Анализ прибыли торгового предприятия ООО «Прод-Мастер»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие понятия прибыли, сущности управления прибылью, проведение анализа прибыли на примере предприятия ООО «Прод-Мастер» и разработка рекомендаций по повышению эффективности его финансово-хозяйственной деятельности и увеличению прибыли.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия прибыли, ее классификацию;
- дать краткую характеристику деятельности предприятия;

Оглавление

Введение.
Глава 1. Прибыль торгового предприятия и ее роль в условиях рынка.
1.1 Сущность и значение прибыли в условиях рыночной экономики.
1.2 Классификация видов прибыли и источники их формирования.
Глава 2. Экономическая сущность управления прибылью.

2.1. Значение управления прибылью.
2.2. Задачи и информационное обеспечение анализа прибыли.
2.3. Методика факторного анализа прибыли и рентабельности.
2.4. Оценка эффективности использования чистой прибыли.
Глава 3. Анализ прибыли по ООО «Прод-Мастер»
3.1. Экономическая характеристика предприятия.
3.2. Анализ динамики прибыли и рентабельности.
3.3. Разработка рекомендаций по увеличению прибыли.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курс.работа 2012.docx

— 115.90 Кб (Скачать)

 

  1.2. Классификация видов прибыли и источники их формирования.

     В результате производства и реализации товаров (услуг) формируются финансовые ресурсы предприятия, обеспечивающие кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения по завоеванию ниши рынка или выхода на мировой рынок, впоследствии рассчитывая на получения доходов. При анализе финансовой деятельности предприятия большее внимание уделяется рассмотрению структуры получаемых доходов, а так же динамику формирования прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным оценочным показателем деятельности фирмы, а так же является источником поступления доходов в бюджет государства, через систему налогообложения.

    В зависимости  от метода исчисления прибыли,  прибыль классифицируется множеством  видов (в литературе можно встретить  более 50 разновидностей прибыли).

   В зарубежной литературе  принято выделять следующие виды  прибыли: 

-  прибыль, заработанная  благодаря инициативе;

-  прибыль, полученная  при благоприятных обстоятельствах  (или понесенный вследствие неблагоприятных  условий убыток);

-  прибыль, извлечение  которой возможно благодаря ее  признанию общественными институтами,  среди которых важную роль  играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).

   Подобный подход  классификации прибыли основан  на различии факторов, формирующих  прибыль.

   Прибыль, заработанную, благодаря инициативе, можно рассматривать  как вознаграждение за нарушение  статус-кво. Рассмотренная под  таким углом зрения, прибыль предстает  не пассивно получаемым доходом,  а результатом завоевания. При  этом в основу образования  прибыли такого рода положено  влияние четырех групп факторов:

  1. Внедрение инноваций;
  2. Отсутствие страха перед риском;
  3. Разумное использование средств, полученных от экономии на масштабах рыночной деятельности;
  4. Дальновидная политика в отношении задолженности перед хозяйственными партнерами.

   Существуют так называемые неожиданные прибыли, для получения которых предприниматель не никаких усилий. Такая прибыль, полученная при благоприятных условиях, порождена не умышленно созданными, а внешними обстоятельствами, которые можно подразделить на четыре группы:

  1. Порожденные характером производственной деятельности;
  2. Возникшие как следствие существующей структуре рынка;
  3. Связанные с общехозяйственной и общерегиональной конъюнктурой;
  4. Возникшие благодаря воздействию инфляции.

Допускаемая прибыль представляет собой «институционализированный» доход; ее формирование в меньшей мере зависит от экономических факторов, чем от решения какого-либо общественного института или от договора между различными институтами. Под институтами в данном контексте понимают государство, компании, профсоюзы, ассоциации предпринимателей.

   Многообразие видов  прибыли требует их систематизации  по основным классификационным  признакам (таб.1)

Таблица 1

Признак классификации

Вид прибыли

Источники формирования прибыли, используемые при ее учете

Валовая прибыль

Прибыль от продаж

Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от внереализационных  операций

Источники формирования прибыли  по основным видам деятельности предприятия

Прибыль от торговой деятельности

Прибыль от инвестиционной деятельности

Прибыль о финансовой деятельности

Состав элементов, формирующих  прибыль

Маржинальная

До налогообложения

Чистая

Характер налогообложения  прибыли

Налогооблагаемая

Прибыль, не подлежащая налогообложению

Характер инфляционной «очистки»  прибыли

Прибыль номинальная

Прибыль реальная

Планируемый объем деятельности

Минимальная

Нормальная

Целевая

Максимальная

Рассматриваемый период формирования прибыли

Прибыль предшествующего  периода

Прибыль отчетного периода

Прибыль планового периода (планируемая)

Регулярность формирования прибыли

Регулярно формируемая прибыль

Чрезвычайная

Характер использования  прибыли

Капитализированная (нераспределенная)

Потребленная (распределенная)

Значение итогового результата хозяйствования

Положительная прибыль (соответственно прибыль в обычном ее понимании)

Отрицательная прибыль


 

    Валовая прибыль — это разность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продажи при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы Валовая прибыль есть валовой доход предприятия, свидетельствующий об эффективности собственного производства (строительства, торговли т.п.).

   Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, т.е. это финансовый результат от основной деятельности предприятия. Тем самым прибыль от продаж свидетельствует об эффективности основной деятельности предприятия, т.е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

    Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов за вычетом соответствующих расходов. Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это финансовый результат от обычных ввдов деятельности, а также прочихдоходов и расходов и, следовательно, показатель эффективности всей Чистая прибыль (убыток) отчетного периода — это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за вычетом причитающихся за счет бухгалтерской прибыли установленных в соответствии с законодательством налогов и иных аналогичных обязательств. Это та часть прибыли, которая предназначена исключительно для использования на цели, определяемые самой организацией. Она является единственным источником для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также распределения доходов между участниками обществ с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале. Кроме того, в соответствии с учредительными документами часть чистой прибыли направляется на формирование резервного фонда, капитализацию прибыли, а в акционерных обществах — и на формирование специального фонда средств для выплаты дивидендов по привилегированным акциям

   Прибыль от операционной  деятельности формируется как  превышение доходов над расходами  от операционной деятельности  и характеризует положительный  результат отношений по предоставлению  своих активов в пользование  другим организациям и пользования  сторонними активами.

    К операционным доходам относятся проценты к получению (по предоставленным займам, по банковским вкладам, депозитам, по государственным ценным бумагам), доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы (выручка от продаж или от сдачи в аренду основных средств, нематериальных активов и другого имущества, если такая выручка не является доходом от обычных видов деятельности).

   Операционные расходы включают: проценты к уплате (по полученным процентам и займам, по купленным облигациям и акциям), прочие операционные расходы (затраты по сдаче имущества в аренду; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, нематериальных активов; расходы по оплате услуг кредитных организаций; налоги (сборы), которые уплачивают за счет финансовых результатов (налог на имущество, налог на рекламу) и др.

   К внереализационным  доходам относятся: поступления  в виде штрафов, пеней и неустоек  за нарушения условий договоров,  активов, полученных безвозмездно, возмещений за причиненные предприятию  убытки; прибыль прошлых лет, выявленная  в отчетном году;  кредиторские  обязательства и депонентская  задолженность, по которой истек  срок исковой давности; курсовые  разницы в пользу предприятия;  сумма до оценки активов.

   По источникам  формирования прибыли в разрезе  основных видов деятельности  предприятия выделяют прибыль от торговой, инвестиционной и финансовой деятельности. На первый взгляд этот признак классификации идентичен ранее рассмотренному, но это не так. Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как торговая прибыль является результатом торговой деятельности.

   Что касается инвестиционной  деятельности, то ее результаты  отражены частично в прибыли  от внереализационных операций (в  виде доходов от участия в  совместных предприятиях, от владения  ценными бумагами и от депозитных  вкладов), а частично – в прибыли  от операционной деятельности.

   Особого рассмотрения  требует понятие «прибыль от  финансовой деятельности». В процессе  финансовой деятельности как  собственный, так и заемный  капитал, привлеченный из внешних  источников, может быть получен  на более или менее выгодных  для предприятия условиях, что  соответственно отразится на  результатах финансовой прибыли.  Поэтому под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях, более выгодных, чем среднерыночные.

    По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, до налогообложения и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

   Маржинальная прибыль – один из важнейших показателей, используемых в процессе управления прибылью на основе механизма «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Маржинальная прибыль представляет собой разность между суммой валового дохода от реализации товаров (продукции) и суммой переменных затрат. Маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую валовую операционную прибыль от реализации товаров (продукции).

    Прибыль до  налогообложения с наибольшей  полнотой и объективностью показывает  результаты всех видов хозяйственной  деятельности предприятия. Именно  эта прибыль на практике отражает  экономическую категорию « прибавочная  стоимость», которая и подлежит  распределению между предприятием  и государственным бюджетом.

   Чистая прибыль  – это та часть прибыли до  налогообложения, которая остается  в распоряжении предприятия после  уплаты в бюджет текущего налога  на прибыль и откорректированная на сумму отложенных налоговых активов и обязательств. В экономической литературе, особенно зарубежной, чистую прибыль рассматривают как экономическую ренту. Однако понятие «экономическая рента» в большей мере присуще творческой деятельности, где проявляется особый талант (музыкальный, спортивный), а не предпринимательской и тем более не коммерческой. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется четкое разграничение. Поиск прибыли обычно ассоциируется с предпринимательской (коммерческой) деятельностью. Предприниматели и коммерсанты изыскивают прибыль путем выявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов. Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие  в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, -  это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды, т.е. налогового бремени.

    Не вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия – из чистой прибыли предприятие уплачивает штрафы за нарушение законодательства, проценты по ссудам на пополнение собственных оборотных средств, превышение расходов, относимых на издержки обращения по нормируемым статьям и др. Из чистой прибыли также уплачиваются некоторые виды местных налогов и сборов (сборы за перепродажу имущества, лицензии и сборы за право торговли и т.д.), которые по сути, являются необходимыми затратами на ведение хозяйственной деятельности. За рубежом, в странах с развитой экономикой, налоги, которые в России относятся на прибыль, включаются в совокупные затраты (например, премии, выплачиваемые за счет фонда потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, представительские расходы и т.д.). В этом случае вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия. Полученная в результате всех преобразований сумма является прибылью, остающейся в распоряжении предприятия.

    По характеру  налогообложения прибыли выделяют  налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта.

   Налогооблагаемая  прибыль – это прибыль до  налогообложения, уменьшенная или  увеличенная в соответствии с  положениями действующего законодательства.

Информация о работе Анализ прибыли торгового предприятия ООО «Прод-Мастер»