Экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:04, лекция

Краткое описание

Краткий курс лекций разработан в соответствии с требованиями основной образовательной программы подготовки экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В учебном пособии рассмотрены основные вопросы дисциплины «Комплексный экономический анализ» и «Экономический анализ» с иллюстрацией теоретического материала практическими примерами.

Оглавление

Введение
Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности и его роль
Тема 2. Методологические основы экономического анализа
Тема 3. Система и методология комплексного экономического анализа
Тема 4. Анализ использования производственных ресурсов
Тема 5. Анализ объема производства и реализации продукции
Тема 6. Анализ в системе планирования финансово хозяйственной деятельности организации
Тема 7. Оценка производственного и финансового левериджа
Тема 8. Анализ хозяйственной деятельности организациина основе финансовой отчетности
Ответы к тестам и практическим заданиям

Файлы: 1 файл

file.1165217671.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

3.                     анализ использования материальных ресурсов;

4.                     анализ использования труда и фонда заработной платы;

5.                     анализ объема структуры и качества продукции;

6.                     анализ себестоимости продукции;

7.                     анализ прибыли ее динамики и качества;

8.                     анализ величины структуры авансированного капитала (внеоборотного и оборотного);

9.                     анализ оборачиваемости капитала;

10.                 анализ рентабельности финансово – хозяйственной деятельности;

11.                 анализ финансового состояния организации.

 

 

 

2.2.               Качественные и количественные методы экономического анализа

 

              Метод экономического анализа – это прием подход способ изучения хозяйственных процессов в статике и динамике.

              Метод экономического анализа предполагает:

       Использование системы показателей;

       Изучение причин изменения экономических  показателей;

       Выявление и измерение взаимосвязи между экономическими показателями.

 

Методы экономического анализа можно разделить на две группы качественные и количественные. 

Качественные методы позволяют  сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия уровне его ликвидности и платежеспособности инвестиционном потенциале кредитоспособности.

              Количественные методы нацелены на то чтобы в процессе анализа оценить влияние факторов на результативный показатель  найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

              Количественные методы подразделяются на

  статистические

  бухгалтерские ( метод двойной записи и балансовый метод)

  экономико -математические.

 

              Способы и приемы количественного анализа включают следующие традиционные методы

    абсолютных относительных и средних величин

    сравнение

    группировка

    индексный метод

    метод цепных подстановок

    интегральный метод.

 

              К статистическим методам экономического анализа относятся

    статистическое наблюдение - запись информации по определенным принципам и с определенными целями

    расчеты средних величин

    ряды динамики - абсолютный прирост относительный прирост темпы роста темпы прироста

    сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам

    сравнение показателей - с показателями конкурентов с нормативами с показателями предыдущих периодов

    расчет индексов

    детализация показателей

    графические методы.

 

              При решении конкретных аналитических задач применяются экономико -математические методы

    методы элементарной математики

    классические методы математического анализа дифференцирование интегрирование вариационное исчисление

    методы математической статистики;

    эконометрические методы производственные функции межотраслевой баланс народного хозяйства национальное счетоводство

    методы математического программирования оптимизация линейное квадратичное и нелинейное программированиеблочное и динамичное программирование

    методы исследования операций управление запасами теория игр теория расписаний методы экономической кибернетики

    эвристические методы.

 

              Метод исследования тесно связан с методикой исследования. Методика анализа  - это совокупность правил методов приемов целесообразного проведения  аналитической работы.

              При разработке методики экономического анализа определяются:

       цели и задачи экономического анализа;

       критерии оценки

       совокупность показателей

       методы анализа

       периодичность и сроки выполнения аналитических процедур

       источники информации для целей анализа

       последовательность проведения анализа

       средства обработки информации

       порядок оформления результатов анализа.

 

2.3. Методы факторного анализа

 

              В процессе управления финансово –хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности увеличения объема продаж причинах изменения результативных показателей деятельности организации. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.

              Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность

1.                   на первом этапе - выделяют факторы определяющие уровень анализируемого показателя

2.                   на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами

3.                   на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.

