Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:19, курсовая работа
Если она раньше при нашей "открытости" предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, учреждению, банку), то в рыночной экономике ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), то есть менеджеры и самые различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров, которых также называют бухгалтерами-аудиторами и бухгалтерами-аналитиками; лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес - акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и так далее; третью группу представляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес - различные финансовые инст
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Финансовый анализ и анализ финансового состояния предприятия……..7
1.1 Понятие, значение и задачи финансового состояния предприятия……………………………………………………………………...11
1.1.2 Внутренний и внешний анализ финансового состояния………………………………………………………………….……..12
1.2 Сущность прогнозирования……………………..…………………...13
1.2.1 Основные цели прогнозирования…………………..…………...14
1.2.2 Разработка методов финансового прогнозирования……………15
1.2.3 Период прогнозирования, варианты прогнозирования…………20
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «Искра»……………..22
2.1 Описание объекта исследования………………………………………22
2.2 Анализ динамики состава и структуры актива баланса предприятия…………………………………………………………………...…23
2.3 Анализ динамики состава и структуры пассива баланса предприятия……………………………………………………………………..24
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………..25
2.5 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия………….28
2.6 Анализ рентабельности предприятия…………………………………32
2.7 Анализ деловой активности предприятия……………………………33
2.8 Анализ уровня и динамики финансовых результатов предприятия………………………………………………………………….…..36
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………
Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.[7]
Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:
1.2 Сущность прогнозирования
Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство - это деятельность, связанная с вложением средств и извлечением доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов и эффективность вложений. Нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов, возможную структуру активов и источников их финансирования и т.п. И без этих оценок расчеты результативности вложений средств едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности. Определение будущего состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и есть прогнозирование. Осознаем мы это или нет, но при принятии любых плановых или внеплановых решений, оценка их возможных последствий является обязательным управленческим действием. И лучше, чтобы это действие осуществлялось системно и корректно настолько, насколько позволяет имеющаяся информация. Оценка последствий решений и действий для предприятия с учетом сложившихся тенденций изменения внешней среды и состояния предприятия или прогнозирование отличается от планирования этих действий и решений только тем, что при планировании мы руководствуемся прежде всего целью, которую надлежит реализовать, то есть исходя из цели - планируем последовательность действий и потребные ресурсы для их осуществления. При прогнозировании же результат или возможная степень достижения целей есть вероятные последствия принятых или планируемых решений, В этом смысле прогнозирование является необходимым составным элементом планирования и управления. И успех планирования и. следовательно, управления деятельностью предприятия будет полностью определяться качеством прогнозных оценок последствий принимаемых решений.[13]
1.2.1 Основные цели прогнозирования
Прогнозирование результатов
деятельности предприятия и его
финансового состояния
В числе стратегических и тактических решений могут быть производственно-сбытовая программа предприятия на планируемый период, планируемая структура активов, в том числе оборотных, принципиальная схема финансирования активов и деятельности предприятия на планируемый период, возможность реализовать тот или иной инвестиционный проект и т.д. То есть прогнозной оценке может быть подвергнуто принципиально любое решение об использовании финансовых средств и последствия реализации этого решения для финансового состояния предприятия.
Принимая во внимание крайне нестабильное финансовое состояние значительной части предприятий России. Одной из задач финансового прогнозирования может быть оценка возможности, основные условия и сроки нормализации состояния предприятия, то есть возможности и условия его финансового оздоровления. В этом смысле финансовое прогнозирование является необходимым элементом антикризисного управления.
Прогнозирование, как уже выше отмечалось, является необходимым составным элементом управления и одним из основных условий эффективного планирования и этим определяется его значимость в системе управления предприятием. Любому решению должны предшествовать анализ сложившейся ситуации и прогноз возможных последствий его принятия или не принятия.
Для придания процедурам анализа и прогнозирования конкретности, исключения абстрактных предположений типа "Вот если бы..." и приведения процесса принятия решения в границы принятых стратегических приоритетов представляется целесообразным в пределах каждого планового (прогнозного) периода определять нормальные параметры деятельности предприятия, то есть основные показатели его работы, считающиеся нормой. В этом случае процессы анализа и прогнозирования будут иметь основным содержанием сравнение фактических (прогнозируемых) значений параметров работы предприятия с нормальными, а процесс планирования - разработку мероприятий по приведению реального состояния предприятия к нормальному.[1]
1.2.2 Разработка методов финансового прогнозирования
Разработка прогнозных моделей финансового состояния предприятия необходима для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы , как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределение прибыли, инвестиционную и ценовую политику. Основное внимание при этом уделяется выявлению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости продукции и услуг, выработке правильной политики распределения прибыли, эффективному использованию капитала предприятия на всех стадиях его кругооборота.
Методы прогнозирования финансовой устойчивости
Обычно выделяют четыре метода прогнозирования финансовой устойчивости субъекта хозяйствования:
Экстраполяция
При использовании первого метода исходят из предположения о существовании прямой зависимости между оборотным капиталом и объемом продаж, которая может быть выражена с помощью простого коэффициента (отношение чистого оборотного капитала к объему продаж). Либо с помощью уравнения связи:
Y=a+bx ,
Где a- постоянная величина чистого оборотного капитала;
b- коэффициент регрессии, отражающий степень зависимости оборотного капитала от объема продаж.
Зная величину этих коэффициентов и прогнозируемый объемов продаж, можно определить потребность в чистом оборотном капитале (финансово-эксплуатационную потребность в оборотных средствах).
