Анализ реализации готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике в Украине предусматривает решение многих производственных, научно-технических, организационных проблем. Сложными являются организационно-экономические проблемы, связанные с переходом к многообразию форм собственности, радикальной структурной перестройки экономики, ориентацией на экономические рычаги и стимулы управления и менеджмента, сочетание различных организационных форм хозяйствования и т.д..

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ  ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПАО «КОНСТАНТИНОВСКИЙ  ЗАВОД «ВТОРМЕТ»

 

Анализ деятельности промышленного предприятия начинают с изучения продукции.

Задачами анализа производства продукции являются:

- оценка выполнения плана и динамики производства;

- оценка оптимальности и напряженности плана;

- выявление и определение основных факторов, влияющих на объемы производства;

- раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности показателей объема производства, реализации, ассортимента, качества продукции;

- выявление внутренних резервов предприятия по увеличению выпуска продукции;

- разработка организационно-технических  мероприятий по использованию выявленных резервов.

Объем производства может  быть выражен в натуральных или  условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства получают с помощью стоимостной оценки по фактическим действующим отпускным ценам предприятий (без НДС) или в ценах, принятых в плане.

Основным показателем  объема производства являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Товарная продукция – это экономический показатель, характеризующий в денежном выражении объем изготовленной и готовой к реализации продукции. В ее состав включается стоимость всех видов готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг промышленного характера, предназначенных для продажи и реализации различным потребителям. Она выражается в сопоставимых ценах, действующих в отчетном году (периоде).

Валовая продукция – это стоимостной показатель объема производства продукции, характеризующий итоговый результат производственной деятельности предприятия за определенный период, который включает в себя все составляющие товарной продукции и дополнительно остатки незавершенного производства.

Реализованная продукции – это товарная продукция, которая отгружена потребителю и за нее перечислены деньги на расчетный счет предприятия–поставщика. Она определяется как товарная продукция с учетом остатков готовой нереализованной продукции на складе предприятия на начало и конец отчетного периода. Измеряют ее в действующих отпускных (или договорных) ценах предприятия. Этот показатель считается одним из основных в деятельности предприятия.

Источниками информации для анализа производства является статистическая отчётность по производству продукции, оперативные планы-графики, плановые материалы соответствующих отделов, бухгалтерские данные о выпуске, отгрузке и реализации продукции, «Отчет о финансовых результатах» (Форма № 2), статистический «Отчет об основных показателях деятельности предприятия».

Анализ объема производства продукции начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчёта темпов роста и прироста производства (таблица 3.1). Динамику товарной продукции в сопоставимых ценах можно увидеть на рисунке 3.1

Таблица 3.1– Динамика производства товарной продукции

Показатели

Трехлетний период

2009 год

2010 год

2011 год

1 Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. грн.

215024,62

691397,59

945651,01

2 Процент к 1-му году (базисные  темпы роста/ снижения), %

100

321,54

439,79

3 Процент к предыдущему году (цепные темпы роста/снижения), %

100

321,54

136,77


 

Рисунок 3.1 – Динамика товарной продукции в сопоставимых ценах по предприятию на ПАО «Константиновский завод «Втормет»  за 2009 - 2011 гг.

 

Для оценки используем следующие  показатели:

1) темп роста базисный;

2) темп роста цепной.

Базисный темп роста равняется отношению последнего значения показателя к его базисному значению. Измеряют темп роста в процентах.

Например, для последнего года отчётности базисный темп роста  объёма производства товарной продукции предприятия Тб равен:

 

 

.                            

 

 

Темп роста цепной равен отношению последнего значения показателя к его предшествующему значению (в процентах). То есть в данном случае цепной темп роста объёма производства товарной продукции предприятия Тц равен::

.

 

Среднегодовой темп роста  рассчитывается как средняя геометрическая взвешенная цепных темпов роста:

 

 

.

 

 

Темп прироста будет  равен:

 

Тпр= 209,71 – 100 = 109,71%.

 

Таким образом, за три года объём производства товарной продукции предприятия увеличится на 339,79%. При этом среднегодовой темп прироста равняется 109,71%.

При оценке выполнения годовых  планов по объёму производства продукции используется метод сравнения.

Сравниваются фактические  данные с данными плана и с фактическими данными предыдущих периодов. В результате анализа определяется общее отклонение фактических данных от плановых и от данных предыдущих периодов в абсолютных и относительных величинах, определяется процент выполнения плана по объему продукции. (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Анализ выполнения годовых планов по объёму производства товарной продукции предприятия

Показатель

Отчет

за

прошлый

год

План

теку-

щего

года

Отчет

теку-

щего

года

Плановые

изменения

против

прошлого 

года

Фактические изменения

от плана

от прошлого

года

тыс.

грн.

%

тыс.

грн.

%

тыс.

грн.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Объем

производства продукции,

тыс. грн.

 

691397,59

 

804955,6

 

945651,01

 

113558,01

 

16,4

 

140695,41

 

17,48

 

254253,42

 

36,77


гр.5 = гр.3 – гр.2 = 804955,6–691397,59 = 113558,01 тыс. грн.

