Анализ реализации готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике в Украине предусматривает решение многих производственных, научно-технических, организационных проблем. Сложными являются организационно-экономические проблемы, связанные с переходом к многообразию форм собственности, радикальной структурной перестройки экономики, ориентацией на экономические рычаги и стимулы управления и менеджмента, сочетание различных организационных форм хозяйствования и т.д..

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

 

Проведенный в таблице 1 анализ позволяет сделать следующие выводы:

- в 2010 году выпуск продукции составил 86575,0 тыс.грн. по сравнению с 2009 годом увеличился на 26816,0 тыс.грн., в относительном отклонении это составит 44,87% а в 2011году составил 37169,5 по сравнению с 2010 годом уменьшился на 49405,7 тыс.грн. или на 57,07%, это вызвано снижением спроса на производство продукции.

- себестоимость реализованной продукции в 2010 году составила 71232,5 тыс.грн.,что на 21117,5 тыс,грн. больше, чем в 2009 году, в относительном отклонении это составит 42,14%, а в 2011году составила 38156,1 по сравнению с 2010 годом снизилась на 33076,4тыс.грн., или на 46,43%, это обусловлено снижение выручки.

- стоимость основного фонда в 2009 году составила 8538,0 тыс.грн., в 2010году увеличилась на 48,0 тыс.грн. и составила 8586,0 тыс.грн., в относительном отклонении это составит 0,56% , в 2011 году составляет 8059,0 тыс.грн., по сравнению с 2010годом стоимость уменьшилась на 527,0 тыс.грн., или на  6,14%.

- дебиторская задолженность в 2010 году составляет 280,0 тыс.грн., что на 1487,0 тыс.грн. меньше, чем в 2009году , или на 84,15%, а в 2011 году составила 548,0 тыс.грн. по сравнению с 2010 годом увеличилась на 268,0 тыс.грн и в относительном отклонении составляет 95,71%.

- проанализировав кредиторскую задолженность можно увидеть снижение данного показателя  с 2009 года по 2010 год на 1072,0 тыс.грн. или на 27,11% , а с 2010 года по 2011 год на 1954,0 тыс.грн., что в относительном отклонении составляет 67,8%.

- административные расходы в отчетном году составили 5252,0 тыс.грн.,  что на 884,0 тыс.грн. больше,чем в 2009 году, в относительном отклонении это – 20,24%  а в 2011 году 5108,0 тыс. грн., что на 144,0 тыс.грн. меньше, чем в 2010 году и в относительном отклонении составляют 2,74%.

- расходы на сбыт составили 2707,0 тыс.грн., что на 786,0тыс.грн. больше, чем в 2009году, в относительном отклонении это – 40,92% , а в 2011 году составили 931,0 тыс.грн., что на 1776,0 тыс.грн. меньше, чем в 2010 году, и в относительном отклонении составляют 65,61%. Динамика основных технико-экономических показателей можно увидеть на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Динамика основных технико-экономических показателей ПАО «Константиновский завод «Втормет» за 2009 - 2011 гг.

 

- численность работников в 2009 году составляла 268 человек, в 2010 году – 254 человека, что на 14 человек меньше, чем в  2009 году или на 5,22%, а в 2011 году численность работников уменьшилась до 215 человек или на  15,35%. Это сокращение численности работающих произошло в связи с повышением уровня внедрения новых технологий в производстве. Динамика численности работающих можно увидеть на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Динамика численности работающих на ПАО «Константиновский завод «Втормет» за 2009 - 2011 гг.

 

- средняя заработная плата одного рабочего в 2009 году составляет 1333,1 грн,  в 2010 году увеличилась на 373,9 грн. и составила 1707,0 грн., в относительном отклонении это составит 28,05% , а в 2011году – 1950,6 грн., что в относительном отклонении от 2010 года составляет 14,27%. Динамика средней заработной платы по предприятию можно увидеть на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Динамика средней заработной платы по предприятию на ПАО «Константиновский завод «Втормет»  за 2009 - 2011 гг.

- в 2009 году  на предприятии был убыток в размере 623,0 тыс.грн., в 2010 году  убыток составил 1644,0 тыс.грн., что в относительном отклонении составило 163,88 % а в 2011 году предприятия показало прибыль в размере 549,0 тыс.грн, и относительное отклонение составляло 133,39%. Динамика финансовых результатов по предприятию можно увидеть на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 – Динамика финансовых результатов по предприятию на ПАО «Константиновский завод «Втормет»  за 2009 - 2011 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА  ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Анализ деятельности промышленного предприятия начинают с изучения продукции.

Задачами анализа производства продукции являются:

- оценка выполнения плана и динамики производства;

- оценка оптимальности и напряженности плана;

- выявление и определение основных факторов, влияющих на объемы производства;

- раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности показателей объема производства, реализации, ассортимента, качества продукции;

- выявление внутренних резервов предприятия по увеличению выпуска продукции;

- разработка организационно-технических  мероприятий по использованию  выявленных резервов [2].

Объем производства может быть выражен в натуральных или условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства получают с помощью стоимостной оценки по фактическим действующим отпускным ценам предприятий (без НДС) или в ценах, принятых в плане.

Основным показателем  объема производства являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Товарная продукция – это экономический показатель, характеризующий в денежном выражении объем изготовленной и готовой к реализации продукции. В ее состав включается стоимость всех видов готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг промышленного характера, предназначенных для продажи и реализации различным потребителям. Она выражается в сопоставимых ценах, действующих в отчетном году (периоде).