 

              Для оценки влияния факторов на результативный показатель  могут использоваться следующие методы

    дифференциального исчисления

    индексный

    цепных подстановок

    интегральный.

 

              Метод дифференциального исчисления предполагает что общее приращение результативного показателя разлагается на слагаемые где значение каждого  определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной по которой вычислена данная производная. Так называемый неразложимый остаток интерпретируется как  логическая ошибка метода дифференцирования и просто отбрасывается.             

 

Метод цепных подстановок

 

              Наиболее распространенным методом факторного анализа является метод цепных подстановок. Сущность этого метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.

Оценка влияния отдельных факторов на результативный показатель предполагает осуществление ряда расчетов.

1.       В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя. 

2.       Полученный результат сравнивается  с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.

3.       Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.

4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.

              5. Процедура повторяется до тех пор пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов введенных в модель.

              Существует правило подстановки факторов сначала оценивается влияние количественных факторов характеризующих влияние экстенсивностиа затем - качественных характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

 

              Пример.

              Представим объем продукции как произведение производительности  труда (качественный интенсивный фактор) и численности производственных работников (экстенсивный количественный фактор).

              Базовое значение объема продукции равно

                                          No = Пто * Чо

Где

No - базисное значение объема продукции

Пто - базисное значение производительности труда

Чо - базисное значение численности работников.

 

              Таким образом на величину объема продукции оказывают влияние два фактора: интенсивный – изменение производительности труда производственных рабочих и экстенсивный – изменение численности производственных рабочих.

              Оценим влияние каждого из этих факторов.

1.Подставим в формулу фактическое значение количественного фактора - численности работников

                                          Nч = Ч1 * Пто

Где:

Ч1 – фактическое значение численности производственных рабочих.

              Влияние изменения численности работников или экстенсивного фактора на абсолютное изменение объема продукции определяется по выражению

Nэст = Nч - Nо

В процентах к общему изменению объема продукции

                            N общ = N1 – N0

                            N отн. экст = (Nэст / Nобщ) *  100%

              Этот показатель характеризует долю экстенсивных факторов в общем изменении анализируемого показателя.

2. Осуществляем подстановку качественного фактора – производительности труда

                            Nпт =  Ч1 * Пт1

Доля интенсивного фактора в общем изменении объема продаж составит

                             N отн. инт =  (  Nинт / Nобщ) *100%             

 

Задача 1.

              На основе данных о деятельности организации ( таблица № 1) дать оценку влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение объема реализованной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              Таблица № 1

                                                                                                                                                                                                                    

 

     Показатели                                 Усл.              Базовый              Отчетный    Темп роста

                                                             обозн.              период                 период              %

 

Объем продукции т.р.                   N                            90 000              95 000              1055

 

Производственный персо-

нал чел.                                               Ч                            200                            202                            101

 

Производительность

труда т.р./чел                            Пт=N/Ч              450                            4703                            1045

 

 

1) Оценка влияния экстенсивного фактора – изменения численности производственных рабочих

 

Nч = 202 * 450 = 90900 т.р.

N общ = 95000 – 90000 = 5000 т.р.

Nэст = 90900 - 90000 = 900 т.р.

Таким образом за счет роста численности рабочих  объем реализованной продукции увеличился на 900 тыс. рублей.

Nотн.экст = 900/ (95000 - 90000) = 900/5000 * 100= 18%

              Доля экстенсивного фактора в общем изменении объема продукции составила 18 %.

 

2) Оценка влияния интенсивного фактора

 

Nпт = 202 * 4703 = 950006 т.р.

N инт =  950006  - 90900= 41006  т.р.

За счет роста производительности труда рабочих объем продукции увеличился на  41006 тыс. рублей.

 Nотн.инт = 41006/5000 * 100= 82%

Доля влияния интенсивного фактора на изменение объема продаж составила 82 %.

 

              При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать не  только абсолютные значения факторов а их приращения. При этом сразу получают величину изменения результативного показателя.

Информация о работе Экономический анализ