Анализ организационно-технического уровня строительного предприятия ООО «СИГМА»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить процессы анализа и прогнозирования организационно-технического уровня производства.
В соответствии с поставленной целью потребовалось решение следующих задач:
исследовать экономическую сущность и содержание понятия «организационно-технический уровень производства», а также обобщить теоретические вопросы отечественных и зарубежных подходов к данной проблеме;
рассмотреть показатели организационно-технического уровня производства и методы их определения;
дать анализ организационно-технического уровня строительного предприятия.

Оглавление

Введение 3
1 Анализ и прогнозирование организационно-технического уровня 5
1.1 Показатели организационно-технического уровня производства 5
1.2 Определение показателей организационно-технического уровня производства 8
2 Анализ организационно-технического уровня строительного предприятия ООО «СИГМА» 23
2.1 Анализ технической оснащенности и технологии строительного производства 23
2.2 Анализ качества строительной продукции 32
3 Заключение 51
4 Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

1_Kursovaya_rabota_.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

Источниками информации для анализа качества строительства  являются:

    • акты сдачи в эксплуатацию объектов, законченных строительством, в которых содержится оценка объекта в целом и перечень недоделок и работ, подлежащих исправлению;
    • наряды, выдаваемые рабочим на устранение недоделок и брака;
    • рекламации заказчика или эксплуатирующей объект организации, выявленные на стадии эксплуатации объекта.

Для принятия действенных  мер по управлению качеством строительства  следует детально изучить причины  недостаточного качества:

  • некачественные материальные ресурсы; некомплектность проектно-сметной документации; низкая квалификация работников;
  • несоответствие технического обеспечения предприятия требуемой технологии строительного производства;
  • отклонения от требуемой технологии производства строительно-монтажных работ;
  • несвоевременный управленческий контроль качества строительства.

Организация надлежащего учета потерь от брака в строительстве и его своевременная ликвидация позволяет снизить издержки предприятия и создать конечный продукт требуемого качества. Одним из показателей, традиционно применяемым в строительстве и других отраслях материального производства, является процент брака, определяемый как отношение стоимости строительно-монтажных работ, не отвечающих требованиям, к сметной стоимости объекта строительства.

 

Таблица 2.3

Процент брака строительно-монтажных  работ

 

На примере двух строительных предприятий г. Уфы области определены показатели брака строительно-монтажных работ и готовой строительной продукции по объектам, начатым и завершенным в 2006 году (табл. 2.3).

Более глубокий анализ деятельности указанных предприятий позволил выявить следующее. ООО «Сигма» имеет в программе работ относительно однотипные объекты строительства (жилые объекты, офисные строения), характеризующиеся высокой трудоемкостью и более высоким уровнем брака по сравнению с ООО «Интеграл». ООО «Интеграл» сооружает объекты производственного назначения с относительно высоким уровнем индустриализации, что ограничивает возможности брака. Однако на этапе сдачи объекта возможности несоответствия требуемому уровню качества, предъявляемому заказчиком, более существенны. Это следует учитывать при формировании систем управления качеством на предприятии.

Анализ состояния системы  управления качеством, функционирующей  на предприятии, является отдельным  важнейшим направлением анализа. Одним  из показателей, обобщенно характеризующим  результативность работы по обеспечению качества строительной продукции, является коэффициент результативности затрат на обеспечение качества, который в агрегированном виде может быть представлен следующим образом:

 

где Пк – суммарные потери предприятия от низкого качества продукции, руб.;

Зокп – затраты на устранение дефектов и обеспечение качества строительной продукции. Сопоставление потерь с затратами на функционирование системы управления качеством строительной продукции требует систематизации указанных затрат (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Систематизация затрат на устранение дефектов и обеспечение качества строительной продукции

 

Затраты на контроль качества:

  • контроль качества и комплектности проектно-сметной документации;
  • контроль качества материально-технических ресурсов для строительства;
  • контроль качества выполнения строительно-монтажных работ субподрядными организациями;
  • операционный контроль качества строительно-монтажных работ в процессе строительства;
  • промежуточный контроль качества скрытых работ, законченных конструктивных частей объекта строительства;
  • приемочный контроль качества законченного строительством объекта.

