Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:00, курсовая работа
Основная цель работы: на основе оценки финансовых показателей, дать заключение о рентабельности предприятия.
Цель анализа финансовых результатов определяет задачи:
оценка выполнения планов реализации продукции и получения прибыли;
определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Введение
1. Организационно-экономическая и правовая характеристика организации
1.1. Правовой статус организации
1.2. Организационная и экономическая характеристика
2. Анализ показателей прибыли и рентабельности
2.1. Показатели прибыли и доходов используемые в комплексном экономическом анализе
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
2.3. Влияние учетной политики на размер прибыли
2.4. Факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом и отдельных ее видов
2.5. Анализ прочих доходов и расходов
2.6. Анализ показателей рентабельности
3. Подсчет и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить, используя данные табл. 2.4.1
Таблица 2.4.1
Анализ прибыли от реализации продукции
Показатель |
2008 |
2009 |
Абсолютное отклонение (+,-) |
Выручка от реализации продукции (В) |
1719959 |
1544312 |
-175647 |
Полная себестоимость реализованной продукции (С) |
1724580 |
1511626 |
-212954 |
Коммерческие расходы (КР) |
12960 |
11545 |
-1415 |
Управленческие расходы (УР) |
29447 |
30490 |
+1043 |
Прибыль от реализации ПР |
-47028 |
-9349 |
+37679 |
Факторный анализ прибыли от продаж:
ПР=В-С-КР-УР
∆ПР=ПР1-ПР0
∆ПР=-9349-47028=37679 тыс.руб.
ПР(В)=В1-С0-КР0-УР0
ПР(В)=15544312-1724580-12960-
∆ПР1=-212675+47028=-165647 тыс.руб.
ПР(С)=В1-С1-КР0-УР0
ПР(С)=1544312-1511626-12960-
∆ПР2=-9721+212675=202954 тыс,руб
ПР(КР)=В1-С1-КР1-УР0
ПР(КР)= 1544312-1511626-11545-29447=-
∆ПР3=-8306+9721=1415 тыс.руб.
ПР(УР)=В1-С1-КР1-УР1
ПР(УР)= 1544312-1511626-11545-30490=-
∆ПР4=-9349+8306==1043 тыс.руб.
Поверка:
∆ПР=∆ПР1+∆ПР2+∆ПР3+∆ПР4
∆ПР=-165647+202954+1415-1043=
Проведя факторный анализ прибыли от реализации, я делаю выводы о том, что за счет сокращения выручки от реализации организация недополучила прибыль в размере 165647 тыс. руб.
Себестоимость продукции сократилась и дала дополнительную прибыль 202954 тыс.руб.
На основании того, что уменьшились показатели выручки и себестоимости , можно говорить о том, что сократился объем реализации продукции или уменьшились цены реализации, а сокращение себестоимости может говорить о том, что или сократились затраты на рубль товарной продукции или уменьшился объем реализованной продукции. Анализ данных статей мне предстоит позже. Но положительная динамика все есть, так как себестоимость сократилась значительнее выручки.
Сокращение коммерческих расходов повлияло положительно на финансовый результат от продаж, а увеличение управленческих расходов - отрицательно.
Прибыль от продаж изменяется под воздействием четырех факторов:
- объем продаж;
- структура товарной продукции;
- цена реализации;
- себестоимость.
∑П0=∑В0-∑З0
∑В0=∑q0*ц0
∑З0=∑q0*c0
∑Пусл. =∑Вусл.- ∑Зусл.
∑Вусл.= ∑q1*ц0
∑Зусл.= ∑q1*c0
∑П1=∑В0-∑З1
∑В1=∑q1*ц1
∑З1=∑q1*c1
Анализ изменения прибыли:
∆П=П1-П0
∆Пq=(∑Зусл/∑З0 – 1)*∑П0
∆Пстр=∑Пусл.-∑П0-∑Пq
∆Пц=∑В1-∑Вусл
∆Пс/с=∑Зусл.-∑З1
Проведем анализ по группе Молоко:
Примем для продукции условные обозначения:
А- Молоко классическое 0,5 ж.3,2%,шт
B- Молоко отборное 0,5 ж.3,4%, шт
C- Молоко Российское "Облачково" 0,5 1,5%, шт
D- Молоко Российское 1л, 2,5%, шт
E- Молоко Российское 0,5л, 2,5%, шт
F- Молоко Российское 0,9л, 2,5%, шт
G- Молоко топленое ж.2,5%, шт
Таблица 2.4.2.
