Финансовый анализ в процессе принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:56, доклад

Краткое описание

Актуальность данной проблемы диктуется современными тенденциями развития управленческих наук и практического их применения. Для принятия управленческих решений в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная осведомлённость по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора анализа, оценки и концентрации исходной «сырой» информации. Существуют различные способы и методы обработки, например, одним из способов которых отбора выступает финансовый анализ.

Файлы: 1 файл

Финансовый анализ в процессе принятия управленческих решений.docx

— 78.72 Кб (Скачать)

     Финансовый  анализ в процессе принятия управленческих решений

     Актуальность  данной проблемы диктуется современными тенденциями развития управленческих наук и практического их применения. Для принятия управленческих решений  в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству  нужна постоянная осведомлённость  по соответствующим вопросам, возможная  лишь в результате отбора анализа, оценки и концентрации исходной «сырой»  информации. Существуют различные способы  и методы обработки, например,  одним  из способов которых отбора выступает  финансовый анализ.

     Принятие  решений в менеджменте представляет собой важный связующий процесс, который осуществляется непрерывно при выполнении каждой функции управления (планировании, организации деятельности, мотивации, контроле). Согласно теории принятия решений эта процедура  состоит из нескольких этапов, каждый из которых преследует свои цели и  выполняет определённые функции.

     Финансовый  анализ в каждой коммерческой организации  всегда проводится с какими-либо целями и отвечает на множество вопросов, возникающих в процессе анализа  предприятия и результатов его  работы, в том числе в процессе принятия различных управленческих решений.

     Необходимость в принятии решений возникает  при наличии проблем, выступающих  как некие противоречия в деятельности организации. Этот этап состоит из двух взаимосвязанных фаз, каждая из которых  допускает применение финансового  анализа. Так, анализ финансовой отчётности может служить инструментом для  обнаружения и диагностики кризисных  и позитивных тенденций в деятельности организации. Для выполнения этой функции  у пользователя должна быть выработана схема проведения анализа финансовой отчётности, отвечающая основным требованиям  финансового анализа и частным  требованиям исследователя.

     В научной литературе рассматривается  множество методик проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Например, углублённый анализ финансовой отчётности выявил проблемы в области наличия  и состояния имущественного потенциала организации, в частности устаревание  основных фондов предприятия. В этом случае необходимо принять решение  о приобретении оборудования.

     Следующий важный этап после определения проблемы – это постановка цели принятия решения, которая должна быть направлена на достижение  более общих, глобальных целей управления. Конечными целями деятельности коммерческой организации являются: удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли, которые понимаются как обеспечение максимальной или требуемой эффективности деятельности. Однако достижение общей цели может потребовать принятие многих решений. Поэтому в соответствии с установленными причинами проблемы глобальные цели управления разделяются на всё более частные путём построения дерева целей и соответствующего дерева решений.

     Поскольку в нашем примере рассматриваемой  проблемой является устаревание  оборудования, а эффективным решением этой проблемы – полная или частичная  его замена, то разрабатываемое решение  является инвестиционным. Следовательно, целью принятия решения может  быть: изыскание возможностей и способов приобретения оборудования.

     Этап  анализа факторов, влияющих на принятие решения, разделяется на две относительно самостоятельные фазы – анализ личностных и ситуационных факторов, каждая из которых допускает использование  множества способов анализа: психологический, технический, коммерческий, финансовый, и др., применяемые для обеспечения  максимальной эффективности деятельности по решению поставленных перед исследователем задач.

     Например, перед руководством фирмы стоит  проблема о необходимости приобретения нового оборудования. В этом случае помимо прочего следует проанализировать, как скажется столь дорогостоящая  покупка на ликвидности баланса, финансовой устойчивости и кредитоспособности компании. Ответ на эти вопросы  может дать именно финансовый анализ, применяемые здесь как способ сравнения ситуаций до и после  приобретения основных фондов.

     Этап  разработки альтернатив проводится для формирования исходного множества  вариантов выбора. Как правило, сформулированная цель принятия решения может быть достигнута разными способами, из которых требуется выбрать наилучший или хотя бы достаточно хороший. Поэтому для осуществления самой задачи принятия решения необходимо наличие  по меньшей мере двух альтернатив. Для разработки альтернатив используются специальные методы генерирования идей, такие как мозговая атака, синектика, морфологический анализ и другие.

     В нашем примере можно выделить множество вариантов решения  проблемы. Однако для наглядности  рассмотрим лишь две из них: приобретение оборудования или использование  возможностей лизинговых отношений.

     Оценивание  альтернатив – это процесс  получения оценок всех или наиболее важных атрибутов (показателей эффективности  или качества), характеризующих эти  альтернативы. Существуют различные  типы оценок, которые с успехом  используются в анализе, в том  числе финансовом: частные и общие, объективные и субъективные, прямые и косвенные, количественные и качественные. Для более детальной оценки используется способ моделирования возможных  вариантов развития событий.

     Альтернативы приобретения оборудования целесообразно оценивать с технической, экологической, финансовой, коммерческой точек зрения. Например, с помощью финансового анализа можно построить модели, помогающие оценить пути развития ситуации при покупке оборудования и при его аренде с целью изыскания возможностей минимизации негативных последствий того или иного решения.

     Выбор альтернативы осуществляется путём  сравнения оценок альтернатив по различным атрибутам с учётом влияния неопределённых факторов и  применением для этого методов  принятия решений, помогающих обосновывать выбор наилучшего варианта из нескольких возможных.

     Для выбора альтернативы в нашем примере  может быть с успехом применена  методика учёта и управления крупным  предприятием с точки зрения движения финансов, называемая финансовый контролинг. «Финансовый контролинг – это набор методик, направленных на совершенствование учётной политики управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия».

