Анализ образования прибыли на примере кафе "Пилигрим"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение прибыли как основной экономической категории.
Цель потребовала решения следующих задач:
Изучение сущности, видов прибыли и ее роли на предприятии торговли;
Анализ образования и использования прибыли на предприятии;
Планирование прибыли на предприятии торговли;

Оглавление

Введение………………………………………………………………....….3
1. Роль прибыли в условиях рынка……………………..………..…...…...5
1.1. Прибыль как цель функционирования предприятия…………..…5
1.2. Определение прибыли………………………………………...……5
1.3. Понятие и методы расчета рентабельности……………..………..7
2. Анализ прибыли………………………………………….…….………12
2.1 Характеристика предприятия общественного питания – кафе «Пилигрим»…………………………………………………………………...….12
2.2. Анализ образования прибыли предприятия общественного питания на примере кафе «Пилигрим»……………………………..…….……14
2.3 Анализ использования прибыли………………………….………17
3. Составление бюджета по прибыли на примере кафе «Пилигрим»…21
3.1. Методы планирования прибыли…………………………………21
3.1.1. Метод прямого счета……………………………….………21
3.1.2. Нормативный метод………………………………….…….24
3.1.3. Метод целевого планирования…………………..…..……24
3.2. Определение валовой прибыли на планируемый период…...….27
3.3. Определение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия…………………………………………………..…..28
4. Основные направления увеличения прибыли на предприятии.…....29
Заключение…………………………………………………….……….…33
Список используемой литературы………………………………….….36
Приложения…………………………………………………………...…..38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа институт.docx

— 82.67 Кб (Скачать)

∆СФ - приращение величины спецфондов, т.е. фонда накопления или потребления за счет изменения величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

∆ЧП - приращение суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

К - коэффициент отчислений от чистой прибыли в данный фонд (базисная величина).

 

Суммы отчислений в фонды специального назначения находятся также под влиянием изменения величины коэффициента отчислений от чистой прибыли. Влияние этого  фактора можно определить по следующей  формуле:

 

∆СФ = (К1 — К0) ЧП1,    (13)

∆СФ - приращение величины фондов специального назначения за счет изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли;

К1, К0 - соответственно фактический и базисный коэффициенты отчислений от чистой прибыли в фонды специального назначения;

ЧП1 - чистая прибыль данного предприятия за отчетный период.

 

Увеличение  величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия соответственно повышает сумму отчислений в специальные фонды, а уменьшение чистой прибыли снижает величину этих отчислений. Аналогично, т.е. прямым образом, влияет и изменение коэффициента отчислений от чистой прибыли: при увеличении этого коэффициента сумма отчислений в фонды специального назначения растет, а при снижении величины коэффициента сумма отчислений в специальные фонды уменьшается.

 

В процессе анализа использования средств специальных фондов необходимо сопоставить фактические расходы средств с предусмотренными планом и расходами предыдущих отчетных периодов. Так, средства фондов накопления направляются, как правило, на цели развития производства, т.е. на увеличение основных средств (фондов), а также на наполнение оборотных активов. Целесообразно проанализировать, каким образом использование средств фонда накопления повлияло на структуру имущества предприятия, а также на техническое состояние основных средств (фондов).

 

Средства  фондов потребления расходуются  для осуществления различных  выплат социального характера. Анализ использования средств этих фондов целесообразно осуществлять в увязке с такими показателями состояния  и использования трудовых ресурсов, как коэффициенты оборота по приему и увольнению, полного оборота, текучести, показатели среднего тарифного разряда, производительности труда. Использование  прибыли для образования и  расходования фондов потребления является оправданным, если оно взаимосвязано  с улучшением перечисленных трудовых показателей. [9 с. 10-16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составление бюджета по прибыли на примере кафе «Пилигрим»

3.1. Методы планирования прибыли

 

Для планирования прибыли торгового предприятия  могут быть использованы следующие  методы:

- метод  прямого счета;

- нормативный  метод;

- метод  целевого планирования.

 

3.1.1. Метод прямого счета

 

Метод прямого  счета является достаточно надежным и относительно простым методом  планирования прибыли, для этого  производится расчет суммы товарооборота  по производству собственной продукции  и покупным товарам, валового дохода и издержек обращения, определение  доходов от прочей деятельности (14):

 

Ппл. = ВД пл.  -ИО пл. - СВДР пл. (14)

где ВД пл. - планируемый валовой доход;

  ИО  пл. -  планируемые издержки обращения  (планируемые налоги включены  в издержки обращения при вмененной  системе налогообложения);

СВДР  пл.  – сальдо прочих доходов и  расходов.

 

Планирование товарооборота

Предприятие открыто совсем недавно  и для планирования нам доступна информация только двух предшествующих периодов, поэтому экономико-статистические методы нам не пригодны. Но советом  учредителей была поставлена задача, повысить товарооборот на 30%, в том  числе собственной продукции  и покупных товаров. Такая величина вполне реальна для нового предприятия, которое находиться на стадии становления, и которому необходим интенсивный рост для дальнейшего выживания. Притом же эта величина ниже той, которая была получена в анализируемых периодах (33,3% соответственно).