Анализ прибыли от реализации молока
Показатель |
Продукция |
Итого | ||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G | ||
1. Объем продаж |
||||||||
q1 |
129907 |
119865 |
8697 |
4643128 |
1466087 |
148269 |
151569 |
|
q0 |
136098 |
111765 |
9087 |
5110976 |
1235432 |
161324 |
176987 |
|
2. Цена реализации |
||||||||
ц1 |
13,75 |
14,59 |
12,63 |
16,72 |
12,07 |
14,21 |
13,18 |
|
ц0 |
12,99 |
14,11 |
12,59 |
16,90 |
11,99 |
14,22 |
11,99 |
|
3. Себестоимость единицы продукции |
||||||||
с1 |
12,00 |
12,31 |
9,85 |
14,58 |
11,09 |
11,24 |
11,27 |
|
с0 |
11,87 |
12,24 |
9,81 |
13,99 |
10,98 |
11,67 |
10,78 |
|
4. Затраты фактические. Тыс. руб |
||||||||
q1c1 |
1559 |
1476 |
86 |
67710 |
16254 |
1666 |
1708 |
90459 |
q0c0 |
1615 |
1368 |
89 |
71503 |
13565 |
1882 |
1908 |
91930 |
q1c0 |
1542 |
1467 |
85 |
64957 |
16098 |
1730 |
1634 |
87513 |
5. Выручка, тыс. руб. |
||||||||
q1ц1 |
1786 |
1748 |
110 |
77651 |
17700 |
2107 |
1997 |
103099 |
q0ц0 |
1768 |
1577 |
114 |
86375 |
14813 |
2294 |
2122 |
109063 |
q1ц0 |
1687 |
1691 |
110 |
78469 |
17578 |
2108 |
1817 |
103460 |
6. Прибыль, тыс. руб. |
||||||||
q1ц1-q1c1 |
227 |
272 |
24 |
9941 |
1446 |
441 |
289 |
12640 |
q0ц0-q0c0 |
153 |
209 |
25 |
14872 |
1248 |
412 |
214 |
17133 |
q1ц0-q1c0 |
145 |
224 |
25 |
13512 |
1480 |
378 |
183 |
15947 |
Проведем факторный анализ изменения прибыли от реализации молока:
∆П=12640-17133=-4493 тыс. руб.
∆Пq=(87513/91930 – 1)*17133=-823 тыс. руб.
∆Пстр=15947-17133+823=-363 тыс. руб.
∆Пц=103099-103460=-361 тыс.руб.
∆Пс/с=87513-90459=-2946 тыс.руб.
Проверка: -4493-823-363-2946=-4493 тыс. руб.
Таким образом, получаем, что на прибыль от продажи молока в значительной степени повлияло изменение себестоимости – сократило прибыль на 2946 тыс. руб. и объема произведенной продукции – соктратило прибыль на 823 тыс. руб..
В процессе дальнейшего
анализа изучается влияние
∆Пq=(q1-q0)*(ц0-с0)
∆Пц=q1*(ц1-ц0)
∆Пс/с=q1*(c0-c1)
∆П0=q0*(ц0-с0)
∆П1=q1*(ц1-с1)
∆П=П1-П0
Проанализируем на примере Молока Российского 1л, 2,5%жирности, наиболее продаваемого молока:
∆Пq=-467848*2,91=-1361438 руб.
∆Пц=4643128*(16,72-16,90)=-
∆Пс/с=4643128*(13,99-14,58)=-
∆П0=14872 тыс.руб.
∆П1=9941 тыс.руб.
∆П=9941-14872=-4931 тыс. руб.
Проверка: -1361-836-2739=-4931 тыс. руб.
Таким образом, на прибыль от реализации данной продукции повлияло сокращение объема продаж, но в значительной степени себестоимость продукции. Таким образом, предприятию необходимо пересмотреть статьи затрат и наметить резервы их снижения.
Проведем анализ прибыли от реализации сыра:
A – Адыгейский
B - Гауда
С – Голландский
D – Костромской
Е – Российский
F – Пошехонский
Таблица 2.4.3.