Затраты, связанные с  устранением дефектов при производстве строительной продукции:

  • ликвидация конструктивных частей и элементов объекта строительства, содержащих дефекты, исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно;
  • затраты на повторное производство строительно-монтажных работ; устранение дефектов строительно-монтажных работ;
  • устранение дефектов материалов, деталей и конструкций, принятых у поставщиков; исправление дефектов в работе субподрядчиков;
  • простои, вызванные нарушением графиков строительства из-за дефектов произведенных конструктивных элементов или видов работ.

Затраты на устранение дефектов в готовой строительной продукции, обнаруженных после сдачи объекта в течение гарантийного срока, включают расходы по восстановлению частей зданий, отдельных конструктивных элементов, а также расходы, вызванные применением соответствующих юридических санкций. Затраты на мероприятия по предупреждению дефектов строительной продукции:

· · · анализ причин дефектов строительной продукции и  планирование мероприятий по повышению  качества строительной продукции; повышение  квалификации работников предприятия; техническое оснащение системы контроля качества.

Затраты на устранение дефектов (ЗВД и ЗДП) следует отнести к потерям предприятия, но если система управления качеством будет совершенствоваться, они будут иметь тенденцию к снижению. В соответствии с указанной классификацией коэффициент результативности затрат на обеспечение качества (К) в детализированном виде можно определить по следующей формуле:

Для анализируемых нами предприятий указанные показатели приведены в табл. 2.4. Данный показатель должен иметь тенденцию к снижению.

Таблица 2.4

Результативность затрат на обеспечение качества

 

Сравнительный анализ показывает, что затраты на управление качеством  в ООО «Интеграл» менее результативны, и следует определить, какие элементы системы следует усилить. Необходимо измерить также влияние изменения качества строительно-монтажных работ строительной продукции на основные показатели деятельности строительного предприятия. В частности, прирост прибыли от реализации строительной продукции за счет роста ее потребительских качеств определяется следующим образом:

ΔПпк = (РЦед.прод. – РЦсредн.) * Оед.прод.,

где РЦед.прод. – рыночная цена условной единицы продукции (1 м2 полезной площади либо другой измеритель, отражающий специфику возводимых предприятием объектов), руб.; РЦсредн. – средняя рыночная цена единицы строительной продукции аналогичного вида, руб.; Оед.прод. – количество единиц продукции, проданной за анализируемый период. Показатель средней рыночной цены условной единицы продукции может быть заменен показателем средней рыночной цены продукции строительных предприятий – более сильных конкурентов относительно анализируемого предприятия. Это позволит более глубоко вникнуть в проблемы собственного предприятия. Очевидно, что результат будет отрицательным, но важно увидеть тенденцию и понять, сокращается ли этот разрыв. В рамках финансового планирования деятельности строительного предприятия необходимо предусмотреть финансовый резерв, поскольку полностью исключить потери от брака в строительстве невозможно. Потери при возникновении внутреннего неустранимого брака:

Пб = Сб + Зп * Кнзп + Пдоп – Спб – Зв,

где Сб – стоимость материалов, деталей, конструкций, топлива, электроэнергии и других материальных ресурсов, израсходованных на производство строительно-монтажных работ, руб.;

Зп – расходы на оплату труда рабочих, выполнивших строительно-монтажные работы до обнаружения брака, руб.;

Кнзп – коэффициент увеличения расходов, отражающих социальные налоги и расходы на содержание аппарата управления, руб.;

Пдоп – дополнительные потери от брака, возникающие на смежных участках работ, руб.;

Спб – стоимость окончательно забракованной продукции, определенная на основе ее возможного альтернативного использования, руб.;

Зв – сумма возмещения убытков, взысканная с виновников брака, руб. Потери по исправлению внутреннего брака:

Пи.б = Си.б + Зи.б. * Кнзп + Пдоп – Спб – Зв,

где Си.б – стоимость сырья, материалов, деталей, конструкций, топлива, электроэнергии, израсходованных на исправление брака, руб.; Зи.б. – сумма заработной платы, израсходованной на исправление брака, руб. Возможные пути решения проблемы обеспечения конкурентоспособности строительной продукции на основе ее качества, по нашему мнению, следующие.