Валовая продукция – это стоимостной показатель объема производства продукции, характеризующий итоговый результат производственной деятельности предприятия за определенный период, который включает в себя все составляющие товарной продукции и дополнительно остатки незавершенного производства.

Реализованная продукции – это товарная продукция, которая отгружена потребителю и за нее перечислены деньги на расчетный счет предприятия–поставщика. Она определяется как товарная продукция с учетом остатков готовой нереализованной продукции на складе предприятия на начало и конец отчетного периода. Измеряют ее в действующих отпускных (или договорных) ценах предприятия. Этот показатель считается одним из основных в деятельности предприятия [1].

Источниками информации для анализа производства является статистическая отчётность по производству продукции, оперативные планы-графики, плановые материалы соответствующих отделов, бухгалтерские данные о выпуске, отгрузке и реализации продукции, «Отчет о финансовых результатах» (Форма № 2), статистический «Отчет об основных показателях деятельности предприятия».

Анализ объема производства продукции начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчёта темпов роста и прироста производства .

Для оценки используем следующие  показатели:

      1. темп роста базисный;
      2. темп роста цепной.

Базисный темп роста равняется отношению последнего значения показателя к его базисному значению. Измеряют темп роста в процентах.

Темп роста цепной равен отношению последнего значения показателя к его предшествующему значению (в процентах).

Среднегодовой темп роста  рассчитывается как средняя геометрическая взвешенная цепных темпов роста.

При оценке выполнения годовых  планов по объёму производства продукции используется метод сравнения. Сравниваются фактические данные с данными плана и с фактическими данными предыдущих периодов. В результате анализа определяется общее отклонение фактических данных от плановых и от данных предыдущих периодов в абсолютных и относительных величинах, определяется процент выполнения плана по объему продукции [3].

На выполнение плана  по объёму производства продукции влияет большое число факторов.

Факторы влияющие на объем производства:

- число рабочих (работающих) и их выработка;

- стоимость оборудования (основных фондов) и фондоотдача;

- производственная площадь и съём продукции с 1м2 производственной площади;

- число рабочих, годовой фонд времени работы одного рабочего и среднечасовая выработка одного рабочего;

- число единиц оборудования, годовой фонд времени работы единицы оборудования, часовая производительность единицы оборудования;

- число рабочих, количество рабочих дней в году, продолжительность рабочего дня, среднечасовая выработка одного рабочего [3].

Одним из важных направлений  анализа объема производства продукции  является изучение его в ассортиментно-структурном разрезе.

Ассортимент – это перечень наименований выпускаемой предприятием продукции с указанием ее выпуска по каждому виду.

Ассортимент является одним  из условий достижения запланированного объема реализации. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данный вид продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

При формировании ассортимента выпускаемой продукции учитывают:

- текущие и перспективные потребности покупателей;

- уровень конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- жизненный цикл изделия (принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших изделий).

Для оценки выполнения плана  по ассортименту рассчитывается коэффициент ассортиментности, который равен отношению общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана производства по ассортименту к общему плановому выпуску продукции.

Продукция, изготовленная  сверх плана или не предусмотренная  планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту. Поэтому показатель выполнения плана по ассортименту не может быть больше 100%. Невыполнение плана хотя бы по одному объекту вызывает невыполнение плана в целом по ассортименту.

Расчёт показателей  выполнения плана ассортимента осуществляется тремя способами.

Первый способ имеет название «способ наименьшего числа».

В продукцию, зачтенную  в выполнение плана по ассортименту, принимается меньшая из двух цифр «план – факт»

 

           

         (2.1)

 

Второй способ – «способ наименьшего процента» предусматривает принимать в качестве процента выполнения плана по ассортименту наименьший процент выполнения плана среди всех изделий.

Третий способ состоит в определении  коэффициента номенклатурности – это  отношение числа позиций с полным выполнением плана к числу запланированных позиций.

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним относятся  конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние  материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

Внутренние причины  связаны с недостатками в организации  производства, неудовлетворительным состоянием оборудования, его простоями, авариями.

Следует отметить, что  невыполнение ассортиментного плана  не всегда является показателем плохой работы предприятия. Более того, финансовые результаты могут быть несколько выше при условии невыполнения ассортиментного плана. Но невыполнение плана ассортимента всегда свидетельствует о недостатках в планировании. Рыночную ситуацию необходимо прогнозировать.

Таким образом, при прочих равных условиях прибыль будет всегда выше, если ассортиментный план выполняется. Это обусловлено тем, что переналадка оборудования и подготовка производства довольно капиталоемкие.

В заключение следует  отметить, что предприятие постоянно  должно заботиться об обновлении ассортимента реализуемой продукции. Нельзя позволить рыночному продукту устареть, поскольку потребитель ждет новинок, и если предприятие их не освоит, то его место на рынке займут конкуренты.

Поэтому одна из важнейших  задач предприятия заключается  в отслеживании изменений потребностей, прогнозировании и пробе новых изделий, постоянном обновлении ассортимента [3].

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Структура – это соотношение отдельных видов продукции в общем объеме их производства, выраженное в процентах.

Выполнить план по структуре  – значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированные  соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  продукции оказывает большое  влияние на все экономические показатели: объем выпуска продукции, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем всего выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной продукции и соответствующем уменьшении доли низкорентабельной продукции [3].

Информация о работе Анализ реализации готовой продукции