Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:56, доклад
Актуальность данной проблемы диктуется современными тенденциями развития управленческих наук и практического их применения. Для принятия управленческих решений в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная осведомлённость по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора анализа, оценки и концентрации исходной «сырой» информации. Существуют различные способы и методы обработки, например, одним из способов которых отбора выступает финансовый анализ.
Реальная
полезность рассчитываемых коэффициентов
определяется поставленными задачами.
Прежде всего, коэффициенты дают возможность
увидеть изменения в финансовом
положении или результатах
Финансовые отчеты компании являются источником информации о компании не только для аналитиков, но и для менеджмента компании и широкого круга заинтересованных лиц. Пользователям информации о финансовых коэффициентах для эффективного коэффициентного анализа важно знать основные характеристики главных финансовых отчетов и концепции анализа показателей. Однако при проведении финансового анализа важно понимать: главное – не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.
Анализируя финансовые показатели, всегда стоит иметь в виду, что оценка результатов деятельности производится на основании данных прошедших периодов, и на этой основе может оказаться некорректной экстраполяция будущего развития копании. Финансовый анализ должен быть направлен на будущее.
Концепции,
лежащие в основе анализа финансовых показателей.
Финансовый анализ используется при построении
бюджетов, для выявления причин отклонений
фактических показателей от плановых
и коррекции планов, а также при расчете
отдельных проектов. В качестве основных
инструментов применяются горизонтальный
(динамика показателей) и вертикальный
(структурный анализ статей) анализ отчетных
документов управленческого учета, а также
расчет коэффициентов. Такой анализ проводится
по всем основным бюджетам: БДДС, БДР, балансу,
бюджетам продаж, закупок, товарных запасов.
Основными особенностями финансового анализа являются:
1.
Подавляющее большинство
2.
При проведении финансового
3.
Для проведения финансового
Управление
бухгалтерским учетом является важным
элементом анализа финансовых коэффициентов
и показателей. Основное уравнение
бухгалтерского учета, выражающее взаимозависимость
активов, пассивов и прав собственности,
называют бухгалтерской
Активы
обычно классифицируют
по трем категориям:
1. Текущие активы включают в себя наличные
и другие активы, которые должны быть переведены
в наличность в течение одного года ( например,
ценные бумаги, обращающиеся на бирже;
дебиторская задолженность; векселя к
получению; оборотные средства и авансированные
средства).
2. Земельная собственность, основные средства
производства и оборудование (основной
капитал) включают средства, которые характеризуются
относительно долгим сроком службы. Эти
средства обычно не предназначены для
перепродажи и используются в производстве
или продаже других товаров и услуг.
3. Долгосрочные активы включают в себя
инвестиции компании в ценные бумаги,
например, акции и облигации, а также нематериальные
активы, включающие: патенты, расходы на
монопольные права и привилегии, авторские
права.
Пассивы
обычно подразделяются
на две группы:
1. Краткосрочные обязательства включают
в себя суммы кредиторской задолженности,
которые следует выплатить в течение одного
года; например, накопившиеся обязательства
и векселя к оплате.
2. Долгосрочные обязательства – это права
кредиторов, которые не обязательно должны
быть реализованы в течение одного года.
К этой категории относятся обязательства
по облигационному займу, долгосрочные
банковские кредиты, ипотека.
Собственный
капитал – это права
Показатели, обычно рассматриваемые аналитиками, включают в себя отчет о результатах хозяйственной деятельности, балансовый отчет, показатели изменений в финансовом положении и показатели изменений в собственном капитале.
Отчет
о результатах хозяйственной
деятельности компании, также рассматриваемый
как отчет о прибылях и убытках
или отчет о доходах, обобщает
результаты опционной деятельности
компании за определенный отчетный период
времени. Чистый доход рассчитывается
методом периодической
Балансовый
отчет и отчет о результатах
хозяйственной деятельности являются
основными источниками
Система финансовых показателей и коэффициентов.
Общее количество финансовых коэффициентов, которые могут быть применены для анализа деятельности компании, – порядка двухсот. Обычно используется лишь небольшое число основных коэффициентов и показателей и соответственно основные выводы, которые на их основе можно сделать. С целью более упорядоченного рассмотрения и анализа финансовые показатели принято подразделять на группы, чаще всего, на группы, отражающие интересы определенных заинтересованных лиц. К основным группам таких лиц относятся: владельцы, руководство предприятия, кредиторы. При этом важно понимать, что деление условное и показатели для каждой группы могут использоваться различными заинтересованными сторонами.
Как вариант, возможно упорядочение и анализ финансовых показателей по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: ликвидность и платежеспособность; эффективность менеджмента компании; прибыльность (рентабельность) деятельности.
Разделение
финансовых показателей на группы,
характеризующие особенности
Рисунок 2. Структура финансовых показателей компании
Рассмотрим несколько более подробно группы финансовых показателей.
Показатели операционных издержек: Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относительную динамику долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изменения показателей прибыльности компании.
Показатели эффективного управления активами: Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, т.к. в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыночной стоимостью, это условие еще усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.
Еще
одно искажение текущего положения
может быть связанно с диверсификацией
видов деятельности компании, когда
конкретные виды деятельности требуют
привлечения определенного
Показатели ликвидности: Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей компании и ее оборотных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задолженностей.
Показатели прибыльности (рентабельности): Позволяют оценить эффективность использования менеджментом компании его активов. Эффективность работы определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с суммой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от акцента исследования эффективности. Следуя целям анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые образуют эту прибыль.
Показатели структуры капитала: С помощью этих показателей возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использованием заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, т.к. возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует в первую очередь существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, у кредиторов двоякий подход. С одной стороны кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа.
Отдельную
группу образуют финансовые показатели,
характеризующие возможность
Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников.
Показатели обслуживания долга: Финансовый анализ основывается на данных баланса, который является бухгалтерской формой, отражающей финансовое состояние компании на определенный момент времени. Какой бы коэффициент из описывающих структуру капитала не рассматривался, анализ доли заемного капитала, по сути, остается статистическим и не принимает во внимание динамику операционной деятельности компании и изменения ее экономической стоимости. Поэтому показатели обслуживания долга не дают полного представления о платежеспособности компании, а лишь показывают возможность компании оплачивать проценты и сумму основного долга в оговоренные сроки.
Рыночные показатели: Эти показатели одни из наиболее интересных для собственников компаний и потенциальных инвесторов. В акционерной компании собственника – держателя акций – интересует прибыльность компании. Имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям менеджмента компании, на средства, инвестированные собственниками. Собственников интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их акций, особенно свободно – обращающихся на рынке. Их интересует распределение принадлежащей им прибыли: какая ее доля вновь инвестируется в компанию, а какая часть выплачивается им в качестве дивидендов.
Главная аналитическая цель проведения анализа финансовых коэффициентов и показателей заключается в приобретении навыков принятия управленческих решений и понимания результативности ее работы.
Стратегическое обоснование финансовой диагностики показателей
Рассчитав все финансовые коэффициенты, сделав горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности, оценив все полученные результаты за анализируемой период аналитик может сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все работы. Анализ коэффициентов позволяет менеджменту компании владеть информацией о сильных и слабых сторонах компании. В качестве инструмента для дальнейшего планирования деятельности компании можно использовать SWOT-анализ. Это матричная модель, позволяющая структурировать множество полученных факторов о деятельности компании по четырем областям:
Информация о работе Финансовый анализ в процессе принятия управленческих решений