Товарооборот  на планируемый год составит:

 

Тпл. = Тотч. * (100%+К6 ) (15)

где К6 - значение прироста товарооборота на планируемый период.

 

Тпл. =  960 * 130 /100%= 1248 тыс. руб.

 Проведем  распределение товарооборота между  производством собственной продукции  и покупными товарами по данным  предыдущих периодов:

В 1-м полугодии 2011 года собственное производство занимало 45,8% в общем объеме товарооборота, а во 2-м полугодии 2010 года – 43,75%, т.е. отклонение в сторону увеличения реализации собственной продукции:

Тоб.(%-1-м полугодии 2011.) – собств. Продукции =440 тыс.руб./ 960тыс.р.*100%=45,8%

Тоб.(%-2-м полугодии 2010.) – собств. Продукции =315 тыс.руб./ 720тыс.р.*100%=43,75%

На планируемый  год:

  1. Производство и реализация собственной продукции:

Тоб.(%-2-е полугодии 2011.) – собств. Продукции = 1248 тыс. руб.*45,8%/100%= 571,6 тыс.руб.

  1. Реализация покупных товаров:

1248 тыс.  руб. – 571,6 тыс.р. = 676,4 тыс.руб.

  1. Проведение предложенных мероприятий с целью использования резерва по росту прибыли на сумму 19,4 тыс.р. должны увеличить товарооборот на 60 тыс.р.:

19,4 тыс.р. /(32,5%/100%)= 60 тыс.р.

Где 32,5% - рентабельность продаж в 1-м полугодии 2011 года.

Итого планируемый  товарооборот составит 1308 тыс.р.:

Тплан = 1248 тыс.р.+ 60 тыс.р. = 1308 тыс.р.

 

Планирование издержек

Планирование  издержек обращения произведем в  общей сумме (без разделения на производство собственной продукции и покупных товаров, так как и фактически отдельно учета нет). При этом необходимо знать сумму условно - постоянных расходов и условно - переменных в  отчетном периоде и учесть, что  условно -постоянные расходы  практически не изменяются при изменении товарооборота или изменяются незначительно, условно -  переменные расходы изменяются пропорционально изменению товарооборота (16):

ИО=ИОпер.+ИОпост. (16)

 

Фактически  условно- переменные расходы в 1-м полугодии 2011 года занимали 25% от общей суммы издержек обращения, т.е. – 72 тыс.р. (288 тыс.р. *25%/100%), и постоянные расходы составляют большую часть- 216 тыс.р.  (288 тыс.р. -72 тыс.р.).

ИОплан = 72 тыс.р.  * 130%/100% + 288 тыс.р.  = 381,6 тыс.р.

По издержкам  обращения необходимо установить влияние  индекса инфляции (рост тарифов по коммунальным услугам, на автомобильные  перевозки, на услуги со стороны, изменение  ставок по арендной плате и т.д) Но по ряду статей затрат роста затрат не произойдет: например, амортизация – не меняется, влияет ввод и выбытие основных средств, рост заработной платы сотрудникам на время кризиса администрацией не предусмотрен. Поэтому индекс инфляции по предприятию не совпадает с ожидаемым индексом по стране. Планируется рост затрат на 2,0%., т.е.

ИОплан (скор.) = 381,6 тыс.р.*102,0%/100%= 389,2 тыс.р. [12 с. 160]

 

 

3.1.2. Нормативный метод

 

Нормативный метод является достаточно простым методом, но условием для его применения является наличие нормативной базы.  В качестве нормативов могут выступать норма прибыли на единицу товарооборота или норма прибыли на собственный капитал.

Согласно  данному методу планируемая сумма  чистой прибыли определяется по формуле (17):

ЧП=Тпл. * Рп/100% (17)

где ЧП- плановая сумма чистой прибыли, руб.

Рп - нормативный уровень рентабельности, % к товарообороту;

Тпл. - планируемый объем товарооборота, руб.

В качестве нормативного уровня рентабельности могут  быть приняты фактические значения, достигнутые в отчетном периоде.

П план =  1248 тыс. руб. * 32,5 %/100%= 405,6 тыс.р.

П план (скорр) = 405,6 тыс.р. + 19,4 = 425 тыс.р.

Где 19,4 тыс.р.  – неиспользованные резервы за предыдущий период.

Эта сумма  примерно равна рассчитанной ранее  - прямым способом, 416,6 тыс. руб.)