Во-первых, внедрение  комплексной системы управления качеством и поддержание ее на уровне рыночных требований.

Во-вторых, разработка и  внедрение аналитического инструментария качества, отражающего специфику  деятельности конкретной строительной организации.

Резервы повышения качества строительной продукции не могут быть своевременно выявлены и реализованы, если в организации нет комплексной системы управления качеством. Для формирования такого рода системы можно использовать накопленный дорыночный опыт и отразить мировые тенденции менеджмента качества. Стандартизация как основа управления качеством начала формирование с 1925 года (первый общесоюзный стандарт ОСТ-1 на пшеницу). Система стандартов предусматривала их четыре категории: государственную, отраслевую, республиканскую и стандарты предприятий. Последняя категория распространялась на отдельные части продукции, упаковку, маркировку, приемку, но эти стандарты утверждались организациями по стандартизации. В СССР существовала функциональная структура управления качеством строительства на всех уровнях, начиная от Госстроя СССР и заканчивая трестом. Управление осуществлялось по четырем направлениям: стандартизация, контроль, научно-техническое обеспечение и экономическое регулирование качества строительства. Основными показателями комплексной системы управления качеством (КСУКС) являлись:

  • коэффициент дефектности (отражает в процентном выражении степень соответствия строительно-монтажных работ проекту);
  • стабильность сдачи работ с первого предъявления;
  • средневзвешенный оценочный балл по видам работ и конструктивным элементам объекта строительства.

В силу специальных особенностей строительства идеальная система  оценки качества не была создана, хотя строительству в дорыночный период была присуща высокая степень  типизации строительства. Тем не менее, была создана система управления качеством, обязательная к применению и ориентированная на точность технологических процессов. Комплексность управления качеством рассмотрена только в пределах управления самой строительной организацией, но и по всей цепи взаимодействия в процессе строительства. В частности, было разработано более 500 государственных стандартов на основные виды строительных материалов и конструкций, санитарно-техническое и инженерное оборудование зданий, изделия из древесины. На сегодняшний день стандарты не охватывают всей номенклатуры применяемых в строительстве материальных ресурсов.

Обязательная статистика капитального строительства предусматривала  отражение показателей качества строительной продукции как важнейшего народнохозяйственного показателя. Показатели, по сути, не были сформированы в систему, методы их расчетов не были определены. Принятая балльная оценка качества строительно-монтажных работ не смогла разрешить проблему поиска количественного измерителя качества строительства, но некоторый период времени этот показатель применялся (приложение к форме №1-КС и №2-КС) и бесспорно сыграл свою позитивную роль в активизации работы по управлению качеством. К другим показателям были отнесены:

  • объем строительно-монтажных работ, не отвечающих требованиям технических условий и подлежащих обязательной переделке;
  • сметная стоимость невыполненных по объектам работ («недоделки»);
  • величина потерь от переделки работ.

Основные этапы создания комплексной системы управления качеством, отражающие мировые тенденции, предлагаются следующие:

  • формулирование целей строительного предприятия в области управления качеством (п. 5.4. стандарта ИСО 9001);
  • четкая идентификация процессов управления качеством, установление их последовательности и критериев результативности (п. 4 стандарта ИСО 9001);
  • разработка документации системы (п. 4.2 стандарта ИСО 9001);
  • разработка механизма мониторинга соответствия качества продукции установленным требованиям, оценки достижения целей, а также механизмов улучшения, включающих корректирующие и предупреждающие действия (пп. 8.2, 8.5 стандарта ИСО 9001);
  • анализ результативности системы управления качеством (пп. 5.6, 8.4 стандарта ИСО 9001).

Информация о работе Анализ организационно-технического уровня строительного предприятия ООО «СИГМА»