Анализ прибыли от реализации сыра:
Показатель |
Продукция |
ИТОГО | |||||
A |
B |
C |
D |
E |
F | ||
1. Объем продаж |
|||||||
q1 |
774628 |
85878 |
719772 |
8025 |
338744 |
841 |
|
q0 |
808599 |
63954 |
715013 |
8089 |
320977 |
1055 |
|
2. Цена реализации |
|||||||
ц1 |
86,08 |
118,04 |
114,15 |
111,15 |
118,34 |
116,55 |
|
ц0 |
83,96 |
133,55 |
113,5 |
111,14 |
121,85 |
109 |
|
3. Себестоимость единицы продукции |
|||||||
с1 |
36,28 |
43,82 |
53,97 |
84,23 |
77,65 |
76,11 |
|
с0 |
48,34 |
48,72 |
51,45 |
87,90 |
78,24 |
72,03 |
|
4. Затраты фактические. Тыс. руб |
|||||||
q1c1 |
28107 |
3763 |
38846 |
676 |
26305 |
64 |
97761 |
q0c0 |
39087 |
3116 |
36789 |
711 |
25113 |
76 |
104892 |
q1c0 |
37445 |
4184 |
37034 |
705 |
26503 |
61 |
105932 |
5. Выручка, тыс. руб. |
|||||||
q1ц1 |
66680 |
10137 |
82162 |
892 |
40087 |
98 |
200056 |
q0ц0 |
67890 |
8541 |
81154 |
899 |
39111 |
115 |
197710 |
q1ц0 |
65038 |
11469 |
81694 |
892 |
41276 |
92 |
200460 |
6. Прибыль, тыс. руб. |
|||||||
q1ц1-q1c1 |
38573 |
6374 |
43316 |
216 |
13782 |
34 |
102295 |
q0ц0-q0c0 |
28803 |
5425 |
44365 |
188 |
13998 |
39 |
92818 |
q1ц0-q1c0 |
27593 |
7285 |
44660 |
187 |
14773 |
31 |
94528 |
Факторный анализ:
∆П=102295-92818=9477 тыс. руб.
∆Пq=(105932/104892 – 1)*92818=920 тыс. руб.
∆Пстр=94528-92818-920=790 тыс. руб.
∆Пц=200056-200460=-404 тыс.руб.
∆Пс/с=105932-97761=8171 тыс.руб.
Проверка: 920+790-404+8171=9477 тыс. руб.
В результате анализа выяснилось, что на увеличение прибыли от реализации разных видов сыра повлияло положительно низкая себестоимость данной продукции. Увеличение цен отрицательно сказалось на прибыли.
Изучим влияние факторов на изменение прибыли от реализации Сыра Российского:
∆Пq=(338744-320977)*(121,85-
∆Пц=338744*(118,34-121,85)=-
∆Пс/с=338744*(78,24-77,65)=
∆П0=13998 тыс.руб.
∆П1=13782 тыс.руб.
∆П=13782-13998=-216 тыс. руб.
Переведем в тыс. руб.
Проверка: 775-1189+200=-214тыс. руб.
Уменьшение цены на сыр явилось фактором сокращения прибыли от реализации. Значит, предприятию необходимо пересмотреть порядок формирования цен. А изменение себестоимости продукции увеличило прибыль на 200 тыс. руб., а также за счет увеличения объема продаж прибыль выросла на 775 тыс. руб.
2.5. Анализ операционных и прочих доходов и расходов
Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; убытки от уценки готовой продукции и материальных запасов и т.д.
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому источнику прочих результатов.