 

3.1.3. Метод целевого планирования

 

 Метод целевого планирования позволяет обеспечить увязку размеров прибыли с целями развития предприятия. Рассчитывается минимально необходимая сумма прибыли, выплаты доходов учредителям, суммы, направляемые на расширение производства: приобретение основных и оборотных средств, на премирование персонала и т.д. (18):

Пmin = ∆Фопф + ∆ОС + Д + К (18)

Где ∆Фопф и ∆ОС - прирост основных фондов и оборотных средств в отчетном периоде (по оценке руководителей предприятия – 150 тыс.р. – основные средства и 180 тыс.р. – оборотные средства);

Д- (доходы учредителей) – (на уровне 1-го полугодия 2011 года – 100 тыс.р.)

К-суммы  для выплаты долгосрочных кредитов и процентов по ним (предприятие  не пользуется кредитами банков)

Пmin = 150 тыс.р. + 180 тыс.р.+100 тыс.р.= 430 тыс.р.

 

Направления деятельности, позволяющие  обеспечить прирост прибыли от основной деятельности  на сумму  104,6 тыс.р.(416,6 тыс.р. – 312 тыс.р.), следующие:

- открытие  кофейни с 10 часов – для  желающих позавтракать;

- расширения  меню;

- установки  в кофейни широкоформатного телевизора, для трансляции телепрограмм.

Результаты планирования прибыли  по рассмотренным выше вариантам  обобщены в таблице 3.2 (Прил. 6).

Из таблицы 3.2 видно, что использование  различных методов планирования прибыли дает различные суммы  прибыли:  по методу целевого планирования сумма прибыли от продажи на 2-е  полугодие 2009г. – максимальная из всех, по нормативному методу сумма прибыли  от продажи – минимальная из всех; метод прямого счета  показывает средний результат  прибыли от продажи из всех опробованных методов.

Наиболее оптимальным методом  планирования прибыли из всех опробованных способов  является метод прямого  счета, так как данный метод позволят прогнозировать прибыль во взаимосвязи  с другими показателями – товарооборотом, валовым доходом, издержками обращения. Результаты планирования прибыли по методу прямого счета при комплексном  подходе, заложенном в основу метода, являются более обоснованными. Кроме того, расчет плановых величин товарооборота, валового дохода, издержек обращения в совокупности с плановой величиной прибыли позволит более эффективно контролировать выполнение плана по прибыли, анализировать какие факторы  положительно или отрицательно влияют на выполнение плана по прибыли.

Надежность проведенных расчетов подтвердим определением точки безубыточности в табл. 3.3 – (Прил. 7).

При расчете  точки безубыточности (критический  объем продаж) использована формула (19):

Ткрит. = ИОпост/(Увд. - Уио. Пер.)                              (19)

Где Ткрит. - точки безубыточности

 ИОпост - постоянные затраты в издержках обращения;

Увд. - уровень валового дохода в товарообороте;

Уио. пер.- уровень переменных издержек

Чтобы предприятие возместило переменные издержки в плановом периоде, ему  необходимо получить валового дохода на сумму  332 тыс. р., что на 87 тыс.р. больше чем в отчетном периоде.

Финансовый запас прочности (ФЗП) определяется по формуле (20):

ФЗП = (ВД-ВДкр.)/ВД*100%                                      (20)

Отрицательно, что в планируемом  периоде финансовый запас прочности  уменьшился на 0,4 процентных пункта (с 59,2% до 58,8%). При дальнейшем снижении валового дохода на 58,8% до критической точки, кофейня понесет убытки.

Для увязки дохода и прибыли необходимо рассчитать операционный рычаг по формуле (21)

ОР=МД/П реал.                                                               (21)

Где ОР- операционный рычаг (или леверидж):

МД - маржинальный доход;

П реал. - прибыль от реализации

Значение операционного рычага показывает, что при росте дохода на 1,0% прибыль будет увеличиваться  на 1,7% и наоборот, при снижении дохода на 1,0% прибыль уменьшится на 1,7%. Чем больше доля постоянных расходов, тем выше значение операционного рычага. А у предприятия объем постоянных расходов в издержках обращения составляет ~ 75,0% [2 с. 256]

 

 

3.2. Определение валовой прибыли  на планируемый период

 

 

С учетом кризиса, необходимостью удержать постоянных посетителей и привлечь новых  посетителей за счет чего желательно увеличить товарооборот на 30%,  не разумно повышать торговую наценку. Предлагается оставить процент торговой наценки на уровне отчетного года:

Производство  и реализация собственной продукции  – 84,3 %;

Реализация  покупных товаров (44%)

Валовой доход на 2-й квартал 2011 год:

ВД план (собств. произ-во) = 571,6  тыс.руб. *84,3%/100% = 481,8 тыс.р.

ВД план (реализ покупн. товаров) = (676,4  + 60)тыс.руб.* 44%/100%= 324 тыс.р.

ВД план = 481,8 тыс.р. + 324 тыс.р. = 805,8 тыс.р.

Где 571,6  тыс.руб. – товарооборот по производству и реализации собственной продукции

Информация о работе Анализ образования прибыли на примере кафе "Пилигрим"