     Реализация  решения – это некоторая операция, направленная на достижение целей организации. Причём проведение этой операции может  потребовать принятия множества  других решений, обеспечивающих выполнение главного решения. Вместе с тем реализация решения требует от руководителей  выполнения всех функций управления от организации деятельности до мотивации  персонала.

     Реализация  решения об обновлении основных фондов, каким бы оно ни было, в свою очередь  требует дополнительных решений  по выполнению таких задач как: организация  деятельности, поиск поставщиков  ресурсов, набор или переобучение персонала и другие.

     Контроль  результатов обеспечивает достижение поставленной цели и является неотъемлемым этапом принятия управленческих решений. Сущность контроля состоит в измерении  реальных результатов и сравнении  их с требуемыми значениями эффективности. Как один из способов определения  эффективности выступает финансовый анализ, который располагает большим  количеством приёмов и методов, применяемых в процессе непрерывного контроля.

     Решение о приобретении нового оборудования предполагает осуществление контроля с помощью финансового анализа  почти на всех этапах его принятия. На этапе определения проблемы контроль используется для установления стандартов и нормативов будущего решения. Анализ факторов выявляет неопределённости, влияющие на принятие решения, что тоже является предметом контроля. Также  контроль может использоваться для  формулирования ограничений и оценивания альтернатив. И, наконец, на этапе контроля результатов финансовый анализ может  выступать способом сравнения фактически полученных результатов с требуемыми нормативами с целью определения  эффективности принятого решения.

     Таким образом, финансовый анализ независимо от целей его проведения, всегда является частью и/или инструментом процесса принятия управленческих решений. 

     Анализ  финансовых показателей  и коэффициентов  в системе стратегического  планирования компании

     Анализ  уровня устойчивого роста компании является динамичной аналитической  основой, объединяющей в себе финансовый анализ со стратегическим менеджментом для объяснения особо важных взаимосвязей переменных стратегического планирования и финансовых переменных, а также  для проверки соответствия задач  корпоративного роста и финансовой политики. Этот анализ позволяет определить наличие существующих возможностей компании для финансового роста, установить, каким образом финансовая политика компании будет влиять на будущее и проанализировать сильные  и слабые стороны конкурентных стратегий  компании.

     Любые мероприятия по реализации стратегических программ имеют свою стоимость. Необходимой  частью планирования и реализации стратегии  является расчет необходимых и достаточных  финансовых ресурсов, которые компания должна инвестировать.

     Информация  для финансового  анализа.

     Наиболее  полное определение понятия финансового  анализа приведено в «Финансово-кредитном  энциклопедическом словаре» (под  ред. А.Г. Грязновой): «Финансовый анализ – совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу».

     Целью финансового анализа является определение  наиболее эффективных путей достижения прибыльности компании, основными задачами является анализ доходности и оценка рисков предприятия.

     Анализ  финансовых показателей и коэффициентов  позволяет менеджеру понимать конкурентную позицию компании на текущий момент времени. Публикуемые отчеты и счета  компаний содержат в себе множество  цифр, умение читать эту информацию позволяет аналитикам знать, насколько  эффективно и результативно работает их компания и компании-конкуренты.

     Коэффициенты  позволяют увидеть взаимосвязь  между прибылью от продаж и расходами, между основными активами и пассивами. Существует множество типов коэффициентов, обычно их используют для анализа пяти основных аспектов деятельности компании: ликвидности, соотношения собственных и заемных средств, оборачиваемости активов, прибыльности и рыночной ценности.

     Рисунок 1. Структура финансовых показателей компании

     

     Анализ финансовых коэффициентов и показателей – прекрасный инструмент, обеспечивающий представление о финансовом состоянии компании и конкурентных преимуществах и перспективах ее развития.

     1. Анализ производительности. Коэффициенты позволяют проанализировать изменение производительности компании по показателям чистой прибыли, использования капитала и осуществлять контроль за уровнем издержек. Финансовые коэффициенты позволяют анализировать финансовую ликвидность и стабильность предприятия за счет эффективного использования системы активов и пассивов.

     2. Оценка рыночных бизнес-тенденции. Анализируя динамику финансовых показателей и коэффициентов за период в несколько лет, возможно, изучить результативность тенденций в контексте существующей бизнес-стратегии.

     3. Анализ альтернативных бизнес-стратегий. Изменяя показатели коэффициентов в бизнес-плане возможно проанализировать альтернативные варианты развития компании.

     4. Наблюдение за  прогрессом компании. Выбрав оптимальную бизнес-стратегию, менеджеры компании, продолжая изучать и анализировать основные текущие коэффициенты, могут видеть отклонение от плановых показателей реализуемой стратегии развития.

     Анализ  коэффициентов – это искусство  взаимосвязи двух и более показателей  финансовой деятельности компании. Более  полную картину результатов деятельности аналитики могут увидеть в  динамике за несколько лет, и дополнительно  сравнивая показатели деятельности компании со средними отраслевыми показателями.

     Стоит отметить, что система финансовых показателей – это не хрустальный  шар, в котором можно увидеть  все, что было и что будет. Это  просто удобный способ обобщить большое  количество финансовых данных и сравнить результаты деятельности различных  компаний. Сами по себе финансовые коэффициенты помогают менеджменту компании сфокусировать  внимание на слабых и сильных сторонах деятельности компании, правильно сформулировать вопросы, на которые эти коэффициенты редко могут ответить.

     Важно понимать, что финансовый анализ не заканчивается расчетом финансовых показателей и коэффициентов, он только начинается, когда аналитик провел их полный расчет.

Информация о работе Финансовый анализ в процессе принятия управленческих решений