гр.6 = (гр.5:гр.2)·100 = (113558,01:691397,59)·100 = 16,4 %

гр.7 = гр.4 – гр.3 = 945651,01–804955,6 = 140695,41 тыс. грн.

гр.8 = (гр.7:гр.3)·100 = (140695,41:804955,6)·100 = 17,48 %

гр.9 = гр.4–гр.2 = 945651,01–691397,59 = 254253,42 тыс. грн.

гр.10 = (гр.9:гр.2)·100 = (254253,42:691397,59)·100 = 36,77 %

 

В представленной таблице  прослеживаются следующие виды сравнений:

1) Сравнение отчетных показателей с плановыми. Сравнение данных отчета текущего года и плана текущего года свидетельствуют о том, что план по выпуску продукции выполнен на 117,48% (945651,01·100/804955,6). Отклонение отчета от плана составляет 140695,41 тыс. грн., или 17,48% (117,48 – 100).

2) Сравнение плановых показателей с отчетными показателями прошлого года. Планом предусмотрен рост объемов производства по сравнению с прошлым годом на 113558,01 тыс. грн., или 16,4%, фактически достигнут рост на 254253,42 тыс. грн., или 36,77%.

Для удобства анализа  объема производства исходные данные можно представлять нарастающим итогом.

Одним из важных направлений  анализа объема производства продукции  является изучение его в ассортиментно-структурном разрезе.

Ассортимент – это перечень наименований выпускаемой предприятием продукции с указанием ее выпуска по каждому виду.

Ассортимент является одним  из условий достижения запланированного объема реализации. При формировании ассортимента и структуры выпуска  продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данный вид продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

При формировании ассортимента выпускаемой продукции учитывают:

- текущие и перспективные  потребности покупателей;

- уровень конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

- жизненный цикл изделия  (принятие своевременных мер по  внедрению новых, более совершенных  видов продукции и изъятие  из производственной программы морально устаревших изделий).

Для оценки выполнения плана  по ассортименту рассчитывается коэффициент ассортиментности, который равен отношению общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту к общему плановому выпуску продукции.

Продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. Поэтому показатель выполнения плана по ассортименту не может быть больше 100%. Невыполнение плана хотя бы по одному объекту вызывает невыполнение плана в целом по ассортименту. Анализ выполнения плана по ассортименту проводится следующим образом (таблица 3.3).

 

Таблица 3.3 –Анализа ассортимента

№ п/п

Изделие

Выпуск продукции, тыс. грн.

Продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. грн.

2010 год

2011 год

Выполне-ние плана, %

-

А

1

2

3

4

1

Лом

65093997,878

30240452,71

46

30240452,71

2

Ферросплавы

4274702,35

4477883,65

105

4274702,35

3

Литье

179378,04

228843,000

128

179378,04

4

Машиностроение

691397,59

945651,01

137

691397,59

 

Итого

70239475,858

35892830,37

51

35385930,69


 

Расчёт показателей  выполнения плана ассортимента осуществляется тремя способами.

Первый способ имеет  название «способ наименьшего числа».

В продукцию, зачтенную  в выполнение плана по ассортименту, принимается меньшая из двух цифр «план – факт» (гр.2 сравнивается с гр.1).

 

      (3.1)

 

Касс = 35385930,69/70239475,858 = 0,50, т.е. план по ассортименту выполнен на 50%.

 

План по ассортименту не выполнен в связи с не выполнением плана по изделиям № 1 «Лом» .

Второй способ – «способ  наименьшего процента» предусматривает  принимать в качестве процента выполнения плана по ассортименту наименьший процент выполнения плана среди всех изделий. В нашем примере Кас = 0,46 или процент выполнения плана по ассортименту – 46%.

Третий способ состоит  в определении коэффициента номенклатурности – это отношение числа позиций  с полным выполнением плана к  числу запланированных позиций.

     Кн = = 0,75 или процент выполнения плана по ассортименту 75%.

Таким образом, согласно расчетом всеми способами, план по ассортименту существенно не выполнен. При анализе  следует уделить внимание расширению и освоению ассортимента.

Причины невыполнения плана  по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним относятся  конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние  материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

Внутренние причины  связаны с недостатками в организации  производства, неудовлетворительным состоянием оборудования, его простоями, авариями.

Следует отметить, что  невыполнение ассортиментного плана  не всегда является показателем плохой работы предприятия. Более того, финансовые результаты могут быть несколько выше при условии невыполнения ассортиментного плана. Но невыполнение плана ассортимента всегда свидетельствует о недостатках в планировании. Рыночную ситуацию необходимо прогнозировать.

Таким образом, при прочих равных условиях прибыль будет всегда выше, если ассортиментный план выполняется. Это обусловлено тем, что переналадка  оборудования и подготовка производства довольно капиталоемкие.

В заключение следует  отметить, что предприятие постоянно должно заботиться об обновлении ассортимента реализуемой продукции. Нельзя позволить рыночному продукту устареть, поскольку потребитель ждет новинок, и если предприятие их не освоит, то его место на рынке займут конкуренты.

Информация о работе Анализ реализации готовой продукции