Однако этот метод достаточно упрощен, так как учитывает единственный фактор- объем продаж, тогда как уровень потребности в краткосрочном финансировании во многом зависит от срока оборачиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.
Метод сроков оборачиваемости
Второй метод определения чистого оборотного капитала основан на изучении продолжительности производственно-коммерческого цикла: период оборачиваемости запасов плюс период оборачиваемости дебиторской задолженности минус период оборачиваемости кредиторской задолженности, умноженный на однодневный оборот по реализации.
Однако этот метод имеет свои недостатки, так как сроки оборачиваемости не являются нормативными, а изменяются под воздействием различных факторов и поэтому в свою очередь требуют прогнозирования и уточнении.
Метод бюджетирования
Основан на планировании поступления и расходования денежных средств, в том числе от основной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Расчет отклонений между поступлением и выплатами показывает планируемое изменение денежных средств и создает основу для принятия соответствующих управленческих решений. Прогнозирование денежных потоков позволяет определить размеры избытка и недостатка денежной наличности в обороте предприятия. Реальность прогнозов поступления и расходования денежных средств зависит от степени их неопределенности.
Метод предварительных прогнозных балансов
Одним из методов финансового прогнозирования является составление прогнозного отчета о прибылях и убытках и прогнозного баланса. Прогнозная отчетность может составляться на конец каждого месяца, квартала, года. Она позволит установить и оценить изменения, которые произойдут в активах предприятия и источниках их формирования в результате хозяйственных операций на планируемый период времени.
Прогнозный баланс может составляться на основании системы плановых расчетов всех показателей производственно-финансовой деятельности, а также на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений. Большую помощь при разработке прогнозной финансовой отчетности и моделей финансового состояния предприятия могут оказать компьютерные программы по финансовому моделированию.
Сопоставление прогнозных значений статей баланса с фактическими на конец отчетного периода позволит установить, какие изменения произойдут в финансовом состоянии предприятия.
Финансовое состояние предприятия может быть достаточно корректно описано с помощью трех классических моделей: баланса доходов и расходов, баланса активов и пассивов и баланса поступлений и платежей. Эти же модели позволяют оценить результативность и эффективность деятельности предприятия. Поэтому методологической основой прогнозирования финансового состояния и результатов деятельности предприятий должны быть эти три баланса. Баланс доходов и расходов, описывающий результаты деятельности предприятия за период, баланс активов и пассивов, создающий финансовый образ предприятия и характеризующий структуру его активов и обязательств, и баланс поступлений и платежей, представляющий движение платежных средств между предприятием и его контрагентами и дающий полное представление о динамике инкассации дебиторской задолженности и финансировании всех операций предприятия за период, в совокупности формируют финансовую модель предприятия. Поэтому прогнозирование финансового состояния предприятия и результатов его деятельности и есть процесс создания вариантов финансовой модели предприятия. учитывающей любые возможные решения по формированию производственно-сбытовой программы, по реализации инвестиционных проектов, по приобретению материалов и сырья, по определению сроков предоставления коммерческих кредитов потребителей, по формированию фонда заработной платы.
Процесс формирования финансовой модели предприятия (и прогнозирования его состояния) имеет следующую последовательность. Первым разрабатывается баланс доходов и расходов. Прогнозируемые (планируемые) результаты деятельности предприятия за период и исходное состояние активов и обязательств являются основанием для проектирования баланса активов и пассивов. Содержание двух предыдущих балансов позволяет рассчитать поток поступлений и платежей за период.
Поскольку формирование трех балансов - абсолютно формализованная процедура, правила которой определены нормами бухгалтерского учета, и столь же формализованы взаимосвязи между балансами, процесс финансового прогнозирования может быть легко компьютеризован. Это позволяет достаточно быстро, в режиме реального времени, делать оценки последствии любых возможных финансовых решений.
Порядок проведения процедуры прогнозирования финансового состояния и результатов деятельности предприятия включает, во-первых, подготовку исходной информации о состоянии предприятия и подготовку плановых решении, разделенных на шесть блоков.
Блок первый - исходное состояние активов и пассивов предприятия, данные финансовой отчетности.
Блок второй - планируемый (прогнозируемый) объем продаж и условия реализации продукции. Это информация от службы сбыта (маркетинга).
Блок третий - планируемые инвестиции и дезинвестиции во внеоборотные активы. Данная информация готовится финансовым отделом на основе предварительных (проектных) плановых решений по техническому развитию предприятия.
Блок четвертый - прогнозируемые на конец периода складские запасы готовой продукции и материалов, остатки незавершенного производства, величина дебиторской задолженности и других элементов оборотных активов. Прогнозные оценки должен делать финансовый отдел после консультаций с соответствующими службами предприятия.
Блок пятый - решения по изменению уставного капитала и выплате дивидендов.
Блок шестой-проектные решения по финансированию деятельности предприятия на прогнозируемый период, в том числе получение и возврат долгосрочных и краткосрочных кредитов, изменения величины коммерческой кредиторской задолженности, остатки задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, для моделирования необходимо использовать компьютеризованный блок расчета налогов или вводить информацию о рассчитанной иными методами величине платежей, подлежащих уплате в бюджет и внебюджетные фонды в течение прогнозируемого периода. Вторым действием необходимо исходную информацию определенным образом структурировать, то есть внести в соответствующие форматы (таблицы). Далее, на основе этой структурированной информации создается финансовая модель предприятия и прогнозные балансы доходов и расходов, активов и пассивов, поступлении и платежей. Полученные балансы и есть база для принятия решении.[12]