мафиозных группах, теневом бизнесе
и семейном фермерском хозяйстве в удаленных
от цивилизации местах. Данному типу свойственно
самое низкое участие работников в управлении
и низкая возможность достижения поставленных
целей.
2. Авторитарное
управление построено на
традиционных отношениях "начальник-подчиненный",
когда власть лидера поддерживается всеми
нормативными документами административной
системы (устав, правила, положения, инструкции,
приказы и др.). Однако подчиненный, работающий
по найму, в общем, свободен в жизни от
начальника за пределами рабочего времени,
т.е. имеет место частичная зависимость
от начальника. Данный тип эффективен
для достижения поставленных лидером
целей, т.к. практически не допускает отклонений
от его заданий, но имеет низкую степень
участия работников в управлении производством.
3. Эффективное
лидерство построено на
новом типе отношений "лидер-последователь",
когда лидер получает власть от последователей,
признающих его ценность и важность для
их совместной работы в группе. Таким образом,
имеет место осознанное участие последователей
в группе. С другой стороны, лидер должен
обладать предвидением, гибкостью, высоким
доверием в группе и уметь наладить эффективные
коммуникации. Данный тип позволяет быстро
достигать поставленных целей и предусматривает
участие последователей в управлении
этим процессом.
4. Демократическое
управление построено на
типе отношений "выборный руководитель
- подчиненный", когда в коллективе высокий
уровень самоуправления и группа сама
избирает лидера. В этом случае члены группы
являются не просто подчиненными, но и
соучастниками процесса по достижению
поставленных целей.
Вопрос №29.
Инструментами такого влияния могут выступать навыки общения и личностные качества менеджера, отвечающие внешним и внутренним потребностям группы.
Внимание к проблеме лидерства
было впервые уделено
В рамках данного подхода был проведен анализ и составлена классификация стилей руководства.
3. ситуационный подход
к лидерству (ситуационная
Вопрос №30.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Она необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.
Теории мотивации основываются на удовлетворении тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными (потребности в пище, воде, потребность дышать, спать, сексуальные потребности).
Вторичные потребности по природе своей психологические (потребность в успехе, уважении, привязанности, власти, в принадлежности кому-либо или чему-либо).
Когда потребность ощущается
Цели в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.
Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а, следовательно, и различна оценка вознаграждения и его относительной ценности.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения.
Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией (зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание и др.).
Вопрос №31.
Теория Маслоу
Теория МакКлелланда
Теория Герцберга
Вопрос №32.
Процессуальные теории мотивации
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей.
Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий
ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЙ, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
ОЖИДАНИЯ. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события.
Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.