Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:00, курсовая работа
Основная цель работы: на основе оценки финансовых показателей, дать заключение о рентабельности предприятия.
Цель анализа финансовых результатов определяет задачи:
оценка выполнения планов реализации продукции и получения прибыли;
определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Введение
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации
1.1. Правовой статус организации
1.2. Организационная и экономическая характеристика
2. Анализ показателей прибыли и рентабельности
2.1. Показатели прибыли и доходов используемые в комплексном экономическом анализе
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
2.3. Влияние учетной политики на размер прибыли
2.4. Факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом и отдельных ее видов
2.5. Анализ прочих доходов и расходов
2.6. Анализ показателей рентабельности
3. Подсчет и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Пятов М.Л., профессор СПбГУ, д.э.н. в своей статье «Бухгалтерская прибыль как стимул к экономическому рефлексу» пишет: «Прибыль - это показатель, во многом влияющий на оценку заинтересованными лицами положения дел фирмы. Показатель, формирующий у таких лиц вполне определенные "экономические рефлексы" - решения о вложении средств». Далее профессор определяет, что представляет собой величина прибыли, представляемая в бухгалтерской отчетности - это скорее сказать, чем она не является. Очевидно, что прибыль фирмы - это не полученные ею деньги, и это не разность между всеми понесенными предприятием расходами и полученными доходами. Величина бухгалтерской прибыли - это сумма, отражающая бухгалтерскую оценку эффективности работы фирмы, оценку, служащую результатом применения набора определенных методологических приемов, выбираемых регулятивами или самой компанией из довольно объемного "меню" подходов к трактовке хозяйственных фактов, предлагаемых теорией учета.
Однако, несомненно, оценка прибыли фирмы - это важнейший индикатор успешности ее деятельности, основа принятия многих существенных для ее деятельности и для деятельности ее контрагентов управленческих решений.
И показатели рентабельности
- это аналитический
2.1 Показатели прибыли и доходов используемые в комплексном экономическом анализе
В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли:
Балансовая прибыль или прибыль до налогообложения включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций (рис. 1).
рис.1
Налогооблагаемая прибыль - это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется.
Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Такова точка зрения Савицкой Г.В.
Ковалев В.В. различает показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
В своей работе он дает понятия этих показателей:
«Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.
Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 20 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.
Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например, при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления). Например, если известна оборачиваемость товаров по отдельным товарным группам, то товарооборачиваемость по магазину в целом не может быть найдена прямым суммированием исходных показателей товарооборачиваемости; нужно использовать показатели, характеризующие товарооборот и запасы магазина».
Ковалев В.В. выделяет два подхода к оценке экономической эффективности - ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (EFF) выражается формулой
где EF - величина экономического эффекта;
RC - величина ресурсов или затрат.
Различие между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит лишь кажущийся характер - известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью различных методик амортизации и т.п.
Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Неслучайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).
Существует множество
Логика дальнейшего
Отметим, что использованная на этом рисунке классификация расходов и доходов, а также некоторые названия показателей являются в определенном смысле условными. Например, коммерческие расходы здесь отнесены к группе условно-постоянных расходов. Такой подход является достаточно распространенным, однако надо иметь в виду, что если для конкретной компании эти расходы являются значимыми и в той или иной степени зависят от объема производства, то их следует разделить на постоянные и переменные.
Что касается условности названий, то, например, можно упомянуть о валовой (маржинальной) прибыли. Этот показатель, фактически представляющий собой разность между выручкой от реализации и переменными расходами и имеющий основополагающее значение в системе директ-костинга, был разработан и интерпретирован в ходе реализации идей маржиналистов в приложении к бухгалтерскому учету. В англоязычной литературе этот показатель имеет еще одно название, которое буквально переводится на русский язык словом "вклад". Именно этот термин мы и будем использовать в дальнейшем наряду с термином "валовая прибыль". Показатель этот является сравнительно новым для отечественного учета. Некоторое смысловое объяснение его названия может быть таким: для эффективно работающей коммерческой организации валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расходов производственного назначения, т.е. она всегда ограничена снизу.
Как следует из схемы, укрупненно алгоритм распределения дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно уменьшается на величину: а) затрат труда и материалов (материальные расходы); б) процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы); в) уплачиваемых налогов. Остаток распределяется между владельцами коммерческой организации. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них различна для различных категорий лиц, заинтересованных в деятельности данной коммерческой организации. Можно привести следующий пример. С позиции лендеров, в принципе, безразлично, насколько велика чистая прибыль коммерческой организации - 1 тыс. руб. или 100 тыс. руб., главное для них — насколько велика прибыль до вычета процентов и налогов, точнее, достаточна ли ее величина для покрытия постоянных финансовых расходов. То, что подобная ситуация с варьированием чистой прибыли, хотя, возможно, и в меньших пределах, вполне реальна, не вызывает сомнения и может быть объяснено различными причинами, например, отраслевой, территориальной и др. Совершенно очевидно, что прибыль в 1 руб. с равным успехом может быть прибылью как крупнейшей фирмы, так и нищего, приторговывающего газетами.
Безусловно, алгоритмы распределения доходов на практике более сложны в отношении расчетной базы, последовательности начисления, порядка выплаты и т.д., однако с позиции методологии и логики данных процедур приведенные рассуждения представляются достаточно обоснованными. Дадим краткую характеристику интересов выделяемых групп лиц, придерживаясь предложенной схемы.
Первая группа - это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы лиц, - прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран проценты уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль; именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала.
Вторая группа состоит из одного представителя - это государство, которое, безусловно, заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Что касается социальных задач, то можно упомянуть о дополнительных рабочих местах, о морально-психологической стабильности работников, имеющих постоянную работу, и др. С экономической точки зрения заинтересованность государства не менее очевидна. Предоставляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распорядительных документов и в определенном смысле способствуя его деятельности с помощью различных льгот, протекционизма, финансирования и т.п., государство рассчитывает, в свою очередь, на получение определенного дохода посредством системы налогообложения.
В любой стране система начисления и взимания налогов отличается сложностью и имеет национальную специфику, однако, как правило, два налога составляют наибольший удельный вес - налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Поскольку база налогообложения для каждого из них различна, можно выделить два показателя, характеризующие деятельность коммерческой организации и представляющие интерес с позиции государства, - объем реализации и прибыль. Чем больше значения этих показателей, тем больше и отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.
Таким образом, в общем доходе коммерческой организации всегда присутствует доля, изымаемая государством посредством системы налогообложения и находящаяся в налогооблагаемой прибыли (прибыль до вычета налогов).