Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 10:40, курсовая работа
Капитал, собственный капитал, уставный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, инвестированный капитал, накопленный капитал, коэффициенты структуры капитала, финансовая устойчивость, ликвидность, рентабельность.
Введение 6
1Теоретические основы анализа формирования и использования
собственного капитала организации 8
1.1 Понятие собственного капитала, его основные элементы и источники его формирования 8
1.2 Теоретические основы финансового анализа 14
1.3 Теоретические основы анализа эффективности использования соб-ственного капитала 18
2 Анализ финансового состояния ОАО «Газпром нефть» 21
2.1 Характеристика компании ОАО «Газпром нефть» 21
2.2 Анализ финансового состояния ОАО «Газпром нефть» 23
3 Анализ эффективности использования собственного капитала
организации 29
3.1 Оценка состава и структуры собственного капитала организации 29
3.2 Анализ изменений в составе источников финансирования 29
3.3 Анализ использования собственного капитала по балансовой
отчетности предприятия 31
3.4 Анализ влияния изменения финансовых результатов на
прирост собственного капитала 33
3.5 Оптимизация использования собственного капитала
ОАО «Газпром нефть» 37
Заключение 41
Библиографический список 42
Кобщ.л.=
А1+0,5×А2+0,3×А3:П1+0,5П2+0,
-
коэффициент абсолютной
Кабс.л.=А1:П1+П2,
норма: 0,1 – 0,2
(8)
-
коэффициент промежуточной ликвидности
Кпр.л.=А1+А2:П1+П2,
норма: 0,7 – 1
(9)
-
коэффициент текущей ликвидности
Ктек.л.=3×А1+А2:П1+П2, норма: 1 – 2 (10)
Рентабельность предприятия показывает долю прибыли, заложенную в выручке от реализации продукции. Чем в структуре реализованной продукции больше доля наиболее рентабельных видов продукции, тем выше выручка и, соответственно, прибыль предприятия.
Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от продаж на выручку от реализации продукции. Рентабельность всего капитала – частное от деления прибыли от продаж на сумму основных средств и оборотных активов. Рентабельность основной деятельности - выручка от реализации продукции делится на сумму затрат.
Коэффициенты (показатели) деловой активности позволяют оценить эффективность использования собственных средств предприятия и выражаются в оценке оборачиваемости активов компании. Показатель оборачиваемости активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия. От скорости оборота оборотных активов напрямую зависит прибыльность предприятия – чем выше оборачиваемость активов, тем она выше и наоборот. Поэтому любому предприятию необходимо стремиться к повышению скорости оборота оборотных средств6.
1.3 Методика анализа эффективности использования собственного капитала организации
Для оценки эффективности собственного капитала в процессе деятельности предприятия используют показатели: коэффициент оборачиваемости, рентабельность.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала – это отношение выручки от продаж к средней величине собственного капитала.
Для
оценки продолжительности одного оборота
используем формулу:
То(СОБК)
= 360:Ко(СОБК)
Наиболее
распространенным показателем оценивающим
эффективность использования
В
ходе анализа показателей
Для оценки продолжительности финансового цикла рассчитывались показатели:
Для
оценки влияния выручки на прирост
собственного капитала используем формулу:
ΔСОБК(В)=(В1–В0):Ко(
Влияние
изменения коэффициента оборачиваемости
собственного капитала на прирост собственного
капитала рассчитывается по формуле:
ΔСОБК(Ко)=B1:Ко(СОБК)1–
Для
оценки влияния прибыли на прирост
собственного капитала воспользуемся
соотношением:
СОБК
= ПРБ:Ро(СОБК)
где ПРБ - балансовая прибыль;
Ро(СОБК) – общая рентабельность собственного капитала.
Влияние изменения балансовой прибыли на прирост собственного капитала:
ΔСОБК(ПРБ)=(ПРБ1–ПРБ0
Влияние изменения рентабельности
собственного капитала на прирост собственного
капитала:
ΔСОБК(Ро(СОБК))=ПРБ1:
Между
финансовой рентабельностью, оборачиваемостью
собственного капитала, рентабельностью
продаж существует тесная связь:
Рф(СОБК)=ПРЧ:СОБК=(ПРЧ:
×Ко(СОБК)
Первый
сомножитель характеризует
Влияние
изменения доли чистой прибыли в
прибыли от продаж на прирост рентабельности
собственного капитала:
Δ(Рф:Дч)=(Дч1–Дч0)×Рпр0
Влияние изменения рентабельности продаж на прирост рентабельности собственного капитала:
Δ(Рф:Рпр)=Дч1×(Рпр1–Рпр
Влияние
изменения уровня использования
собственного капитала на прирост рентабельности
собственного капитала:
Δ(Рф:Ко(СОБК))=Дч1×Рпр1
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ОАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ»
2.1 Характеристика компании ОАО «Газпром нефть»
Начало
девяностых годов в России – время
активных преобразований в экономике.
Именно в этот период значительные
изменения коснулись топливно-
Компания «Газпромнефть» (первоначально – «Сибнефть») была основана в 1995 году, в соответствии с указом Президента РФ Бориса Ельцина № 872 от 24 августа. Холдингу были переданы государственные пакеты акций крупнейших нефтяных предприятий страны ОАО «Ноябрьскнефтегаз», Омского нефтеперерабатывающего завода, ОАО «Ноябрьскнефтегазгеофизика» и сбытового предприятия ОАО «Омскнефтепродукт». В дальнейшем, в связи с развитием рыночной экономики, правительством РФ был разработан план приватизации «Сибнефти», который предусматривал продажу 49 % ее акций внешним инвесторам на аукционе и сохранение 51 % акций в собственности федерального правительства до сентября 1998 года. С января 1996 года частные инвесторы приобрели на аукционах 49 % акционерного капитала Сибнефти.
12 мая 1997 года, в рамках правительственной программы «Акции за кредиты», на аукционе по продаже государственной доли «Сибнефти» победила «Финансовая нефтяная компания». Прежде всего, своей первостепенной задачей руководство «Сибнефти» видело реструктуризацию компании, с целью обеспечить успешную работу в условиях нового рынка.
Следующим ключевым для «Сибнефти» этапом развития стал 2005 год, когда главным акционером компании стал «Газпром». С появлением нового имени «Газпром нефть», значительные перемены коснулись стратегии компании и тех целей, которые она ставит перед собой. ОАО «Газпром нефть» - это дочерняя компания ОАО «Газпром», деятельность которой направлена на надежное обеспечение нефтью и нефтепродуктами отечественных и зарубежных потребителей, внедрение высокопроизводительных технологий добычи и переработки, позволяющих повышать эффективность деятельности и усиливать конкурентные позиции, как на российском, так и на мировом рынках.
Стратегическая
цель «Газпром нефти» - стать крупным
международным игроком
Стратегия развития ОАО «Газпром нефть» до 2020 года определяет основные принципы, цели, направления и ожидаемые результаты деятельности ОАО «Газпром нефть», включая дочерние и зависимые общества.
В 2009 году Советом директоров Компании были утверждены Стратегия развития Блока разведки и добычи до 2020г., Стратегия нефтепереработки до 2020г. и Стратегия сбыта нефтепродуктов до 2020г. В 2010 году Компания продолжила внедрять системный подход к формированию концепции стратегического развития. С целью координации действий менеджмента по управлению Компанией на всех уровнях и по всем направлениям планируется постепенный переход на интегрированную систему разработки долгосрочной стратегии и защиты среднесрочных бизнес-планов.
В планы компании входит увеличение объема годовой добычи до 100 миллионов тонн к 2020 году. Вместе с наращиванием добычи «Газпромнефть» планирует дальнейшее расширение перерабатывающих и сбытовых мощностей, совершенствуя сеть собственных АЗС и осваивая новые регионы. Достижение этих целей планируется за счёт поэтапного ввода в эксплуатацию разведанных нефтяных месторождений «Газпром нефти» и месторождений «Славнефти» и «Томскнефти», в которых «Газпром нефть» контролирует 50% акционерного капитала, а также нефтяных активов «Газпрома». Целевой уровень будет обеспечен как за счет существующих активов, так и проектов с долевым участием ОАО «Газпром нефть». Также предполагается расширение портфеля активов за счет приобретения участков нераспределенного фонда, покупки активов на российском рынке.
Основные экономические показатели рыночной деятельности ОАО «Газпром нефть» представлены в таблице 1.
Показатель, млн. долларов | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Абсолютное отклонение, млн. долларов | |
2008 год | 2009 год | ||||
Выручка от реализации | 22248 | 33205 | 23648 | 10957 | -9557 |
Операционные расходы | 1941 | 2015 | 1862 | 74 | -153 |
Операционная прибыль | 4899 | 6249 | 3429 | 1349 | -2820 |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 854 | 2015 | 1862 | 1161 | -153 |
Чистая прибыль | 4143 | 4658 | 3013 | 554 | -1616 |