Таблица 2.5.1
Анализ прочих доходов и расходов
Источник доходов и убытков |
2008 год |
2009 год |
Динамика, (+,-) | ||
Возмещение страховых событий |
87543 |
0,532704 |
-41340 |
-0,20 |
-128883 |
Доходы от переоценки тары |
19074 |
0,116066 |
1970569 |
9,62 |
1951495 |
Излишки товара |
9056789 |
55,11102 |
7167887 |
34,98 |
-1888902 |
Курсовые разницы |
25111 |
0,152802 |
19117 |
0,09 |
-5994 |
результат от пересортицы товаров |
65329 |
0,39753 |
-791975 |
-3,86 |
-857304 |
Получение субсидий |
8001345 |
48,68859 |
8579780 |
41,87 |
578435 |
Поступление квартплаты |
36591 |
0,222658 |
37971 |
0,19 |
1380 |
Проценты по банковским счетам |
-12269876 |
-74,6628 |
-12253590 |
-59,80 |
16286 |
Прочие доходы и расходы |
11985 |
0,072929 |
-63527 |
-0,31 |
-75512 |
Разницы стоимости возврата и фактической стоимости товаров |
-2134 |
-0,01299 |
-5133 |
-0,03 |
-2999 |
Реализация материалов |
11034567 |
67,1459 |
1185414 |
5,78 |
-9849153 |
Реализация незавершенного строительства |
110 |
0,000669 |
950 |
0,00 |
840 |
Реализация ОС |
9189875 |
55,92086 |
7434 |
0,04 |
-9182441 |
Реализация ЦБ |
0 |
0 |
0,00 |
0 | |
Списание задолженности |
115689 |
0,703973 |
8891098 |
43,39 |
8775409 |
Услуги банка |
-1420876 |
-8,6461 |
-1360108 |
-6,64 |
60768 |
Амортизация |
-50978 |
-0,3102 |
-37093 |
-0,18 |
13885 |
Аренда |
-1114567 |
-6,7822 |
-1103216 |
-5,38 |
11351 |
Водный налог |
-79317 |
-0,48265 |
-79476 |
-0,39 |
-159 |
Гос. Пошлина |
-57521 |
-0,35002 |
-60507 |
-0,30 |
-2986 |
Налог на землю |
-26784 |
-0,16298 |
-25778 |
-0,13 |
1006 |
Налог на имущество |
-4986523 |
-30,3432 |
-4612793 |
-22,51 |
373730 |
Налог на пользование недрами |
-590 |
-0,00359 |
-596 |
0,00 |
-6 |
Оценка имущества |
-17432 |
-0,10607 |
-63559 |
-0,31 |
-46127 |
Пени и штрафы по налогам |
-119843 |
-0,72925 |
-1368022 |
-6,68 |
-1248179 |
Содержание квартиры |
-30011 |
-0,18262 |
-30823 |
-0,15 |
-812 |
Списание материалов в связи с негодностью использования |
-18901 |
-0,11501 |
-12398 |
-0,06 |
6503 |
Списание ОС |
-45623 |
-0,27762 |
-439542 |
-2,14 |
-393919 |
Транспортный налог |
-872167 |
-5,30718 |
-592249 |
-2,89 |
279918 |
Услуги нотариуса |
-230 |
-0,0014 |
-540 |
0,00 |
-310 |
Услуги страхования |
-95419 |
-0,58063 |
-83914 |
-0,41 |
11505 |
Штрафы |
-1500 |
-0,00913 |
-10000 |
-0,05 |
-8500 |
Итого: |
16433716 |
100 |
4824041 |
23,5415 |
-11609675 |
В целом в 2009 году доходы от прочей деятельности сократились на 116610 тыс. руб., что сказалось и на конечном финансовом показателе – балансовой прибыли. Это произошло за счет увеличения затрат по услугам страхования, за счет увеличения сумм пени, штрафов по налогам, пересортицы товаров, возмешщение страховых случаев. В 2009 году наибольшую выгоду от прочих операций принесли субсидии ( их доля составляет 41,87% в общей семе прибыли от прочей реализации), выявление излишков товара (доля – 34,98%), списание задолженности в сумме 8891 тысяч рублей (доля – 43,39%). Наибольший убыток принесли проценты по банковским счетам, налоги.
Таким образом, предприятию необходимо не допускать лишние затраты, своевременно отчитываться перед налоговой службой, чтобы избежать взысканий, не допускать возникновения страховых случаев, исключать пересортицу товаров, ответственным лицам необходимо внимательнее вести учет.
Доходы от сдачи в аренду основных средств и земли зависят от количества сданных объектов в аренду или от размера земельной площади и уровня арендной платы. На данном предприятии сумма полученного дохода от сдачи в аренду основных средств увеличилась за счет роста уровня арендной платы в связи с инфляцией.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных нарушений.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.
Убытки от списания невостребованной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне, а также по причине банкротства клиентов. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
2.6 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