Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:35, курсовая работа
Переход к рыночной экономике в Украине предусматривает решение многих производственных, научно-технических, организационных проблем. Сложными являются организационно-экономические проблемы, связанные с переходом к многообразию форм собственности, радикальной структурной перестройки экономики, ориентацией на экономические рычаги и стимулы управления и менеджмента, сочетание различных организационных форм хозяйствования и т.д..
Поэтому одна из важнейших задач предприятия заключается в отслеживании изменений потребностей, прогнозировании и пробе новых изделий, постоянном обновлении ассортимента.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.
Структура – это соотношение отдельных видов продукции в общем объеме их производства, выраженное в процентах.
Выполнить план по структуре
– значит сохранить в фактическом
выпуске продукции
Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска продукции, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем всего выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции и соответствующем уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Структуру продукции наглядным образом можно увидеть в таблице 3.4, на рисунке 3.2 и рисунке 3.3.
Вид продукции |
Выпуск продукции, тыс. грн. |
Структура выпущенной продукции, % |
Фактический выпуск при плановой структуре, тыс. грн |
Засчитывается в выполнение плана по структуре, тыс. грн. |
Влияние структуры продукции на изменение объема, тыс. грн. | ||
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Лом |
65093997,878 |
30240452,71 |
650939,98 |
302404,53 |
233640782831,9 |
30240452,71 |
-233610542379, 19 |
Ферросплавы |
4274702,35 |
4477883,65 |
42747,02 |
44778,84 |
15343115376,83 |
4477883,65 |
-15338637493, 18 |
Литье |
179378,04 |
228843,00 |
1793,78 |
2288,43 |
643838412,61 |
228843,00 |
-63609569,61 |
Машиностроение |
691397,59 |
945651,01 |
6913,98 |
9456,51 |
2481623113,26 |
945651,01 |
-2480677462, 25 |
Итого |
70239475,858 |
35892830,37 |
702394,76 |
358928,31 |
252109359734,6 |
35892830,37 |
% выполнения плана по структуре = 35892830,37/35892830,37=1=100%
Рисунок 3.2 – Структура выпускаемой продукции на ПАО «Константиновский завод «Втормет» за 2010 г.
Рисунок 3.3 – Структура выпускаемой продукции на ПАО «Константиновский завод «Втормет» за 2011 г.
В заключении следует отметить, что предприятие постоянно должно заботиться об обновлении ассортимента реализуемой продукции. Нельзя позволять устаревать рыночному продукту, поскольку покупатель постоянно ждет от производителей новинок. Поэтому одна из важнейших задач предприятия заключается в отслеживании изменений потребностей, прогнозировании и пробе новых изделий, постоянном обновлении ассортимента.
Модель анализа влияния приведенных факторов на объем производства, с помощью метода сокращенных цепных подстановок. Результат анализа представлен в таблице 3.4.
Проведем факторный анализ выпускаемой продукции с использованием следующей модели:
ТП=Чр
Кд
Тр
Всч,
где Чр – среднесписочная численность рабочих;
Кд – среднее количество дней, отработанных одним работником за год;
Тр – средняя продолжительность рабочего дня;
Всч – среднечасовая выработка одного работника.
Таблица 3.4 – Факторный анализ выпускаемой продукции за 2010-2011 год
№ п/п |
Показатели |
Ед. измерения |
2010 год |
2011 год |
Абс.отклонение |
1 |
Среднесписочная численность рабочих, Чр |
чел. |
254 |
215 |
-39 |
2 |
Среднее количество дней, отработанных одним работником за год, Кд |
дней |
244 |
240 |
-4 |
3 |
Средняя продолжительность рабочего дня, Трд. ч |
час |
8 |
8 |
0 |
4 |
Среднечасовая выработка одного работника, Всч |
грн. |
1,3944866 |
2,2908212 |
0,9 |
5 |
Объем продукции, Оп |
тыс.грн |
691397,59 |
945651,01 |
254253,42 |
Проведем расчет влияния факторов методом цепных подстановок.
1) Объем товарной продукции за базисный период (2010 г.).
Об = 254 244 8 1,3944866 = 691397,59 тыс.грн.
2) Влияние на товарную
продукцию численности
Оусл 1 = 215 244 8 1,3944866 = 585238,14 тыс.грн.
Отклонение:
Чр = Оусл 1 – Об
Чр = 585238,14 – 691397,59 = –106159,45 тыс.грн.
В связи с уменьшением численности работников предприятия на 39 человек, объем продукции снизился на 106159,45 тыс.грн.
3) Влияние количества дней, отработанных одним работником
Оусл 2= 215 240 8 1,3944866 = 575644,07 тыс.грн.
Отклонение:
Кд = Оусл 2 – Оусл 1
Кд = 575644,07 – 585238,14= –9594,07 тыс.грн.
Уменьшение количества отработанных дней на 4 – привело к снижению объема товарной продукции на 9594,07 тыс.грн.
4) Влияние продолжительности рабочего дня на объем товарной продукции
Оусл 3= 215 240 8 1,3944866 = 575644,07 тыс.грн.
Отклонение:
Тр = Оусл 3 – Оусл 2
Кд = 575644,07 – 575644,07 = 0 тыс.грн.
Рост объема производства не изменился.
5) Влияние среднечасовой выработки одного рабочего (отчетный объем товарной продукции)
Оотч= 215 240 8 2,2908212= 945651,01 тыс.грн.
Отклонение:
Всч = Оотч– Оусл 3
Всч = 945651,01 – 575644,07 = 370006,94 тыс.грн.
Увеличение среднечасовой выработки одного рабочего на 0,9 гривен привело к росту объема выпускаемой продукции на 370006,94 тыс.грн.
Балансовая проверка:
945651,01 – 691397,59 = –106159,45 – 9594,07 + 370006,94
Расчет выполнен верно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения успеха в предпринимательской деятельности, обеспечения стабильности на рынке в условиях конкуренции нужна кропотливая аналитическая работа во всех сферах деятельности предприятия, во всех его структурных звеньях для оценки "узких мест" и недостатков, выяснение причинно-следственных связей изменения экономических показателей, выявление виновников и долевого участия партнеров в полученных результатах. Только те производственные коллективы, которые обладают совершенной системой аналитических исследований, могут избежать необоснованного риска в принятии хозяйственных решений, быстро адаптироваться к изменениям рыночной среды.
Экономический анализ на
основе комплексного исследования всех
элементов экономической работы
предприятия, глубокого изучения процессов
и явлений хозяйственной
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК