Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:00, курсовая работа
Основная цель работы: на основе оценки финансовых показателей, дать заключение о рентабельности предприятия.
Цель анализа финансовых результатов определяет задачи:
оценка выполнения планов реализации продукции и получения прибыли;
определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Введение
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации
1.1. Правовой статус организации
1.2. Организационная и экономическая характеристика
2. Анализ показателей прибыли и рентабельности
2.1. Показатели прибыли и доходов используемые в комплексном экономическом анализе
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
2.3. Влияние учетной политики на размер прибыли
2.4. Факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом и отдельных ее видов
2.5. Анализ прочих доходов и расходов
2.6. Анализ показателей рентабельности
3. Подсчет и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие
окупаемость издержек
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) — отношение валовой (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рассчитаем рентабельность производственной деятельности для ООО «Ува-Молоко»:
Rз=32686/1553661=0,02 или Rз=-8481/1553661=-0,01.
Организация несет убыток 1 копейку с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) — отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):
Характеризует эффективность
предпринимательской
Для организации данные показатели равны:
Rпр=-9349/1544312=-0,01
Таким образом, получаем что предприятие несет убыток в сумме 1 копейка с каждого рубля продаж.
Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Найдем рентабельность капитала как соотношение балансовой прибыли к собственному капиталу:
Rк=-6896/59419=-0,12
ООО «Ува-Молоко» имеет убыток 12 копеек с каждого рубля собственного капитала.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Рассчитаем уровень рентабельности по молоку:
Rо=17133/91930*100=18,6%
Rусл=11169/91930*100=12,1%
R1=12640/90459*100=14,0%
∆R=14,0%-18,6%=-4,6%
В 2008 году затраты окупились на 18,6 копеек с каждого рубля затрат, в 2009 году окупаемость снизилась на 4,6%, за счет сокращения прибыли на 6,5%, а за счет сокращения себестоимости на 1,9% окупились.
Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия А произведем способом цепной подстановки, возьмем продукцию Сыр Голландский:
Rпл=(Цпл-Спл)/Спл=(113,5-51,
Rусл1=(Цф-Спл)/Спл=(114,15-51,
Rусл2=(Цф-Сф)/Сф=(114,15-53,
Уровень рентабельности в 2009 году снизился по сравнению с предыдущим на 9,1% (111,-120,6), за счет погашения цены уровень рентабельности возрос на 1,9% (122,5-120,6), а за счет погашения себестоимости снизился га 11% (111,5-122,5).
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Рассчитаем также уровень рентабельности продаж для сыра Голландского:
Rпл=(113,5-51,45)/113,5=54,7%
Rусл1=(114,15-51,45)/114,15=
Rусл2=(114,15-53,97)/114,15=
Уровень рентабельности продаж Сыра Голландского на 2009 год снизился на 2%, за счет погашения цены увеличился на 0,2%, а за счет погашения себестоимости снизился 2,2%.
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
При углубленном анализе
необходимо изучить влияние факторов
второго уровня, от которых зависит
изменение среднереализационных цен,
себестоимости продукции и
Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М.И. Банановым и А.Д. Шереметом [3]:
где Р - прибыль балансовая; F - средняя стоимость основных фондов; Е - средние остатки материальных оборотных средств; N - выручка от реализации продукции; Р/ N - рентабельность продаж; F/N + Е/ N - капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости); S/ N - затраты на рубль продукции; U/N, M/N, A/N - соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.
Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства.
3. Подсчет и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности
Основные источники резервов роста прибыли и рентабельности. Методика их подсчета.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 3).
Для определения резервов роста прибыли по первому источнику необходимо резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
Таблица 3.1
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
Вид продукции |
Резерв увеличения объема реализации |
Фактическая сумма прибыли за ед. товарной продукции |
Резерв увеличения прибыли |
A |
33971 |
2,12 |
72018,52 |
B |
-21924 |
74,58 |
-1635091,92 |
C |
-4709 |
60,18 |
-283387,62 |
D |
64 |
26,92 |
1722,88 |
E |
-17767 |
40,69 |
-722939,23 |
F |
214 |
40,44 |
8654,16 |
итого: |
-2559023,21 |
Объем реализации сократился, поэтому резерв увеличения прибыли отрицательный.
Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста;
Таблица 3.2.
Резерв увеличения прибыли за счет сокращения себестоимости продукции
Вид продукции |
Резерв снижения себестоимости |
Возможный объем реализации продукции |
Резерв увеличения прибыли |
A |
-12,06 |
774628 |
-9342013,68 |
B |
-4,9 |
85878 |
-420802,2 |
C |
2,52 |
719772 |
1813825,44 |
D |
-3,67 |
8025 |
-29451,75 |
E |
-0,59 |
338744 |
-199858,96 |
F |
4,08 |
841 |
3431,28 |
итого: |
-8174869,87 |
За счет сокращения себестоимости продукции предприятие может сэкономить 8174870 руб.
Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции (табл. 20.15):
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р П) и снижение себестоимости товарной продукции (Р С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
где Р R - резерв роста рентабельности; Rв - рентабельность возможная; Rф - рентабельность фактическая; Пф - фактическая сумма прибыли; Р П - резерв роста прибыли от реализации продукции; VРПв - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста; Сiв - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения; Зф- фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
В заключение анализа
финансовых результатов должны быть
разработаны конкретные мероприятия
по освоению выявленных резервов и
система осуществления монитори
Освоение резервов роста прибыли на имеющихся производственных мощностях без дополнительных капитальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат, позволит увеличить не только рентабельность работы предприятия, но и запас его финансовой прочности.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проанализировав финансовые результаты ООО «Ува-молоко» можно сделать следующие выводы:
1. Предприятие получило убыток от деятельности: балансовая прибыль сократилась на 17763 тыс. руб. В 2008 году организация получила прибыль, главным образом, за счет прочей реализации. В 2009 году прибыль от реализации возросла на 37763 тыс. руб., однако прибыль от прочей реализации сократилась значительно. Таким образом, в 2009 году основную часть прибыли составляет по-прежнему прибыль от прочей реализации, прибыль от обычных видов деятельность также отрицательна, но появилась положительная динамика, и внереализационные финансовые результаты также отрицательно повлияли на получение прибыли до налогообложения.
Проведя факторный анализ состава балансовой прибыли, я выяснила какие факторы положительно повлияли на показатель балансовой прибыли, а какие отрицательно. Таким образом, сокращение убытка от реализации продукции, а также положительная динамика внереализационных финансовых результатов увеличили прибыль до налогообложения, а падение показателя прибыли от прочей реализации сократили нашу прибыль на 56703 тыс. руб.